2. Типы денежных систем.
Типы денежных систем определяются прежде всего в зависимости от денежного материала (товарного, металлического, бумажного, виртуального), который используется для изготовления денежных знаков. Поэтому данный денежный материал называется валютным. Если основные деньги государства изготовлены, например, из золота, то оно имеет золотую валюту.
На базе сформулированного принципа с учетом исторически существовавших видов и форм денег можно дать следующую классификацию основных типов денежных систем:
• товарные;
• металлические (монометаллические и биметаллические);
• фидуциарные.
Кроме названных основных типов денежных систем существуют их смешанные и переходные разновидности.
Металлические денежные системы. Металлические денежные системы классифицируются в зависимости от того, какой металл играет роль денег. Они подразделяются на монометаллические и биметаллические.
Металлические денежные системы
Монометаллические
| Биметаллические
| |||||||||
Медный монометаллизм
| Серебряный монометаллизм
| Золотой монометаллизм
| Параллельные валюты
| Двойные валюты
| «Хромающие» валюты
| |||||
|
| Золотомонетный стандарт | Золотослитковый стандарт | Золотодевизный стандарт
|
|
|
|
Монометаллическими называются денежные системы, при которых один металл занимает господствующее положение, служит основным всеобщим эквивалентом и доминирует в денежном обращении. Развитые металлические денежные системы исторически учреждались на основе меди, серебра, золота.
Медный монометаллизм существовал в Древнем Риме в III—II вв. до н. э. В Российской империи медные монеты были денежным материалом достаточно длительное время, что порождало значительные проблемы при платежах. Например, в 1748 г. Елизавета Петровна наградила М.В. Ломоносова за поздравительную оду двумя тысячами рублей. Вес медных денег составил 1800 кг. Вознаграждение в виде мешков с медными деньгами доставляли на квартиру М. В. Ломоносова на двух подводах в сопровождении вооруженной охраны.
Серебряный монометаллизм господствовал, например, в Индии (1852-1893 гг.), Голландии (1847-1875 гг.); в Китае существовал до 1935 г. В Российской империи Манифестом от 20 июня 1810 г. было установлено, что «законной мерой всех монет, обращающихся в государстве, является серебряный рубль»; 29 августа 1810 г. медная монета была объявлена разменной монетой.
Исторически переход от серебряного монометаллизма к золотому совершался в разных странах в течение длительного периода времени и характеризовался господством биметаллических денежных систем.
Биметаллизм — денежная система, при которой за двумя валютными металлами, например золотом и серебром, законодательно закрепляются денежные функции. Соответственно денежное обращение страны основывается на одновременном использовании золотых и серебряных монет. В результате формируется двойная система товарных цен.
Известны три разновидности биметаллизма: система параллельной валюты; система двойной валюты; система «хромающей» валюты.
Система параллельной валюты характеризуется тем, что ценовое соотношение между золотыми и серебряными монетами складывается стихийно на основе рыночной стоимости денежных металлов, золота и серебра.
Система двойной валюты отличается тем, что паритет между стоимостью золота и серебра устанавливается государством. Чеканка монет, их прием при совершении актов купли-продажи осуществляется в соответствии с узаконенным соотношением.
В европейских странах фиксированный паритет золота к серебру в соотношении 1 :15,5 (одна весовая единица золота приравнивалась к пятнадцати с половиной весовым единицам серебра) был введен в 1803 г. Но при стихий-ном колебании рыночных цен на золото и серебро один из металлов оказывался оцененным ниже его фактической рыночной стоимости, другой — выше.
Система «хромающей» валюты действует тогда, когда государство осуществляет чеканку монет из одного денежного металла и отказывается от чеканки монет из какого-либо иного металла. Вместе с тем в обращении свободно используются золотые и серебряные монеты.
Существование биметаллических денежных систем исторически было связано со значительными количествами серебра, добываемого в Америке и Европе. Однако равное обращение золота и серебра противоречит самой природе денег как единственного товара-эквивалента. Несмотря на формальное законодательно поддерживаемое равноправие золота и серебра, один металл фактически выполнял главную роль, другой — подчиненную.
Непрочность биметаллических систем вызвала переход к золотому монометаллизму.
- Институт «Экономики и бизнеса»
- Институт «Экономики и бизнеса»
- Содержание
- Раздел I. Деньги
- Тема 11. Организация кредитного процесса
- 15. Центральный банк
- 16. Коммерческие банки
- Тематические планы изучения дисциплины
- 0604 Очная форма обучения
- 0604 Заочная форма обучения
- 0604 Очно-заочная форма обучения
- 0605 Очная форма обучения
- 0605 Заочная форма обучения
- 0605 Очно-заочная форма обучения
- 2.1. Методические указания по выполнению курсовой работы с тематикой курсовых работ .
- Темы курсовой работы
- Тема 1. Бумажные и кредитные деньги
- Тема 2. Денежное обращение
- Тема 3. Денежная система
- Тема 4. Система безналичных расчетов в России
- Тема 5. Инфляция и ее особенности в современных условиях
- Тема 6. Валютная система. Ее виды
- Тема 7. Современный рынок ссудных капиталов
- Тема 8. Современная кредитная система
- Тема 9. Ссудный капитал и кредит
- Тема 10. Центральные банки
- Тема 11. Денежно-кредитная и валютная политика Центральных банков
- Тема 12. Регулирование Банком России деятельности коммерческих банков
- Тема 13. Коммерческие банки
- Тема 14. Пассивные операции коммерческих банков
- Тема 15. Активные операции коммерческого банка
- Тема 16. Организация и порядок предоставления банковских кредитов
- Тема 1. Международные операции коммерческих банков
- Тема 2. Сберегательные банки в Российской Федерации
- Тема 3. Конвертируемость. Ее типы
- Рекомендации по написанию контрольных работ:
- Темы контрольной работы работы
- План организации самостоятельной работы студентов
- 2.3. Задания и методические указания по проведению практических и семинарских занятий Практическое занятие №1
- Тема 3. Денежное обращение. Денежный оборот и его структура.
- Вопросы для индивидуальных занятий
- Тема 4. Инфляция и методы ее регулирования
- Тема 7. Платежный баланс страны.
- Тема 12. Ссудный процент и его роль.
- Тема 15. Центральный банк
- Вопросы и задачи для индивидуальных занятий
- Тема 16. Коммерческие банки
- Краткое содержание и методические указания по выполнению заданий
- Краткое содержание и методические указания по выполнению заданий
- Вопросы и задачи для индивидуальных занятий
- Тема 1. Происхождение и сущность денег.
- Тема 10. Законы, формы и виды кредита
- Тема 11. Организация кредитного процесса
- Тема 13. Кредит в международных экономических отношениях
- Раздел III Банки
- Тема 14. Понятие и элементы банковской системы
- 2.4.Основная литература
- 2.5 Перечень средств, методов обучения и способов учебной деятельности, применение которых для освоения тех или иных тем или разделов наиболее эффективно.
- 2.6 Требования к уровню освоения программы и формы текущего и промежуточного контроля знаний
- 3.Учебно-практическое пособие
- Тема 1. Происхождение и сущность денег.
- 1. Этапы происхождения денег.
- 2. Функции денег.
- 3. Эволюция денег
- Тема 2. Денежная система элементы и типы.
- 2. Типы денежных систем.
- 3. Золотой стандарт в Российской империи.
- 4. Функционирование денежной системы
- Тема 3. Денежный оборот и его структура.
- 1. Понятие и виды денежного платежного оборота.
- 2. Понятие и виды денежной эмиссии.
- 3. Денежная база, денежная масса и денежное обращение
- 4. Законы денежного обращения
- Вопросы для проверки знаний:
- Тема 4. Инфляция: причины, виды, типы.
- 1. Формы проявления, причины и последствия инфляции
- 2. Типы, виды и формы инфляции
- 3. Методы, границы и противоречия регулирования инфляции
- Тема 5. Эволюция мировой валютной системы.
- 1. Закономерности развития мировой валютной системы.
- 2. Парижская валютная система.
- 3. Генуэзская валютная система.
- 4. Бреттонвудская валютная система.
- 5. Ямайкская валютная система.
- 6. Международные финансовые институты.
- Тема 7. Платежный баланс страны
- 1. Содержание платежного баланса страны
- Тема 8. Регулирование международных расчетов
- 1. Содержание процесса регулирования национального валютного рынка
- 2. Эффективность валютного контроля и валютного регулирования.
- Тема 9. Сущность функции и принципы кредита
- 1.Функции кредита.
- 2. Принципы кредитования.
- 3. Механизм функционирования кредитной системы.
- Тема 10. Законы формы и виды кредита
- 1. Основные этапы развития кредитных отношений
- 2. Формы кредита.
- 5.Межбанковский кредит.
- 3. Виды кредита
- Тема 11. Этапы кредитного процесса.
- 2. Процессы кредитного мониторинга и погашения кредита
- 2. Процессы кредитного мониторинга и погашения кредита
- 1. Процентный доход и ставка процента
- 2. Определение рыночной ставки процента
- 3. Факторы, определяющие различия в процентных ставках
- Тема 15. Центральный банк
- Тема 16. Коммерческие банки
- 1. Функции и принципы деятельности коммерческих банков
- 2. Операции коммерческих банков
- Тема 17. Пассивные операции коммерческих банков
- Тема 18. Активные операции коммерческих банков
- Словарь основных понятий и терминов
- Итоговые вопросы для подготовки к зачету
- 5.2.Вопросы для подготовки к экзамену
- Цель применяемой активной формы обучения
- Сценарий активной формы обучения.
- Ответы к задачам
- Деньги, кредит, банки