4.2.7.Бюджетное устройство и бюджетная система
Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.
В федеративных государствах бюджетная система состоит из 3-х звеньев:
·государственный бюджет или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства;
·бюджеты членов федерации (штатов в США, провинций в Канаде, субьектов федерации в России);
·местные бюджеты.
В федеративных государствах местные бюджеты своими доходами и расходами не включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых не входят в Федеральный бюджет.
Бюджетная система - это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.
Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.
Консолидированный бюджет РФ - это свод федерального бюджета и бюджетов Федерации, т.е. бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований. Этот бюджет используется для анализа показателей бюджетной системы, в частности при установлении нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований. Данный бюджет не утверждается законодательным органом власти.
Бюджетная система строится в соответствии с рядом принципов (Рис.1).
Рис.1
Рис. Принципы построения бюджетной системы РФ
Единство - обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации и форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой социально-экономической и налоговой политикой.
Полнота - означает, что в каждом звене бюджетной системы доходы и расходы должны отражаться в полном объеме.
Реальность - это правдивость бюджетных показателей.
Гласность означает, что утвержденные бюджеты, отчеты об их исполнении, сводный отчет консолидированного бюджета РФ, консолидированные бюджеты территорий, а также Бюджетное послание Президента РФ должны обязательно быть опубликованы.
Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования. К собственным источникам относятся закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета, отчисления по регулирующим доходам, дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно правительственными органами субъектов Федерации и местными органами самоуправления.
Бюджетный федерализм представляет собой бюджетные взаимоотношения Центра и регионов. Это наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве.
В соответствии с законодательством РФ доходная часть Территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулируемых доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.
Закрепленные доходы - это доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты. Например, в настоящее время за бюджетами субъектов федерации закреплен налог на имущество предприятий, за местными бюджетами - налог на имущество физических лиц.
Регулирующие доходы - средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов. Они зачисляются в соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений, устанавливаемых при утверждении вышестоящих бюджетов.
Дотации - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците.
Субвенции - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на финансирование строго целевого мероприятия. Например, субвенции г. Москве для осуществления его функций столицы и др.
Кредитные резервы - средства, передаваемые на кредитной основе, т.е. они должны быть возвращены через определенный срок с процентами или без них.
В 1997г был введен новый механизм межбюджетных отношений, при котором основным регулятором их стал выступать Целевой фонд финансовой поддержки регионов. Средства фонда распределяются для всех регионов по единому принципу.
Из фонда финансовой поддержки субъектов Федерации оказывается помощь тем субъектам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в среднем по Российской Федерации и у которых собственных доходов и дополнительных средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов (субъекты Федерации, особо нуждающиеся в поддержке).
Трансферты регионам перечисляются ежемесячно исходя их фактических поступлений налогов в федеральный бюджет, а также с учетом удельного веса каждого региона, в зависимости от статуса в Фонде финансовой поддержки.
Помимо трансфертов сохранился порядок выделения регионам бюджетных ассигнований на капитальные вложения для осуществления федеральных целевых программ и на иные мероприятия, согласованные на федеральном уровне.
Расходы бюджетов всех уровней подразделяются на расходы, включенные в бюджет текущих расходов и бюджет развития.
В бюджет развития входят ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и др. Затраты, связанные с расширенным воспроизводством.
Бюджеты всех уровней должны быть сбалансированы. При наличии дефицита - первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.
Для сбалансированности бюджетов органы власти могут установить предельные размеры дефицита бюджета.
Если в ходе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, т.е. пропорциональное снижение государственных расходов (на 5, 10, 15%) ежемесячно по всем статьям бюджета в течении оставшегося времени текущего финансового года. Однако, секвестру не подлежат защищенные статьи (зарплата с учетом взносов на социальное страхование и отчислений, стипендии, государственные пособия, приобретение медикаментов и т.п.).
Покрытие дефицита бюджета происходит также за счет выпуска государственных займов или использования кредитных ресурсов.
- Жмайло а.Ф. Финансы и кредит
- Оглавление
- Раздел I. Деньги, денежное обращение и денежная система 7
- Тема 1.1 Сущность и функции денег 7
- Раздел I. Деньги, денежное обращение и денежная система Тема 1.1 Сущность и функции денег
- 1.1.1.Происхождение денег
- 1.1.2. Функции денег
- 1.1.3. Виды денег
- . Тема 1.2 Денежное обращение и денежная система
- 1.2.1 Сущность и структура денежного оборота
- 1.2.2.Организация налично-денежного оборота в Российской Федерации. Безналичный платежный оборот
- 1.2.3.Закон денежного обращения
- 1.2.4.Денежная масса и денежная база. Агрегаты денежной массы.
- 1.2.5.Денежная система и ее элементы
- 1.2.6.Денежная система России
- 1.2.7. Инфляция и формы ее проявления
- 1.2.8.Денежные реформы и методы их проведения
- Раздел 2. Понятие о финансах и управление финансами Тема 2.1 Социально-экономическая сущность финансов и их функции в условиях рыночной экономики
- 2.1.1.Понятие финансов, сущность и функции финансов
- 2.1.2.Типы и группы финансовых отношений
- Тема 2.2. Финансовая система
- 2.2.1.Понятие финансовой системы, взаимосвязь сфер и звеньев финансовых отношений.
- 2.2.2.Централизованные и децентрализованные фонды денежных, средств
- 2.2.3.Государственные финансы и их характеристика.
- Тема 2.3 Финансовая политика
- 2.3.1 Понятие и типы финансовой политики
- 2.3.2.Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики
- Тема 2.4 Управление финансами
- 2.4.1.Общее понятие об управлении финансами
- 2.4.2.Органы управления финансами, задачи и функции
- 2.4.3. Финансовая дисциплина и ее значение
- Тема 2.5 Финансовый контроль
- 2.5.1. Сущность финансового контроля и его развитие в рыночных условиях
- 2. 5.2.Виды, формы и методы проведения финансового контроля
- Раздел 3. Финансы хозяйствующих субъектов и населения Тема 3.1 Сущность, функции и принципы организации финансов коммерческих организаций (предприятий)
- 3.1.1.Сущность финансов коммерческих организаций (предприятий) и их роль в условиях рынка.
- 3.1.2.Финансовые отношения
- 3.1.3. Функции финансов.
- 3.1.4.Принципы организации финансов предприятия
- 3.1.5. Факторы, влияющие на организацию финансов предприятий.
- Тема 3.2 Финансы домашнего хозяйства
- 3.2.1.Домашние хозяйства как субъект экономической деятельности. Функции финансов домохозяйств
- 3 2.2.Финансовые ресурсы домашних хозяйств.
- 3.2.3.Доходы домашних хозяйств
- 3.2.4. Основные направления расходов домашних хозяйств.
- Раздел 4. Государственные финансы Тема 4.1 Общая характеристика государственных и муниципальных финансов
- 4.1.1. Сущность государственных и муниципальных финансов
- 4.1.2. Функции государственных и муниципальных финансов
- Тема 4.2 Государственный бюджет
- 4.2. 1.Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства.
- 4.2.2.Основные функции бюджета
- 4.2.3.Уровни и принципы бюджетной системы.
- 4.2.4.Федеральный бюджет- главное звено бюджетной системы, его значение в решении общегосударственных задач
- 4.2.5. Состав и структура расходов федерального бюджета.
- 4.2.7.Бюджетное устройство и бюджетная система
- 4.2.8.Бюджетный дефицит и способы его финансирования
- 4.2.9. Бюджетный процесс
- Тема 4.3 Государственный кредит
- 4.3.1. Государственный кредит как экономическая и финансовая категория
- 4.3.2.Управление государственным кредитом
- 4.3.3.Заемная деятельность государства на внутреннем рынке.
- 4.3.4.Структура внешней задолженности рф
- Раздел 5. Страхование Тема 5.1 Сущность и значение страхования
- 5.1.1. Историческая справка
- 5.1.2.Необходимость страховой защиты
- 5.1.3. Основные понятия и экономическая сущность страхования
- 5.1.4.Организационные формы страхового фонда
- 5.1.5. Роль и место страховых рынков в экономике
- 5.1.6. Состав и структура страхового рынка
- 5.1.7.Организация страхования в рф
- 5.1.8.Страховая франшиза
- Тема 5.2 Классификация и виды страхования.
- 5.2.1. Формы и виды страхования
- 5.2.2.Перестрахование
- Раздел 6. Кредит и кредитная система Тема 6.1.Сущность кредита и его функции
- 6.1.1.Понятие кредита его необходимость
- 6.1.2.Сущность и элементы кредита
- 6.1.3.Основные принципы кредитования
- 6.1.4.Рынок ссудных капиталов
- 6.1.5.Кредитные отношения
- 6.1.6.Функции кредита
- 6.1.7.Ссудный процент
- Тема 6.2 Формы кредита и его классификация
- 6.2.1. Основные формы и виды кредита
- 6.2.2. Коммерческий кредит.
- 6.2.3. Банковский кредит
- 1. Срок погашения:
- 2. Способы погашения:
- 3. Способ взимания ссудного процента.
- 6.2.4. Потребительский кредит.
- 6.2.5. Государственный кредит.
- 6.2.6. Международный кредит.
- Тема 6.3 Кредитная система и ее организация
- 6.3.1. Современная кредитная система
- 6.3.2. Кредитная система России на современном этапе
- 6.3.3. Центральный банк России: его функции и операции
- 6.3.4.Функции Центрального банка рф
- 6.3.5. Коммерческие банки в Российской Федерации
- Раздел 7. Рынок ценных бумаг и фондовая биржа Тема 7.1 Характеристика рынка ценных бумаг
- 7.1.1. Характеристика ценных бумаг: понятие, виды, классификация
- 7.1.2. Структура рынка ценных бумаг. Участники рынка ценных бумаг. Виды инвестиционных фондов.
- Профессиональные участники рынка ценных бумаг
- Тема 8. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения Тема 8.1 Международные финансово – кредитные организации
- 8.1.1.Характеристика международных финансовых потоков
- 8.1.2. Общая характеристика международных валютно-кредитных организаций
- 8.1.3. Парижский и Лондонский клубы, их роль в решении финансовых проблем страны-должника. Вто
- Тема 8.2 Валютная система
- 8.2.1. Этапы формирования мировой валютной системы
- 8.2.2. Региональные валютные системы. Мировые деньги.
- 8.2.3.Регулирование валютных курсов и валютный контроль.
- 8.2.4. Основные методы регулирования валютных курсов
- 8.2.5.Валютная система Российской Федерации
- Тема 8.3 Платежный баланс России
- 8.3.1.Платежный баланс
- 8.3.2.Проблемы внешней задолженности России
- Рекомендуемая литература