1.12.2. Инвестиционные банки первого типа
Банки первого типа образовались как товарищества с ограниченной ответственностью в первой четверти XIX в. В XX в. частные банкиры, мелкие и средние банкирские дома постепенно уступают сферу эмиссии и размещения ценных бумаг крупным банкирским домам и инвестиционным банкам, которые действуют на основе акционерного капитала. Деление американских банков на коммерческие и инвестиционные произошло в соответствии с банковским законом 1933 г. (акт Гласа-Стиголла). Возникновение банков в XVIII в. связано с размещением государственных ценных бумаг. В дальнейшем в связи с распространением акционерной формы организации они мобилизуют денежные средства для крупных компаний и корпораций путем размещения их акций и облигаций, активно участвуют в создании новых компаний, реорганизациях, слияниях, размещают ценные бумаги всех уровней власти.
Банки первого типа выступают, как правило, в роли учредителей, организаторов эмиссии ценных бумаг, а также гарантов, которые действуют на комиссионных началах или выплачивают заранее установленную сумму независимо от последующего размещения акций и облигаций. Они могут действовать также в качестве агентов, приобретающих определенную часть бумаг, которая не размещена компанией, так же как финансовые консультанты по ценным бумагам и другим аспектам деятельности корпораций. Банки берут на себя определение размера, условий, срока эмиссии, выбор типа ценных бумаг, а также обязанности по размещению и организации вторичного обращения. Они гарантируют покупку выпущенных ценных бумаг, приобретая и продавая их за свой счет или организуя для этого банковские синдикаты, предоставляют покупателям акций и облигаций ссуды.
Банки первого типа в настоящее время проводят операции с корпоративными ценными бумагами. Размещая акции и облигации, они служат посредниками для получения денежных средств предприятиями. Они также выполняют функции, связанные с привлечением капитала, обслуживанием рынка ценных бумаг:
занимаются вторичным размещением акций и облигаций;
выступают посредниками при размещении международных ценных бумаг (еврооблигаций и евроакций) на рынке евровалют;
консультируют корпорации по вопросам инвестиционной стратегии, учета и отчетности.
В современной практике США, Канады, Англии, Австралии, Японии компании не могут образоваться и действовать, если банки не планируют размещать их ценные бумаги. Как правило, ресурсы банков, необходимые на период между выплатой эмитенту суммы размещения и получением денег с подписчиков на ценные бумаги, образуются за счет собственных средств и займов, которые предоставляют коммерческие банки. Банки первого типа не принимают депозиты. В большинстве случаев руководители банков входят в советы директоров корпораций-эмитентов и консультируют их. Относительная ограниченность собственных средств заставляет банки при реализации крупных эмиссий создавать синдикаты и консорциумы. Здесь, как правило, доминируют 1-5 банков, остальные выступают простыми посредниками между крупными банками и инвесторами в основном по продаже мелких партий ценных бумаг. За посреднические операции банк получает комиссионные в виде разницы между ценой, оплачиваемой инвестором и выручкой компании-эмитента (0,5-20% в США). Размещение бумаг — значительный источник прибылей. Банки могут оставить часть размещаемых бумаг у себя и затем их реализовать или получать у компаний-эмитентов акции по заниженной иене, а затем продавать их по высокой. В двадцатку самых крупных банков первого типа входят американские и японские банки. Они действуют в основном на первичном внебиржевом рынке, осуществляя посредничество при реализации ценных бумаг. Среди наиболее распространенных методов:
андеррайтинг - принятие на себя всей суммы облигационного займа или эмиссии акций и затем их размещение на рынке;
прямое размещение, когда банки выступают только консультантами при размещении между продавцом и покупателем;
публичное размещение — банки образуют группу для размещения ценных бумаг на рынке;
конкурентные торги — банки приобретают первоначальный пакет ценных бумаг, устраивают аукцион по принципу «кто больше даст».
Эти методы широко распространены в США, Канаде, Англии, в Европе — публичный метод, в Японии — публичный метод и андеррайтинг.
Банки участвуют в скупке акций в период реорганизации и финансового оздоровления, ставя компании в зависимость. Для банков первого типа большое значение имеет не величина учредительской прибыли, а зависимость от них эмитента, размещающего свои ценные бумаги, т.е. важен контроль над корпорацией-эмитентом, что и позволяет получать огромные прибыли.
Баланс банка первого типа:
пассивные операции: собственный капитал (партнерство или акционерный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль), кредиты коммерческих банков, кредиты других институтов, имущество, прочие источники;
активные операции: доходы от посреднической деятельности по размещению ценных бумаг и консультированию, государственные, частные ценные бумаги (акции, облигации), недвижимость, проч.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Оглавление
- Введение
- Цель дисциплины
- Задачи дисциплины
- Место дисциплины в профессиональной подготовке
- Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 1. Основной текст
- 1.1. Деньги: сущность и функции
- Происхождение денег, их виды
- 1.1.2. Сущность денег, их функции.
- 1.1.3. Роль денег в рыночной экономике.
- Контрольные вопросы.
- 1.2. Денежное обращение
- 1.2.1. Понятие денежного оборота и денежного обращения.
- 1.2.2. Понятие безналичного денежного оборота и системы безналичных расчетов.
- Варианты электронного банкинга (e-Banking)
- 1.2.3. Понятие налично-денежного оборота в рф и его прогнозирование.
- 1.2.4. Характеристика и структура денежного оборота
- 1.2.5. Законы денежного обращения. Денежные агрегаты.
- 1.2.6. Типы и структура денежных систем.
- 1.2.7. Основные элементы денежной системы
- Контрольные вопросы.
- 1.3. Мировая валютная система и ее эволюция.
- 1.3.2. Золото в международных валютных отношениях и валютный курс
- 1.3.3. Паритет валюты и валютный курс.
- 1.3.4. Некоторые теории регулирования валютного курса
- Контрольные вопросы.
- 1.4. Основы теории стоимости денег во времени
- 1.4.1. Функции сложного процента
- 1.4.2. Накопленная сумма единицы
- 1.4.3. Текущая стоимость единицы
- 1.4.4. Обычный аннуитет
- 1.4.5. Авансовый аннуитет
- 1.4.6. Взнос на амортизацию единицы
- 1.4.7. Фактор фонда возмещения
- Контрольные вопросы
- 1.5. Инфляция и формы ее проявления
- 1.5.1. Сущность инфляции и факторы ее определяющие
- 1.5.2. Виды современной инфляции и ее классификация по странам
- 1.5.3. Формы и методы стабилизации денежного обращения
- 1.5.4. Воздействие инфляции на деятельность коммерческих банков
- 1.5.5. Причины и особенности проявления инфляции в России.
- Контрольные вопросы.
- 1.6.Некоторые теории денег и их современные интерпретации
- 1.6.1. Металлическая теория денег
- 1.6.2. Номиналистическая теория денег
- 1.6.3. Монетаризм и современная количественная теория
- 1.6.4. Количественная теория денег и.Фишера
- 1.6.5. Кембриджский вариант количественной теории денег
- 1.6.6. Кейнсианская модель и современность
- Контрольные вопросы
- Контрольные вопросы методом тестирования по разделу 1 ''Деньги''
- 1.7. Кредит как форма движения ссудного капитала
- 1.7.1. Рынок ссудных капиталов
- 1.7.2. Сущность и эволюция рынка ссудных капиталов
- 1.7.3. Функции рынка ссудных капиталов
- 1.7.4. Формирование рынка капиталов в рф
- 1.7.5. Сущность, функции и формы кредита
- Государственный кредит - основной признак — участие государства или местных органов власти различных уровней. Государственный кредит предоставляется за счет бюджетных средств.
- Контрольные вопросы
- 1.8. Современная кредитная система
- 18.1. Структура современной кредитной системы стран Запада
- 1.8.2. Механизм функционирования кредитной системы
- 1.8.3. Кредитная система Российской Федерации
- 1.8.4. Специальные кредитные институты
- 1.8.5. Специализированные небанковские учреждения
- Контрольные вопросы
- Контрольные вопросы методом тестирования по разделу 2 «Кредит»
- 1.9. Центральный банк
- 1.9.1. Возникновение центральных банков.
- I этап реформы банковской системы относится к 1988-1990 гг.
- 1.9.2.Банк России. Цели и организационное построение.
- Организационная структура банка России
- 1.9.3. Функции Центрального банка
- 1.9.3. Денежно-кредитная политика цб.
- 1.9.4. Банковское регулирование и надзор
- Контрольные вопросы
- 1.10. Коммерческий банк
- 1.10.1. Общие положения.
- 1.10.2. Состав, структура и принципы деятельности банка.
- 1.10.3. Цели деятельности банка и его функции
- 1.10.4. Операции коммерческого банка
- 1.10.4. Внешняя среда банка и процесс управления
- Контрольные вопросы
- 1.11. Сберегательный банк
- 1.11.1. Краткая характеристика Сбербанка России оао
- 1.11.2.Организационное построение Сбербанка России оао
- Функции Сбербанка
- Кредитная политика Сбербанка
- Составляющие успеха и операции Сбербанка
- Роль Сбербанка в банковской системе России
- 1.12. Инвестиционные банки
- 1.12.1. Сущность понятия «инвестиционный банк»
- 1.12.2. Инвестиционные банки первого типа
- 1.12.3. Инвестиционные банки второго типа
- 1.13. Ипотечный кредит, ипотечные банки
- 1.13.1. Модели ипотеки.
- 1.13.2. Ипотечный кредит.
- 1.13.3. Ипотечные банки.
- 1.13.4. Оценка объектов залога.
- Процедура оценки включает следующие этапы
- 1.13.5. Развитие ипотеки в России.
- Ипотечное кредитование жилищного строительства
- Проблемы ипотечного кредитования
- Контрольные вопросы
- 1.14. Контокоррентный кредит
- 1.14.1.Что такое контокоррент. Цель контокоррента. Контокоррент в банковском деле.
- 1. 14.2 Основные принципы контокоррентного договора. Методы исчисления процентов по контокорренту.
- 1.14.3. Овердрафт.
- Контрольные вопросы
- 1.15. Лизинговые операции
- 1.15.1. Сущность лизинга, его стадии.
- 1.15.2. Виды и формы лизинговых операций.
- 1.15.3. Достоинства и выгоды лизинга.
- 1.15.4. Правовое обеспечение лизинга.
- 1.15.5. Лизинг в России.
- 1.15.6. Подготовка и содержание лизинговой сделки.
- Контрольные вопросы
- Кто является участником лизинговых операций?
- 1.16. Факторинг и форфейтинг
- 1.16.1. Сущность факторинга и принципы его организации.
- 1.16.2. Виды факторинговых операций и типы факторинговых соглашений.
- 1.16.3. Заключение договора о факторинговом обслуживании
- 1.16.4. Форфейтинг.
- Контрольные вопросы
- 1.17. Банковский маркетинг
- 1.17.1. Сущность и содержание маркетинга.
- 1.17.2. Особенности банковского маркетинга.
- 1.17.3. Анализ рынка банковского продукта.
- 1 Этап. Сбор информации о состоянии рынка
- II этап. Определение рыночной стратегии
- А. Группы потребителей
- В. Группы банковских продуктов
- Инструменты маркетинга
- Ш этап. Реализация выбранной стратегии маркетинга Планирование и разработка
- IV этап. Оценка результатов маркетинговой деятельности
- 1.17.4. Маркетинговая деятельность по продвижению банковских услуг.
- Контрольные вопросы
- 1.18. Международные валютно-кредитные организации.
- Контрольные вопросы методом тестирования по разделу 3 «Банки»
- 3. Итоговый тест
- 4. Вопросы к экзамену.
- 5. Глоссарий
- 6. Рекомендуемая литература.
- 308012, Г.Белгород, ул.Костюкова, 46