logo
Методичка Жмайло А

1.1.1.Происхождение денег

По самой распространённой версии, русское слово «деньги» (ед. ч., уст. «деньга») произошло от тюркского «теңге», или «деңге». В настоящее время тенге — денежная единица в Казахстане, а также разменная монета в Туркмении.

Деньги известны из глубокой древности. Они появились как результат более высокого развития производительных сил и товарных отношений. В настоящее время рассматриваются две концепции происхождения денег:

  1. Рационалистическая концепция рассматривает происхождение денег как

соглашение между людьми, которые убедились в том, что для передвижения стоимостей в меновом обороте необходимы специальные инструменты.

  1. Эволюционная концепция состоит в том, что деньги появились в результате

эволюционного процесса, который помимо воли людей привел к выделению отдельных предметов из общей массы, занявших в последствии особое место.

Вместе с тем вся история происхождения денег служит подтверждением эволюционной теории денег.

Каждая товарно-хозяйственная историческая эпоха выдвигала свои эквиваленты. Привилегированное положение занимали товары, которые служили наиболее важными предметами обмена.

Главная особенность, приближающая всеобщие эквиваленты к деньгам, выражается в том, что они в равной степени служат как для непосредственного потребления, так и в качестве орудия измерения стоимости и обращения.

Лишь с возникновением и развитием общественного разделения труда (выделение земледелия, скотоводства, а затем ремесел) обмен продуктами труда стал постоянным.

Это соизмерение требовало появления единой для всех товаров основы оценки. Такой основой является стоимость товара.

Стоимость товара - общественный труд, затраченный в процессе производства товара и овеществленный в этом товаре. Именно он  делает товары соизмеримыми.

Меновая стоимость - это способность товара обмениваться на другие товары в определенных пропорциях, т.е. обеспечивается  количественное  сравнение товаров.

Потребительная стоимость - способность продукта удовлетворять какую-либо потребность человека.