1.10.3. Цели деятельности банка и его функции
Поскольку банк является социальной системой, а люди в своей деятельности руководствуются собственными целями, намерениями, интересами, то цели банка должны основываться на частных целях его участников.
Участниками (членами) банка будем считать индивидуумов или однородные группы лиц, имеющих определенное отношение к деятельности банка, способных принимать собственные решения и оказывать некоторое влияние на процесс принятия решений банком. При этом любой участник, являющийся группой лиц, действует как одно лицо (многократный субъект). Считая участников банка рациональными индивидуумами (группами), примем, что для них будет естественным взаимодействие, сотрудничество друг с другом, согласование своих целей, решений и действий.
Таким образом, банк можно представить как коалицию упомянутых ("игроков"), имеющих собственные цели.
Участников банка можно классифицировать следующим образом:
Внутренние участники:
управляющие (руководство, администрация);
владельцы (учредители, пайщики, акционеры с долгосрочными интересами);
акционеры с краткосрочными интересами (спекулянты);
исполнители (служащие, персонал).
Внешние участники:
вкладчики;
держатели облигаций банка (облигационеры);
заемщики;
клиенты других категорий;
государство и его органы (включая ЦБ России).
Из представленной классификации вытекает, что амплуа (роли) участников такой коалиции неодинаковы и, следовательно, каждый из них имеет собственный набор целей, т.е. свое субъективное понимание того, каких целей должен добиваться банк при осуществлении той или иной стороны своей деятельности.
Кроме того, очевидно, что различные участники имеют разный вес т.е. коалиция участников является иерархической.
На верхнем уровне иерархии располагается государство, олицетворяющее общественные интересы. Далее следуют внутренние участники – владельцы, управляющие и исполнители. Еще ниже –вкладчики и другие внешние участники.
Для владельцев наиболее важная цель - рост банка в долгосрочной перспективе, т.е. увеличение объемов активов, собственного капитала, операций, количества клиентов, филиалов и тому подобное, что означает рост "цены банка" (рыночной стоимости всех эмитированных банком акций, если банк является акционерным). На цену акций также непосредственно влияют и текущие показатели финансовой деятельности, например, величина чистого дохода (прибыли) банка. Реализация указанной основной цели позволит владельцам банка увеличить их интегральный доход за весь долгосрочный период. Уровень выплачиваемых регулярно дивидендов имеет для них вспомогательное значение.
Для управляющих характерен наиболее широкий спектр самых разнообразных по содержанию и срокам целей, так как на них владельцами возложена ответственность за эффективную работу банка в целом. Видимо, основной целью управляющих является рост суммы прибыли в средне- и долгосрочной перспективе как показателя, впитывающего в себя все основные аспекты сложной и многогранной деятельности банка за соответствующий период. Важны также и кратко- и среднесрочные цели: поддержание необходимого уровня ликвидности, уменьшение риска, увеличение доходности определенных групп активов, ограничение затрат и расходов.
Среди акционеров банка (если банк имеет статус акционерного общества открытого типа) можно выделить группу лиц (физических или юридических), которые рассматривают акции банка только как источник дохода в краткосрочной перспективе. Для обозначения данной группы, пожалуй, наиболее точно подходит название "спекулянты", так как это лица, осуществляющие регулярные операции купли-продажи акций банка на вторичном финансовом рынке с целью извлечения дохода за счет колебания курса акций. Хотя их юридический статус формально такой же, как и у владельцев, фактически судьба и перспективы длительного устойчивого развития банка им безразличны.
Для исполнителей (служащих банка) основная цель – повышение уровня текущих доходов в форме заработной платы, а также других подобных выплат - премий, надбавок, льгот и т.п. Эти показатели не имеют прямой связи с конечными результатами деятельности банка, однако крупные финансовые неудачи банка могут поставить под угрозу не только возможность достижения этой цели, но и сохранение сложившегося уровня зарплаты, следовательно, косвенная связь существует. При этом имеется конфликт интересов, целей, так как увеличение доходов служащих банка означает рост его расходов на содержание персонала и, очевидно, уменьшение величины прибыли, рентабельности и других производных показателей.
Внешние участники банка проявляют интерес обычно лишь к тем сторонам деятельности банка, которые их непосредственно затрагивают. Поэтому их цели являются, как правило, частными по отношению к целям внутренних участников и могут быть выведены из указанных выше целей.
Так, для вкладчиков и облигационеров наиболее важны две цели –устойчивая и стабильная работа банка, обеспечивающая достаточный уровень ликвидности банка и, следовательно сохранность доверенных банку средств, а также рост доходов (проценты по вкладам, выплаты по облигациям) этих участников.
Цель заемщиков противоположна – уменьшение величины процентов, взимаемых за предоставляемые банком ссуды, что невозможно при росте уплаченных банком процентов по привлеченным ресурсам.
Клиентов по расчетно-кассовому и иному обслуживанию интересует качество соответствующих услуг и уровень тарифов (комиссионных) по данным услугам. Очевидные цели – повышение качества и уменьшение тарифов, что противоречит целям внутренних участников – повышению доходов (в том числе и за счет комиссионных), по прибыли и т.п.
Целями Центрального банка России и других государственных институтов (финансовых, налоговых и т.п.) применительно к деятельности конкретного коммерческого банка могут являться устойчивая, надежная работа банка, соблюдение норм действующего законодательства, своевременная и полная выплата налогов, качественное обслуживание клиентов и т.д.
Вот почему в качестве основной (глобальной) цели коммерческого банка естественно принять развитие банка, понимаемое в самом широком смысле.
Главная функция коммерческого банка – содействие движению финансовых ресурсов (денежных средств) в народном хозяйстве и в обществе в целом.
Эта функция имеет два основных аспекта в зависимости от функций денег. Если денежные средства используются как товар (ссудный капитал), то банк выступает в функции института кредитной системы, аккумулируя временно свободные денежные средства (сбережения) одних народнохозяйственных субъектов (вкладчиков, кредиторов) и ссужая эти средства от своего имени другим народнохозяйственным субъектам (заемщикам) на принципах возвратности, платности, срочности и др. Если деньги используются как средство обращения и средство платежа, то банк играет роль института денежной системы, содействуя осуществлению денежных расчетов (в наличной или безналичной форме) между народнохозяйственными субъектами.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Оглавление
- Введение
- Цель дисциплины
- Задачи дисциплины
- Место дисциплины в профессиональной подготовке
- Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 1. Основной текст
- 1.1. Деньги: сущность и функции
- Происхождение денег, их виды
- 1.1.2. Сущность денег, их функции.
- 1.1.3. Роль денег в рыночной экономике.
- Контрольные вопросы.
- 1.2. Денежное обращение
- 1.2.1. Понятие денежного оборота и денежного обращения.
- 1.2.2. Понятие безналичного денежного оборота и системы безналичных расчетов.
- Варианты электронного банкинга (e-Banking)
- 1.2.3. Понятие налично-денежного оборота в рф и его прогнозирование.
- 1.2.4. Характеристика и структура денежного оборота
- 1.2.5. Законы денежного обращения. Денежные агрегаты.
- 1.2.6. Типы и структура денежных систем.
- 1.2.7. Основные элементы денежной системы
- Контрольные вопросы.
- 1.3. Мировая валютная система и ее эволюция.
- 1.3.2. Золото в международных валютных отношениях и валютный курс
- 1.3.3. Паритет валюты и валютный курс.
- 1.3.4. Некоторые теории регулирования валютного курса
- Контрольные вопросы.
- 1.4. Основы теории стоимости денег во времени
- 1.4.1. Функции сложного процента
- 1.4.2. Накопленная сумма единицы
- 1.4.3. Текущая стоимость единицы
- 1.4.4. Обычный аннуитет
- 1.4.5. Авансовый аннуитет
- 1.4.6. Взнос на амортизацию единицы
- 1.4.7. Фактор фонда возмещения
- Контрольные вопросы
- 1.5. Инфляция и формы ее проявления
- 1.5.1. Сущность инфляции и факторы ее определяющие
- 1.5.2. Виды современной инфляции и ее классификация по странам
- 1.5.3. Формы и методы стабилизации денежного обращения
- 1.5.4. Воздействие инфляции на деятельность коммерческих банков
- 1.5.5. Причины и особенности проявления инфляции в России.
- Контрольные вопросы.
- 1.6.Некоторые теории денег и их современные интерпретации
- 1.6.1. Металлическая теория денег
- 1.6.2. Номиналистическая теория денег
- 1.6.3. Монетаризм и современная количественная теория
- 1.6.4. Количественная теория денег и.Фишера
- 1.6.5. Кембриджский вариант количественной теории денег
- 1.6.6. Кейнсианская модель и современность
- Контрольные вопросы
- Контрольные вопросы методом тестирования по разделу 1 ''Деньги''
- 1.7. Кредит как форма движения ссудного капитала
- 1.7.1. Рынок ссудных капиталов
- 1.7.2. Сущность и эволюция рынка ссудных капиталов
- 1.7.3. Функции рынка ссудных капиталов
- 1.7.4. Формирование рынка капиталов в рф
- 1.7.5. Сущность, функции и формы кредита
- Государственный кредит - основной признак — участие государства или местных органов власти различных уровней. Государственный кредит предоставляется за счет бюджетных средств.
- Контрольные вопросы
- 1.8. Современная кредитная система
- 18.1. Структура современной кредитной системы стран Запада
- 1.8.2. Механизм функционирования кредитной системы
- 1.8.3. Кредитная система Российской Федерации
- 1.8.4. Специальные кредитные институты
- 1.8.5. Специализированные небанковские учреждения
- Контрольные вопросы
- Контрольные вопросы методом тестирования по разделу 2 «Кредит»
- 1.9. Центральный банк
- 1.9.1. Возникновение центральных банков.
- I этап реформы банковской системы относится к 1988-1990 гг.
- 1.9.2.Банк России. Цели и организационное построение.
- Организационная структура банка России
- 1.9.3. Функции Центрального банка
- 1.9.3. Денежно-кредитная политика цб.
- 1.9.4. Банковское регулирование и надзор
- Контрольные вопросы
- 1.10. Коммерческий банк
- 1.10.1. Общие положения.
- 1.10.2. Состав, структура и принципы деятельности банка.
- 1.10.3. Цели деятельности банка и его функции
- 1.10.4. Операции коммерческого банка
- 1.10.4. Внешняя среда банка и процесс управления
- Контрольные вопросы
- 1.11. Сберегательный банк
- 1.11.1. Краткая характеристика Сбербанка России оао
- 1.11.2.Организационное построение Сбербанка России оао
- Функции Сбербанка
- Кредитная политика Сбербанка
- Составляющие успеха и операции Сбербанка
- Роль Сбербанка в банковской системе России
- 1.12. Инвестиционные банки
- 1.12.1. Сущность понятия «инвестиционный банк»
- 1.12.2. Инвестиционные банки первого типа
- 1.12.3. Инвестиционные банки второго типа
- 1.13. Ипотечный кредит, ипотечные банки
- 1.13.1. Модели ипотеки.
- 1.13.2. Ипотечный кредит.
- 1.13.3. Ипотечные банки.
- 1.13.4. Оценка объектов залога.
- Процедура оценки включает следующие этапы
- 1.13.5. Развитие ипотеки в России.
- Ипотечное кредитование жилищного строительства
- Проблемы ипотечного кредитования
- Контрольные вопросы
- 1.14. Контокоррентный кредит
- 1.14.1.Что такое контокоррент. Цель контокоррента. Контокоррент в банковском деле.
- 1. 14.2 Основные принципы контокоррентного договора. Методы исчисления процентов по контокорренту.
- 1.14.3. Овердрафт.
- Контрольные вопросы
- 1.15. Лизинговые операции
- 1.15.1. Сущность лизинга, его стадии.
- 1.15.2. Виды и формы лизинговых операций.
- 1.15.3. Достоинства и выгоды лизинга.
- 1.15.4. Правовое обеспечение лизинга.
- 1.15.5. Лизинг в России.
- 1.15.6. Подготовка и содержание лизинговой сделки.
- Контрольные вопросы
- Кто является участником лизинговых операций?
- 1.16. Факторинг и форфейтинг
- 1.16.1. Сущность факторинга и принципы его организации.
- 1.16.2. Виды факторинговых операций и типы факторинговых соглашений.
- 1.16.3. Заключение договора о факторинговом обслуживании
- 1.16.4. Форфейтинг.
- Контрольные вопросы
- 1.17. Банковский маркетинг
- 1.17.1. Сущность и содержание маркетинга.
- 1.17.2. Особенности банковского маркетинга.
- 1.17.3. Анализ рынка банковского продукта.
- 1 Этап. Сбор информации о состоянии рынка
- II этап. Определение рыночной стратегии
- А. Группы потребителей
- В. Группы банковских продуктов
- Инструменты маркетинга
- Ш этап. Реализация выбранной стратегии маркетинга Планирование и разработка
- IV этап. Оценка результатов маркетинговой деятельности
- 1.17.4. Маркетинговая деятельность по продвижению банковских услуг.
- Контрольные вопросы
- 1.18. Международные валютно-кредитные организации.
- Контрольные вопросы методом тестирования по разделу 3 «Банки»
- 3. Итоговый тест
- 4. Вопросы к экзамену.
- 5. Глоссарий
- 6. Рекомендуемая литература.
- 308012, Г.Белгород, ул.Костюкова, 46