logo
Диплом

1.3. Управление риском страхования.

Одной из основных проблем, препятствующих развитию страхового сектора, является проблема доверия. Этот проблема носит всеобщий характер и распространяется не только на страховые компании, но и на другие финансовые институты (коммерческие банки, инвестиционные и пенсионные фонды, инвестиционные компании), а также государство. Страховщикам не доверяет население, которое после обесценения в начале 90-х годов «советских» сбережений, краха финансовых пирамид, периодов высокой инфляции старается вообще никому не доверять. Страховщикам не доверяет государство, которое (возможно, не без оснований) видит в них организации, способствующие уходу от налогов и вывозу капитала за рубеж. Но и сами страховые компании имеют основания не доверять государству, наученные непредсказуемой и непоследовательной практикой налоговых реформ и опытом, полученным 17 августа 1998 года.

Доверие финансовому институту определяется мнением его потенциальных клиентов относительно его надежности. Вообще говоря, мнение клиентов о надежности финансовой организации зависит не только от объективной информации. На представления клиентов можно воздействовать с помощью рекламы или PR-акций. Но разрыв между представлениями клиентов о надежности того или иного финансового института и его действительной надежностью не может быть слишком велик (во всяком случае, на протяжении достаточно длительного времени). Поэтому уровень доверия в конечном итоге все равно будет определяться истинной способностью финансового института выполнять принятые на себя обязательства.

Одним из важнейших факторов, который определяет финансовую устойчивость и надежность любого экономического субъекта, является степень эффективности, с которой данный субъект осуществляет управление рисками, влияющими на его деятельность. Эффективное управление рисками страховых компаний, позволяющее обеспечить их финансовую устойчивость, объективно необходимо для национальной экономики и социальной сферы. Для страхователей это важно потому, что отношения между страховщиком и страхователем носят долгосрочный характер: при страховании жизни выплата страховой суммы может быть произведена спустя много лет после уплаты взносов.

Наличие даже небольшого риска неполучения страховой суммы практически полностью обесценивает привлекательные стороны страхования для клиентов. Для акционеров страховых компаний потеря платежеспособности означает потерю инвестированного капитала. Низкая надежность страхового сектора не отвечает интересам государства, поскольку не позволяет государству передать страховым компаниям часть социальных функций в области пенсионного обеспечения и социального страхования и не способствует росту налогов, собираемых со страхового сектора. И, наконец, низкая надежность страхового сектора невыгодна для национальной экономики в целом, поскольку ограничивает вовлечение сбережений населения в инвестиционный процесс.

Нормальное развитие страхового сектора невозможно без наличия реальных гарантий надежности страховых компаний и создания эффективных механизмов, обеспечивающих выполнение страховщиками принятых на себя обязательств. Поэтому в «Основных направлениях развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998 - 2000 годах» задача обеспечения надежности и устойчивости системы страхования была названа в числе «важнейших задач развития национальной системы страхования».

Существует большое число факторов, влияющих на финансовую устойчивость страховой компании, и различные подходы к управлению ими. Разные методы управления финансовой устойчивостью позволяют обеспечить различные уровни надежности и требуют осуществления различных затрат. При этом необходимо учитывать, что страховщики, как и любые коммерческие предприятия, действуют в условиях дефицита ресурсов. Российским страховым компаниям к тому же приходится работать в условиях высоких рисков, что подразумевает потребность в дополнительных затратах, связанных с управлением этими рисками. В этих условиях прямое заимствование зарубежного опыта управления рисками может оказаться не оптимальным решением. Поэтому задача менеджеров страховой компании заключается в обеспечении необходимого уровня финансовой устойчивости в ситуации ограниченности ресурсов, которые могут быть для этого использованы.

Под риском потери фактической платежеспособности понимается частный случай предпринимательского риска страховщика, заключающийся в возможности возникновения убытков, превышающих величину собственных средств страховой компании. Риск потери фактической платежеспособности отличается от риска потери нормативной (технической) платежеспособности, который состоит в том, что страховая компания может потерять не все собственные средства, а лишь их часть, однако, эти потери приведут к тому, что страховая компания перестанет соответствовать нормативным требованиям платежеспособности. В дальнейшем, если это не оговаривается особо, речь будет идти о фактической платежеспособности страховой компании.

Финансовая устойчивость страховой компании зависит от двух факторов - уровня риска, принимаемого страховой компанией на себя, и величины ее собственных средств. В условиях ограниченности ресурсов наибольший практический интерес представляет исследование возможности повышения финансовой устойчивости посредством управления предпринимательским риском страховщика. При этом целесообразно использовать методологический аппарат теории управления рисками (риск - менеджмента).