logo
gosy_shpory

8. Управление финансами: объекты и субъекты управления. Органы управления финансами их задачи и функции.

Управление – это совокупность приёмов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определённого результата

Цель: - обеспечение баланса финансовых ресурсов у всех сфер и звеньев финансовой системы, - обеспечение бездефицитности финансовой системы, - устойчивость национальной валюты. Объекты управления:- разнообразные виды финансовых отношений, - государственные и муниципальные финансы, - финансы субъектов хозяйствования. Субъекты управления на предприятии:- финансовые службы предприятий, - финансовые органы, - налоговые инспекции, органы государственной власти и местного самоуправления

Функциональные элементы:

1. Финансовое планирование и прогнозирование обеспечивает предварительный контроль за образованием и использованием финансовых ресурсов. В ходе финансового прогнозирования исследуются возможные состояния финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели финансовых планов и определяются источники их образования и использования.Прогнозирование – это система финансового контроля, используется на микро- и макроуровнях как инструмент научного предвидения и получения информации при выработке решений. На основании прогнозов осуществляется финансовое планирование. В ходе планирования экономические субъекты оценивают свое финансовое состояние, выявляют возможность увеличения финансовых ресурсов и направление наиболее эффективного их использования. Осуществляется на основе анализа финансовой информации в бухгалтерской отчетности и оперативной отчетности.

2. Оперативное управление – это маневрирование финансовыми ресурсами с целью ликвидации непредвидимой ситуации и решения вновь возникающих задач.

3. Финансовый контроль позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми и выявить резервы роста финансовых ресурсов. Управление финансами бывает стратегическим и оперативным.Стратегическое осуществляется высшими органами законодательной власти (президент, правительство и обе палаты Федерального Собрания) в ходе рассмотрения, составления и утверждения прогнозов развития страны, прогнозов долгосрочных целевых программ.

Оперативное управление осуществляется министерствами, ведомствами, агентствами непосредственно участвующими в реализации деятельности государства.

Государственные и муниципальные органы управления финансами в Российской Федерации, их задачи и функции в современных условиях.

Существуют законодательные (Президент и Федеральное Собрание) и исполнительные (министерства, Федеральные службы, агентства) органы управления.

Законодательные: Президент:

- определяет стратегические цели развития государственных и международных финансовых отношений и ежегодно озвучивает эти цели в полномочиях Федеральному Собранию «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства»

- формирует долгосрочные финансово-экономические приоритеты развития страны в ежегодных посланиях Федеральному Собранию «О бюджетной политике»

- одобряет принятый Федеральным Собранием закон «О Федеральном бюджете» и обнародует его

- заслушивает периодические результаты деятельности правительства по реализации финансовой политики.

По Конституции ГосДума принимает законы по вопросам Федерального Бюджета, Федеральных налогов, Федеральных налогов, финансового, валютного и таможенного регулирования и по вопросам денежной эмиссии. С этой целью в думе функционируют комитеты по бюджету и налогам, по труду и социальной политике, по финансовым рынкам и др.

Совет Федерации рассматривает принятые ГосДумой проекты федеральных законов и одобряет или отклоняет их.

Исполнительные органы

Правительство РФ:

- обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики

- разрабатывает и предоставляет в комитет ГосДумы проект Федерального бюджета и после утверждения обеспечивает его исполнение

- предоставляет ГосДуме отчет об исполнении Федерального Бюджета

- разрабатывает и реализует налоговую политику

- принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг

- осуществляет валютного регулировании и контроль

- осуществляет регулирование государственным внутренним и внешним долгом

Министерство Финансов состоит из 5 Федеральных служб:

1) Федеральное Казначейство

- осуществляет функции по обеспечению исполнения Федерального Бюджета и его кассовому обслуживанию, - ведет учет операции по кассовому исполнению Федерального Бюджета, - открывает в ЦБ и в кредитных организациях счета по учету средств Федерального Бюджета, - ведет сводный реестр главных распорядителей, а также просто распорядителей Федерального Бюджета

2) Федеральная налоговая служба – это служба и ее территориальные органы, составляющие единую систему налоговых органов. Осуществляет: - надзор и контроль за соблюдением законодательства, - надзор и контроль за соблюдением требований контрольно-кассовой техники, - надзор и контроль за полнотой учета выручки денежных средств в организации и у индивидуальных предпринимателей

- ведет учет всех налогоплательщиков, - ведет единый государственный реестр юридических лиц, единый государственный реестр индивидуальных редпринимателей и всех налогоплательщиков

3) Федеральная служба финансового бюджетного надзора – это служба осуществляет надзор и контроль: - за использованием средств Федерального Бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, - за использованием материальных ценностей, находящихся в материальной собственности, - за соблюдением бюджетного законодательства при получении финансовой помощи из Федерального Бюджета, - за получением гарантий правительства, - за получением кредитов и ссуд

4) Федеральная служба страхового надзора осуществляет надзор за достоверностью предоставляемой субъектами страхования отчетности, за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платёжеспособности в части формирования страховых резервов, а также следит за выдачей страховщиками банковских гарантий.

5) Федеральная служба по финансовому мониторингу

(получает информацию в банках, нотариусах, налоговых органов. Юридическое лицо попадает под подозрение, если совершает сделку более чем на 600т.руб, а физическое лицо если обменивает в обменном пункте более 10000$), - следит за легализацией и отмываем доходов, полученных преступным путем и за финансирование терроризма,

- осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях и сделках с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ, - выявляет признаки, которые свидетельствуют о том, что операции или сделки с денежными средствами или иным имуществом связаны с отмыванием доходов, - направляет информацию в правоохранительные органы о том, что операция связана с легализацией доходов.

Минфин занимается бюджетом, налогами и страховой деятельностью. Основные задачи: 1. разрабатывает основы единой государственной политики финансов при взаимодействии с денежно-кредитной, 2. осуществляет нормативно-правовое регулирование в бюджетной сфере, налоговой, страховой и частично в таможенной и валютной, 3. решает задачи в области бухгалтерского учета и отчетности, аудиторской деятельности, 4. осуществляет координацию деятельности 5 служб

3 функции:

1) правоустанавливающая – регулирование, в том числе нормативно-правовое, выработка государственной финансовой политики, 2) правоприменительная – непосредственное управление и администрирование (администрирование государственных расходов, разработка проекта Федерального Бюджета и кассовое обслуживание бюджетной системы), 3) контрольная

ЦБ действует совместно с Минфином и Правительством по вопросам обеспечения единой финансовой и денежно-кредитной политики, по укреплению рубля, снижению уровня инфляции, по управлению золотовалютными резервом, по обеспечению бесперебойного функционирования платежной системы и по усовершенствованию банковской системы. (ЦБ имеет особый статус)

Федеральная таможенная служба: - осуществляет взимание таможенных пошлин,

- контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты таможенных сборов, - принимает меры по принудительному взысканию, - осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль, - обеспечивает соблюдение запретов и ограничивает в отношении товаров, перемещении товаров через таможенную границу. Федеральная служба по финансовым рынкам: - наблюдает за деятельностью профессиональных участников фондового рынка, за биржами, участниками рынка коллективных инвестиций (ПИФами), - наблюдает за функционированием бюро кредитных историй, Задача – обеспечение стабильности в работе Российского Фондового рынка, повышение его привлекательности и эффективности.Счетная палата – постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему.

Задачи:- контроль за своевременным использованием (соблюдением?) доходных и расходных статей Федерального (Гос.?) Бюджета и гос. Внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, - определяет эффективность и целесообразность расходов государственных средств, а также эффективность использования федеральной собственности, - проводит финансовую экспертизу Федеральных законов , а также нормативно-правовых актов, предусматривающих расходование средств Федерального Бюджета, - регулярно предоставляет Совету Федерации и ГосДуме информацию о ходе исполнения Федерального Бюджета и о результатах проводимого контроля, - осуществляет контроль за обслуживанием государственного долга РФ, - за эффективностью использования иностранных кредитов и займов, полученных правительством, - контроль за деятельностью ЦБ в части обслуживания им Федерального Бюджета, - в ЦБ осуществляется контроль по обслуживанию государственного долга

Управление финансами на региональном уровне. Принимаются региональные бюджеты, налоги, финансовая поддержка организаций и отраслей региональной экономики. В составе администрации субъекта создаются специальные органы: в республиках – министерства финансов, в областях – департаменты финансов, комитеты. Основные функции: - разработка региональной финансовой политики,

- непосредственная разработка региональных бюджетов и их реализация,

- непосредственно не подчиняется Минфину, но отчеты об исполнении своих бюджетов предоставляется Минфину

Управление финансами на местном уровне - принимаются решения об утверждении местного бюджета и отчета о его исполнении, - принимаются решения по другим финансовым вопросам, относящимся к ведению муниципальных образований.

Нередко местные финансовые органы выступают филиалами финансовых органов субъектов РФ.

Управление финансами в коммерческих организациях осуществляются высшими органами управления, - определяют финансовую стратегию организаций,

- утверждают финансовые планы и отчеты об их исполнении.

Непосредственно финансовыми потоками управляют руководство организации (совет директоров, генеральный директор) и специально созданные финансовые службы , они же разрабатывают проекты финансовых планов, принимают решения о размещении финансовых ресурсов в различные виды активов, осуществляют взаимодействие с финансово-кредитными организациями.

Органы управления финансами в некоммерческих организациях В бюджетной организации финансовый план составляется в виде смет доходов и расходов. Их утверждают главные распорядители и распорядители финансовых средств. Состав органов управления финансами в некоммерческих организациях определяется их организационно-правовыми формами и видом деятельности. Решения принимает либо руководитель либо ? советы и все они подотчётны ревизионной комиссии.

9.Финансовое планирование и прогнозирование: понятие, методы, виды. Финансовое прогнозирование - предвидение возможного финансового положения государства и обоснование показателей финансовых планов. Прогнозы бывают среднесрочные (5-10) и долгосрочные.Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, одно предназначено для выработки финансовой политики на определённый период развития общества.

Цель финансового прогнозирования заключается в определении реально возможного объёма финансовых ресурсов, источников их формирования и использования в прогнозируемом периоде.

В процессе финн прогноз-я для расчета финн показателей используют спец методы:

- математич модулирование (позволяет выбрать из неск вариантов проекта прогноза наиболее соответствующий принятой концепции и финн политики), - эконометрич прогнозирование (основа-принципы эк статистики и теории, расчет осущ-ся на основе статистич оценочн коэф-тов при одной или неск эк переменных), - метод экспертной оценки (обобщение и мат обработка оценок спецов по определен вопру), - трендовый метод (зависимость нек групп дох и расх лишь от фактора времени, постоянные темпы изменения), - разработка сценариев (политич предпочтения и тп).

Рез-том явл-ся предоставление финн прогноза, кот-ый представляет собой систему научно-обоснованных предложений о возможн направлениях будущ развития отдельн сфер и звеньев. На общегосударственном и территориальных уровнях финансовых прогнозы составляются в форме перспективного финансового плана, баланс финансовых ресурсов (страны, региона и муниципального образования).

Финансовое планирование:

Перспективный финансовый план – это документ, формируемый на основе среднесрочного прогноза социально экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального образования и в нём содержатся данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации дохода, привлечению государственных или муниципальных заимствованиям и финансированию основных расходов бюджета.

Порядок формирования перспективного финансового плана основан на использовании методики скользящего планирования. Он разрабатывается на 3 года: 1- год, на который составляется бюджет, следующие два года – период, на который прогнозируется результаты предложенной государственной (региональной или муниципальной) финансовой экономической политики.

Баланс финансовых ресурсов. Он представляет из себя таблицу (прибыль, амортизация, налоговые доходы, не налоговые доходы) (средства, остающиеся в распоряжении государства, затраты на государственные инвестиции). При составление и анализе баланса финансовых ресурсов осуществляется сопоставление доходных с расходными, определяется дефицит или профицит финансового баланса и указываются источники покрытия.

В ходе планирования финансовых ресурсов устанавливаются параметры финансовой системы, величина и источники финансовых ресурсов, направления их расходования, степень соответствия денежных доходов, накопления и поступления к затратам и устанавливается уровень дефицитности ресурсов. Финансовый план – документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объём поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период.

Объекты – финн деят-сть. Субъекты – органы гос власти и ком орг-ции.

Информацион базой для финн планир-я явл-ся прогнозы соц-эк развития со стороны регионов и муницип образований (мкро), бизнес планы и бизнес проекты (микро)

Задачи финансового планирования:

-Определения объёма финансовых ресурсов по каждому источнику и общего объема финансовых ресурсов по субъектам власти и хозяйствования

-Определение основных направлений использования финансовых ресурсов и установление приоритетов

-Обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов

-Создание условий для укрепления устойчивости организаций, а так же бюджетов

-Определение экономически обоснованного размера финансовых резервов.

Специфика состоит в том, что объектом планирования является не производственная деятельность, а их финансовая деятельность по формированию и использованию финансовых ресурсов.

Финансовое планирование состоит из трёх этапов:

1)Анализ выполнения финансового плана в предыдущем и текущем плановом периоде. Применяются следующие методы экономического анализа: горизонтальный анализ, входе которого сравниваются текущие показатели плана с показателями за прошлый год; вертикальный – определяется структура плана, доля отдельных показателей в итоговом показателей и влияние отдельных показателей на общий результат; трендовый анализ – он проводится в целях выявления тенденции изменения динамики финансовых показателей путём сравнения отчётных и плановых показателей за ряд лет; факторный анализ – он заключается в выявлении факторов влияния.

2)расчёт плановых показателей. То есть расчёт числовых величин, выражающих конкретные по формированию и использования финансовых ресурсов. Нормативный – плановые показатели рассчитываются на основе установленных норм и бюджетных нормативов; индексный – предполагает широкое использование системы разнообразных индексов при расчёте плановых финансовых показателей.

3)Составление финансового плана как документа. Он обязателен для исполнения и подлежит утверждению либо уполномоченному органу, либо должностному лицу.

И прогнозные и плановые расчеты финансовых показателей базируются на использовании различных методов; к числу наиболее важных из них относятся: метод экстраполяции, нормативный, математического моделирования, балансовый.

Метод экстраполяции состоит в определении финансовых показателей на основе выявления их динамики. Нормативный метод основан на использовании установленных норм и нормативов. Метод математического моделирования заключается в построении финансовых моделей, имитирующих течение реальных экономических и социальных процессов. Для согласования направлений использования финансовых ресурсов с источниками их формирования, увязки всех видов финансовых планов между собой применяется балансовый метод.