8. Управление финансами: объекты и субъекты управления. Органы управления финансами их задачи и функции.
Управление – это совокупность приёмов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определённого результата
Цель: - обеспечение баланса финансовых ресурсов у всех сфер и звеньев финансовой системы, - обеспечение бездефицитности финансовой системы, - устойчивость национальной валюты. Объекты управления:- разнообразные виды финансовых отношений, - государственные и муниципальные финансы, - финансы субъектов хозяйствования. Субъекты управления на предприятии:- финансовые службы предприятий, - финансовые органы, - налоговые инспекции, органы государственной власти и местного самоуправления
Функциональные элементы:
1. Финансовое планирование и прогнозирование обеспечивает предварительный контроль за образованием и использованием финансовых ресурсов. В ходе финансового прогнозирования исследуются возможные состояния финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели финансовых планов и определяются источники их образования и использования.Прогнозирование – это система финансового контроля, используется на микро- и макроуровнях как инструмент научного предвидения и получения информации при выработке решений. На основании прогнозов осуществляется финансовое планирование. В ходе планирования экономические субъекты оценивают свое финансовое состояние, выявляют возможность увеличения финансовых ресурсов и направление наиболее эффективного их использования. Осуществляется на основе анализа финансовой информации в бухгалтерской отчетности и оперативной отчетности.
2. Оперативное управление – это маневрирование финансовыми ресурсами с целью ликвидации непредвидимой ситуации и решения вновь возникающих задач.
3. Финансовый контроль позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми и выявить резервы роста финансовых ресурсов. Управление финансами бывает стратегическим и оперативным.Стратегическое осуществляется высшими органами законодательной власти (президент, правительство и обе палаты Федерального Собрания) в ходе рассмотрения, составления и утверждения прогнозов развития страны, прогнозов долгосрочных целевых программ.
Оперативное управление осуществляется министерствами, ведомствами, агентствами непосредственно участвующими в реализации деятельности государства.
Государственные и муниципальные органы управления финансами в Российской Федерации, их задачи и функции в современных условиях.
Существуют законодательные (Президент и Федеральное Собрание) и исполнительные (министерства, Федеральные службы, агентства) органы управления.
Законодательные: Президент:
- определяет стратегические цели развития государственных и международных финансовых отношений и ежегодно озвучивает эти цели в полномочиях Федеральному Собранию «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства»
- формирует долгосрочные финансово-экономические приоритеты развития страны в ежегодных посланиях Федеральному Собранию «О бюджетной политике»
- одобряет принятый Федеральным Собранием закон «О Федеральном бюджете» и обнародует его
- заслушивает периодические результаты деятельности правительства по реализации финансовой политики.
По Конституции ГосДума принимает законы по вопросам Федерального Бюджета, Федеральных налогов, Федеральных налогов, финансового, валютного и таможенного регулирования и по вопросам денежной эмиссии. С этой целью в думе функционируют комитеты по бюджету и налогам, по труду и социальной политике, по финансовым рынкам и др.
Совет Федерации рассматривает принятые ГосДумой проекты федеральных законов и одобряет или отклоняет их.
Исполнительные органы
Правительство РФ:
- обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики
- разрабатывает и предоставляет в комитет ГосДумы проект Федерального бюджета и после утверждения обеспечивает его исполнение
- предоставляет ГосДуме отчет об исполнении Федерального Бюджета
- разрабатывает и реализует налоговую политику
- принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг
- осуществляет валютного регулировании и контроль
- осуществляет регулирование государственным внутренним и внешним долгом
Министерство Финансов состоит из 5 Федеральных служб:
1) Федеральное Казначейство
- осуществляет функции по обеспечению исполнения Федерального Бюджета и его кассовому обслуживанию, - ведет учет операции по кассовому исполнению Федерального Бюджета, - открывает в ЦБ и в кредитных организациях счета по учету средств Федерального Бюджета, - ведет сводный реестр главных распорядителей, а также просто распорядителей Федерального Бюджета
2) Федеральная налоговая служба – это служба и ее территориальные органы, составляющие единую систему налоговых органов. Осуществляет: - надзор и контроль за соблюдением законодательства, - надзор и контроль за соблюдением требований контрольно-кассовой техники, - надзор и контроль за полнотой учета выручки денежных средств в организации и у индивидуальных предпринимателей
- ведет учет всех налогоплательщиков, - ведет единый государственный реестр юридических лиц, единый государственный реестр индивидуальных редпринимателей и всех налогоплательщиков
3) Федеральная служба финансового бюджетного надзора – это служба осуществляет надзор и контроль: - за использованием средств Федерального Бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, - за использованием материальных ценностей, находящихся в материальной собственности, - за соблюдением бюджетного законодательства при получении финансовой помощи из Федерального Бюджета, - за получением гарантий правительства, - за получением кредитов и ссуд
4) Федеральная служба страхового надзора осуществляет надзор за достоверностью предоставляемой субъектами страхования отчетности, за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платёжеспособности в части формирования страховых резервов, а также следит за выдачей страховщиками банковских гарантий.
5) Федеральная служба по финансовому мониторингу
(получает информацию в банках, нотариусах, налоговых органов. Юридическое лицо попадает под подозрение, если совершает сделку более чем на 600т.руб, а физическое лицо если обменивает в обменном пункте более 10000$), - следит за легализацией и отмываем доходов, полученных преступным путем и за финансирование терроризма,
- осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях и сделках с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ, - выявляет признаки, которые свидетельствуют о том, что операции или сделки с денежными средствами или иным имуществом связаны с отмыванием доходов, - направляет информацию в правоохранительные органы о том, что операция связана с легализацией доходов.
Минфин занимается бюджетом, налогами и страховой деятельностью. Основные задачи: 1. разрабатывает основы единой государственной политики финансов при взаимодействии с денежно-кредитной, 2. осуществляет нормативно-правовое регулирование в бюджетной сфере, налоговой, страховой и частично в таможенной и валютной, 3. решает задачи в области бухгалтерского учета и отчетности, аудиторской деятельности, 4. осуществляет координацию деятельности 5 служб
3 функции:
1) правоустанавливающая – регулирование, в том числе нормативно-правовое, выработка государственной финансовой политики, 2) правоприменительная – непосредственное управление и администрирование (администрирование государственных расходов, разработка проекта Федерального Бюджета и кассовое обслуживание бюджетной системы), 3) контрольная
ЦБ действует совместно с Минфином и Правительством по вопросам обеспечения единой финансовой и денежно-кредитной политики, по укреплению рубля, снижению уровня инфляции, по управлению золотовалютными резервом, по обеспечению бесперебойного функционирования платежной системы и по усовершенствованию банковской системы. (ЦБ имеет особый статус)
Федеральная таможенная служба: - осуществляет взимание таможенных пошлин,
- контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты таможенных сборов, - принимает меры по принудительному взысканию, - осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль, - обеспечивает соблюдение запретов и ограничивает в отношении товаров, перемещении товаров через таможенную границу. Федеральная служба по финансовым рынкам: - наблюдает за деятельностью профессиональных участников фондового рынка, за биржами, участниками рынка коллективных инвестиций (ПИФами), - наблюдает за функционированием бюро кредитных историй, Задача – обеспечение стабильности в работе Российского Фондового рынка, повышение его привлекательности и эффективности.Счетная палата – постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему.
Задачи:- контроль за своевременным использованием (соблюдением?) доходных и расходных статей Федерального (Гос.?) Бюджета и гос. Внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, - определяет эффективность и целесообразность расходов государственных средств, а также эффективность использования федеральной собственности, - проводит финансовую экспертизу Федеральных законов , а также нормативно-правовых актов, предусматривающих расходование средств Федерального Бюджета, - регулярно предоставляет Совету Федерации и ГосДуме информацию о ходе исполнения Федерального Бюджета и о результатах проводимого контроля, - осуществляет контроль за обслуживанием государственного долга РФ, - за эффективностью использования иностранных кредитов и займов, полученных правительством, - контроль за деятельностью ЦБ в части обслуживания им Федерального Бюджета, - в ЦБ осуществляется контроль по обслуживанию государственного долга
Управление финансами на региональном уровне. Принимаются региональные бюджеты, налоги, финансовая поддержка организаций и отраслей региональной экономики. В составе администрации субъекта создаются специальные органы: в республиках – министерства финансов, в областях – департаменты финансов, комитеты. Основные функции: - разработка региональной финансовой политики,
- непосредственная разработка региональных бюджетов и их реализация,
- непосредственно не подчиняется Минфину, но отчеты об исполнении своих бюджетов предоставляется Минфину
Управление финансами на местном уровне - принимаются решения об утверждении местного бюджета и отчета о его исполнении, - принимаются решения по другим финансовым вопросам, относящимся к ведению муниципальных образований.
Нередко местные финансовые органы выступают филиалами финансовых органов субъектов РФ.
Управление финансами в коммерческих организациях осуществляются высшими органами управления, - определяют финансовую стратегию организаций,
- утверждают финансовые планы и отчеты об их исполнении.
Непосредственно финансовыми потоками управляют руководство организации (совет директоров, генеральный директор) и специально созданные финансовые службы , они же разрабатывают проекты финансовых планов, принимают решения о размещении финансовых ресурсов в различные виды активов, осуществляют взаимодействие с финансово-кредитными организациями.
Органы управления финансами в некоммерческих организациях В бюджетной организации финансовый план составляется в виде смет доходов и расходов. Их утверждают главные распорядители и распорядители финансовых средств. Состав органов управления финансами в некоммерческих организациях определяется их организационно-правовыми формами и видом деятельности. Решения принимает либо руководитель либо ? советы и все они подотчётны ревизионной комиссии.
9.Финансовое планирование и прогнозирование: понятие, методы, виды. Финансовое прогнозирование - предвидение возможного финансового положения государства и обоснование показателей финансовых планов. Прогнозы бывают среднесрочные (5-10) и долгосрочные.Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, одно предназначено для выработки финансовой политики на определённый период развития общества.
Цель финансового прогнозирования заключается в определении реально возможного объёма финансовых ресурсов, источников их формирования и использования в прогнозируемом периоде.
В процессе финн прогноз-я для расчета финн показателей используют спец методы:
- математич модулирование (позволяет выбрать из неск вариантов проекта прогноза наиболее соответствующий принятой концепции и финн политики), - эконометрич прогнозирование (основа-принципы эк статистики и теории, расчет осущ-ся на основе статистич оценочн коэф-тов при одной или неск эк переменных), - метод экспертной оценки (обобщение и мат обработка оценок спецов по определен вопру), - трендовый метод (зависимость нек групп дох и расх лишь от фактора времени, постоянные темпы изменения), - разработка сценариев (политич предпочтения и тп).
Рез-том явл-ся предоставление финн прогноза, кот-ый представляет собой систему научно-обоснованных предложений о возможн направлениях будущ развития отдельн сфер и звеньев. На общегосударственном и территориальных уровнях финансовых прогнозы составляются в форме перспективного финансового плана, баланс финансовых ресурсов (страны, региона и муниципального образования).
Финансовое планирование:
Перспективный финансовый план – это документ, формируемый на основе среднесрочного прогноза социально экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального образования и в нём содержатся данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации дохода, привлечению государственных или муниципальных заимствованиям и финансированию основных расходов бюджета.
Порядок формирования перспективного финансового плана основан на использовании методики скользящего планирования. Он разрабатывается на 3 года: 1- год, на который составляется бюджет, следующие два года – период, на который прогнозируется результаты предложенной государственной (региональной или муниципальной) финансовой экономической политики.
Баланс финансовых ресурсов. Он представляет из себя таблицу (прибыль, амортизация, налоговые доходы, не налоговые доходы) (средства, остающиеся в распоряжении государства, затраты на государственные инвестиции). При составление и анализе баланса финансовых ресурсов осуществляется сопоставление доходных с расходными, определяется дефицит или профицит финансового баланса и указываются источники покрытия.
В ходе планирования финансовых ресурсов устанавливаются параметры финансовой системы, величина и источники финансовых ресурсов, направления их расходования, степень соответствия денежных доходов, накопления и поступления к затратам и устанавливается уровень дефицитности ресурсов. Финансовый план – документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объём поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период.
Объекты – финн деят-сть. Субъекты – органы гос власти и ком орг-ции.
Информацион базой для финн планир-я явл-ся прогнозы соц-эк развития со стороны регионов и муницип образований (мкро), бизнес планы и бизнес проекты (микро)
Задачи финансового планирования:
-Определения объёма финансовых ресурсов по каждому источнику и общего объема финансовых ресурсов по субъектам власти и хозяйствования
-Определение основных направлений использования финансовых ресурсов и установление приоритетов
-Обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов
-Создание условий для укрепления устойчивости организаций, а так же бюджетов
-Определение экономически обоснованного размера финансовых резервов.
Специфика состоит в том, что объектом планирования является не производственная деятельность, а их финансовая деятельность по формированию и использованию финансовых ресурсов.
Финансовое планирование состоит из трёх этапов:
1)Анализ выполнения финансового плана в предыдущем и текущем плановом периоде. Применяются следующие методы экономического анализа: горизонтальный анализ, входе которого сравниваются текущие показатели плана с показателями за прошлый год; вертикальный – определяется структура плана, доля отдельных показателей в итоговом показателей и влияние отдельных показателей на общий результат; трендовый анализ – он проводится в целях выявления тенденции изменения динамики финансовых показателей путём сравнения отчётных и плановых показателей за ряд лет; факторный анализ – он заключается в выявлении факторов влияния.
2)расчёт плановых показателей. То есть расчёт числовых величин, выражающих конкретные по формированию и использования финансовых ресурсов. Нормативный – плановые показатели рассчитываются на основе установленных норм и бюджетных нормативов; индексный – предполагает широкое использование системы разнообразных индексов при расчёте плановых финансовых показателей.
3)Составление финансового плана как документа. Он обязателен для исполнения и подлежит утверждению либо уполномоченному органу, либо должностному лицу.
И прогнозные и плановые расчеты финансовых показателей базируются на использовании различных методов; к числу наиболее важных из них относятся: метод экстраполяции, нормативный, математического моделирования, балансовый.
Метод экстраполяции состоит в определении финансовых показателей на основе выявления их динамики. Нормативный метод основан на использовании установленных норм и нормативов. Метод математического моделирования заключается в построении финансовых моделей, имитирующих течение реальных экономических и социальных процессов. Для согласования направлений использования финансовых ресурсов с источниками их формирования, увязки всех видов финансовых планов между собой применяется балансовый метод.
- 1. Сущность финансов, их специфические признаки, назначение.
- 2. Функции финансов и их реализация в экономике рф.
- 3. Финансовая система рф: структура и механизм взаимодействия ее элементов.
- 4.Финансовый рынок, его значение в мобилизации и распределении финансовых ресурсов.
- 2 Вида Финансовых рынков:
- 5. Финансовые ресурсы, их источники, виды и основные направления использования на макро- и микроуровнях.
- 6. Содержание и значение финансовой политики.
- 7.Государственные финансы и их роль в социально-экономическом развитии страны.
- 8. Управление финансами: объекты и субъекты управления. Органы управления финансами их задачи и функции.
- 10.Содержание и значение финансового контроля.
- 11.Сущность и функции госбюджета. Роль бюджета в социально-экономическом развитиии общества.
- 12. Расходы федерального бюджета и их экономическая сущность. Современная бюджетная политика в области расходов.
- 14.Бюджетный федерализм: содержание принципы, формы.
- 15.Понятие о бюджетном устройстве, современная бюджетная система рф, характеристика ее звеньев.
- 16.Государственные и муниципальные замиствования. Их сущность и значение. Характеристика форм заимствования.
- 17.Госкредит: понятие, функции, виды.
- 18.Гвф: понятие, виды, функции.
- 19.Финресурсы домхоз. Источникик формирования, виды, направления использования
- 20.Роль фдх в инвестиционном процессе.!!!!
- 32. Основные средства коммерческой организации: понятие, виды, система финснсирования и воспроизводства.
- 33.Оборные средства коммерческих организаций: понятие, структура, оценка эффективности использования.
- 1)Рентабельность оборотного капитала:
- 35.Прибыль коммерческой организации: понятие, виды, формирование и распределение
- 36.Аммортизация основных средств: понятие, методы начисления, значение в воспроизводственном процессе.
- 2. Метод уменьшения остатка
- 3. Амортизация по сумме чисел лет периода полезного использования
- 37.Капитал коммерческой организации: понятие, структура, цена. Управление капиталом.
- 1. Внеоборотные активы:
- 2. Оборотные активы:
- 38 Дивидендная политика организации: понятие, содержание, теоия.
- 39.Управление оборотным капиталом организации: цели, методы, принципы.
- 40.Финансовые ресурсы некоммерческих предприятий: источники формирования, виды, направления использования.
- 41 Денежная система: понятие, эелементы, эволюция. Современная денежная система рф.
- 42.Денежный оборот. Понятие, структура. Состояние денежного обращения в России.
- 43.Денежная реформа: методы и сценарии проведения.
- 44.Сущность и функции денег.
- 45.Инфляция: содержание, виды, методы нейтрализации. Антиинфляционное регулирование в Российской Федерации.
- 46.Денежная масса. Денежные агрегаты. Регулирование денежной массы в обращении.
- 47.Национальная валютная система: сущность, элементы, эволюция
- 48.Мировая валютная система: сущность функции, и перспективы развития
- 49/Валютный рынок и его роль в экономике России.
- 50.Валютное регулирвание: содержание и инструменты.
- 51.Кредит. Сущность и функции. Теории кредита.
- Сущность кредита выступает в его трех функциях:
- 53.Сущность ссудного процента: эволюция и роль в банковском ценоообразовании.
- 54.Кредитная система: принципы построения, элементы, функции. Кс рф.
- 55.Кредитный рынок: объекты, субъекты и функции.
- 56.Розничный кредит и его место в кредитном портфеле.
- 1) Распределения на возвратной основе денежных средств (распределительная функция);
- 2) Создания кредитных средств обращения и замещения наличных денег (эмиссионная функция);
- 3) Осуществления контроля за эффективностью деятельности экономических субъектов (контрольная функция)
- 57.Банковский кредит. Понятие виды особенности.
- 58.Потребительский кредит6 субъекты, объектысвязь с другими формами кредита.
- 59.Специализиованные кредитны организации: понятие, структура, функции.
- 63.Страхование: сущность, функции, виды
- 64.Рынок страхование в рф: структура, участники, механизмы функционирования.
- 68. Инвестиционный портфель организации: понятие, типы, принципы, и этапы формирования.
- 69.Инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений: объекты, субъекты и регулирование.
- 72.Производственный и финансовый левередж.
- 73.Управление дебиторской задолженностью в логанизации: понятие, цели, виды
- 74.Управление запасами предприятия: значение, цели, виды.
- 2 Часть.
- 1.Банковская систмеа России: понятие, структура, функции, направленияя развития.
- 2.Цбрф: статус, задачи, функции, оргструктура.
- 4.Надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков со стороны цб.
- 5.Агентство по страхованию вкладов (асв): задачи и функции.
- 6.Коммерческие банки: виды, организационно-правовые формы, опреации и сделки
- 7.Банковские пассивы и пассивные операции банка: сущность, структура, упарвление.
- 8.Банковские активы и активные операции6 сущность, структура, управление
- 9.Доверительные опреации банокв: перспективы их развития в рф.
- 10.Валютные опреации коммерческих банокв, управление валютными рисками.
- 11.Инвестиционная деятельность банка: инструменты и операции. Направления и перспективы развития.
- 12.Кредитный портфель банка: принципы его формирования, оценка качества.
- 13.Банковский маркетинг: понятие, функции
- 15.Финансовое планирорвание деятельности кб. Бизнесс-планирование в банке.
- 16.Банковская политика: понятие, элементы, принципы формирования.
- 17.Банковская ликвидность: понятие, методы поддержания, управление риском ликвидности.
- 18.Доходы и расходы банка. Управление прибылью: формирование, распределение и использование.
- 19.Кредитоспособность заемщика: понятие и методы ее оценки
- 21.Ипотечный кредит. Перспективы развития его в России.
- 22.Кредитование юридических лиц: виды, перспективы развития в России.
- 23.Методы и инструменты оценки менеджмента банка. Банковские рейтинги.
- 24.Кредитная политика кб: содержание, принципы, формирование.
- 25.Деятельность банка на вексельном рынке.
- 26/Собственный капитал банка: структура и формирование, нормативные требования.
- 27.Принципы организации безналичных расчетов. Формы безналичных расчетов.
- 28.Лизинг: основные виды, сфера использования, направления развития.
- 29.Форфейтинг и факторинг: содержание, формы и сферы использования.
- 30.Деятельность Кб ны рынке дм.
- 31.Сбрф: место в банковской системе, роль в экономике страны.
- 32.Реструктуризация и санация кредитных организаций. Меры по предупрежедению банкротства банков.
- 33.Управление коммерческим банком: основные задачи и оргструктура
- 34.Деятельность Кб на рынке платежных карт.
- 35.Организация кредитноо процесса в кб
- 36.Бюро кредитных историй: цели, функции, роль в банковской системе.
- 37. Межбанковский кредит и его основные формы.
- 20.Банковские риски (кредитные, опреационные, рыночные0: понятие, методы управления.