1. Этапы происхождения денег.
Чаще всего происхождение денег объясняется объективными причинами. К ним относятся: экономический рост; разделение общественного труда; выделение особого товара, наиболее приспособленного к роли посредника при совершении обменных операций. Данное объяснение составляет суть эволюционной концепции происхождения денег.
Однако все события конкретной истории общества, в том числе и денежного обращения, обусловлены не только объективными обстоятельствами хозяйственной жизни, но и конкретными действиями людей, правительств. В ряде случаев субъективные моменты занимают доминирующее положение в исследовании, все внимание акцентируется лишь на них. Тогда деньги рассматриваются как продукт соглашения между людьми. Это дает повод для выделения особой рационалистической концепции денег, объясняющей их происхождение. Она возникла еще в древности. Так, Аристотель писал: «...Все, что участвует в обмене, должно быть каким-то образом сопоставимо. Для этого появилась монета и служит в известном смысле посредницей, ибо все ею измеряется... ...По общему уговору появилась монета; оттого и имя ей «номисма», что она существует не по природе, а по установлению и в нашей власти изменить ее или вывести из употребления».
В современных условиях филогенетический и онтогенетический подходы не образуют единого целого. Придерживаясь либо одной, либо другой концепции, ряд исследователей считают их несовместимыми. В англо-американской учебной литературе онтогенетический категориальный анализ полностью исключается. В действительности оба подхода взаимно дополняют друг друга и способны сформировать единую непротиворечивую систему научных представлений о сути и формах денег, денежном обращении. При всех вариантах целостное знание достигается только за счет ознакомления с обоими подходами.
Развитие производительных сил и производственных отношений повлекло за собой общественное разделение труда и создало условия для появления избыточного продукта, а вместе с ним потребности в обмене. Все производимые в обществе материальные ценности приобрели форму товаров, а это потребовало измерения воплощенных в них затрат труда. Такое измерение было произведено путем сопоставления стоимости определенного товара со стоимостью особого товара, используемого в качестве всеобщего эквивалента - денег.
В качестве денег в различные исторические эпохи и в различных странах выступали разные товары: скот, меха, одежда, орудия труда, украшения, а затем благородные металлы, которые впоследствии оказались наиболее пригодными для выполнения данной роли. Причастность к выполнению роли денег благородными металлами связана с такими свойствами, как делимость, однородность, сохраняемость.
В экономической литературе выделяются следующие этапы развития денег.
1 этап — появление денег с выполнением их функций случайными товарами;
2 этап - закрепление за золотом всеобщего эквивалента;
3 этап - переход к бумажным или кредитным деньгам;
4 этап — постепенное вытеснение наличных денег из оборота.
1 этап присущ натуральному хозяйству, когда продукция производилась для собственного потребления, а излишки использовались для обмена на продукцию других производителей, чаще всего случайно. Постепенно производство разнообразных товаров потребовало соблюдения эквивалентности их стоимости и способствовало выделению среди всеобщего многообразия некоего общего эквивалента в виде товаров, обладавших высокой ликвидностью и, соответственно, способностью к реализации. В качестве таких товаров выделялись скот, меха, драгоценные камни и металлы.
2 этап - выделение в качестве всеобщего эквивалента золота, которое в тот период обладало такими качествами, как - редкость, однородность, делимость, длительность хранения, большая стоимость и наличие достаточного количества.
3 этап - переход к бумажным деньгам был связан с неспособностью денег из благородных металлов реагировать на текущие условия хозяйствования. Для удобства оплаты товаров стал применяться вексель, представляющий собой безусловное письменное обязательство должника об уплате, обозначенной на нем суммы в указанный срок. Для гибкости вексельного обращения были введены банкноты, выпуск которых осуществлялся Центральным банком путем переучета векселей.
4 этап - продолжает развиваться в настоящее время, и направлен на постепенное вытеснение наличных денег из оборота. Движение денег на счетах происходит с помощью чеков, представляющих собой разновидность переводного векселя, содержащего безусловное распоряжение чекодателя кредитному учреждению о выплате чекодержателю указанной в нем суммы.
В 60 годах XX в. появляется новый вид электронного устройства по обработке чеков - электронные деньги. Это электронная система, функционирующая посредством передачи электронных сигналов и позволяющая осуществлять кредитные и платежные операции без применения бумажных носителей.
Снижение потребности в наличных денежных знаках связано с появлением специальных платежных средств в виде пластиковой карточки, с нанесенной на ней магнитной полосой или встроенным чипом, содержащими информацию о счете клиента в банке.
Таким образом, сущность денег заключается в том, что это специфический товарный вид, с натуральной формой которого срастается общественная функция всеобщего эквивалента. Она выражается в единстве трех свойств:
- всеобщей непосредственной обмениваемости;
- кристаллизации меновой стоимости;
- материализации всеобщего рабочего времени.
- Институт «Экономики и бизнеса»
- Институт «Экономики и бизнеса»
- Содержание
- Раздел I. Деньги
- Тема 11. Организация кредитного процесса
- 15. Центральный банк
- 16. Коммерческие банки
- Тематические планы изучения дисциплины
- 0604 Очная форма обучения
- 0604 Заочная форма обучения
- 0604 Очно-заочная форма обучения
- 0605 Очная форма обучения
- 0605 Заочная форма обучения
- 0605 Очно-заочная форма обучения
- 2.1. Методические указания по выполнению курсовой работы с тематикой курсовых работ .
- Темы курсовой работы
- Тема 1. Бумажные и кредитные деньги
- Тема 2. Денежное обращение
- Тема 3. Денежная система
- Тема 4. Система безналичных расчетов в России
- Тема 5. Инфляция и ее особенности в современных условиях
- Тема 6. Валютная система. Ее виды
- Тема 7. Современный рынок ссудных капиталов
- Тема 8. Современная кредитная система
- Тема 9. Ссудный капитал и кредит
- Тема 10. Центральные банки
- Тема 11. Денежно-кредитная и валютная политика Центральных банков
- Тема 12. Регулирование Банком России деятельности коммерческих банков
- Тема 13. Коммерческие банки
- Тема 14. Пассивные операции коммерческих банков
- Тема 15. Активные операции коммерческого банка
- Тема 16. Организация и порядок предоставления банковских кредитов
- Тема 1. Международные операции коммерческих банков
- Тема 2. Сберегательные банки в Российской Федерации
- Тема 3. Конвертируемость. Ее типы
- Рекомендации по написанию контрольных работ:
- Темы контрольной работы работы
- План организации самостоятельной работы студентов
- 2.3. Задания и методические указания по проведению практических и семинарских занятий Практическое занятие №1
- Тема 3. Денежное обращение. Денежный оборот и его структура.
- Вопросы для индивидуальных занятий
- Тема 4. Инфляция и методы ее регулирования
- Тема 7. Платежный баланс страны.
- Тема 12. Ссудный процент и его роль.
- Тема 15. Центральный банк
- Вопросы и задачи для индивидуальных занятий
- Тема 16. Коммерческие банки
- Краткое содержание и методические указания по выполнению заданий
- Краткое содержание и методические указания по выполнению заданий
- Вопросы и задачи для индивидуальных занятий
- Тема 1. Происхождение и сущность денег.
- Тема 10. Законы, формы и виды кредита
- Тема 11. Организация кредитного процесса
- Тема 13. Кредит в международных экономических отношениях
- Раздел III Банки
- Тема 14. Понятие и элементы банковской системы
- 2.4.Основная литература
- 2.5 Перечень средств, методов обучения и способов учебной деятельности, применение которых для освоения тех или иных тем или разделов наиболее эффективно.
- 2.6 Требования к уровню освоения программы и формы текущего и промежуточного контроля знаний
- 3.Учебно-практическое пособие
- Тема 1. Происхождение и сущность денег.
- 1. Этапы происхождения денег.
- 2. Функции денег.
- 3. Эволюция денег
- Тема 2. Денежная система элементы и типы.
- 2. Типы денежных систем.
- 3. Золотой стандарт в Российской империи.
- 4. Функционирование денежной системы
- Тема 3. Денежный оборот и его структура.
- 1. Понятие и виды денежного платежного оборота.
- 2. Понятие и виды денежной эмиссии.
- 3. Денежная база, денежная масса и денежное обращение
- 4. Законы денежного обращения
- Вопросы для проверки знаний:
- Тема 4. Инфляция: причины, виды, типы.
- 1. Формы проявления, причины и последствия инфляции
- 2. Типы, виды и формы инфляции
- 3. Методы, границы и противоречия регулирования инфляции
- Тема 5. Эволюция мировой валютной системы.
- 1. Закономерности развития мировой валютной системы.
- 2. Парижская валютная система.
- 3. Генуэзская валютная система.
- 4. Бреттонвудская валютная система.
- 5. Ямайкская валютная система.
- 6. Международные финансовые институты.
- Тема 7. Платежный баланс страны
- 1. Содержание платежного баланса страны
- Тема 8. Регулирование международных расчетов
- 1. Содержание процесса регулирования национального валютного рынка
- 2. Эффективность валютного контроля и валютного регулирования.
- Тема 9. Сущность функции и принципы кредита
- 1.Функции кредита.
- 2. Принципы кредитования.
- 3. Механизм функционирования кредитной системы.
- Тема 10. Законы формы и виды кредита
- 1. Основные этапы развития кредитных отношений
- 2. Формы кредита.
- 5.Межбанковский кредит.
- 3. Виды кредита
- Тема 11. Этапы кредитного процесса.
- 2. Процессы кредитного мониторинга и погашения кредита
- 2. Процессы кредитного мониторинга и погашения кредита
- 1. Процентный доход и ставка процента
- 2. Определение рыночной ставки процента
- 3. Факторы, определяющие различия в процентных ставках
- Тема 15. Центральный банк
- Тема 16. Коммерческие банки
- 1. Функции и принципы деятельности коммерческих банков
- 2. Операции коммерческих банков
- Тема 17. Пассивные операции коммерческих банков
- Тема 18. Активные операции коммерческих банков
- Словарь основных понятий и терминов
- Итоговые вопросы для подготовки к зачету
- 5.2.Вопросы для подготовки к экзамену
- Цель применяемой активной формы обучения
- Сценарий активной формы обучения.
- Ответы к задачам
- Деньги, кредит, банки