Электронные аукционы
Популярность онлайновых аукционов стимулирует распространение новых моделей ценообразования. Законодателем мод становится компания новой формации - eBay (www.ebay.com), которая занимает лидирующее положение в аукционном мире. Число ее пользователей оценивается в 10 млн, ежедневно выставляются на торги примерно 3,5 млн видов товаров примерно в 2900 категориях.
Крупнейшие мировые аукционные фирмы также переходят к организации своей деятельности о киберпространстве, используя опыт компаний, имеющих успешный опыт ведения электронного бизнеса.
Электронные аукционы являются типичным примером организации информационного посредничества в сегменте электронного бизнеса, ориентированного на бизнес-партнера. Онлайновые аукционы не только выступают в качестве информационных посредников, но и обеспечивают определенные условия заключения сделок. Компании, организующие проведение электронных аукционов, осуществляют деятельность по обеспечению согласования цен между поставщиками и заказчиками продукции в режиме реального времени. В ограниченной степени организаторы аукционов могут выступать и гарантами сделок, отслеживая оформление и выполнение заказов.
Технология проведения электронных аукционов следующая.
Желающий продать товар на аукционе регистрируется на информационном сервере и размешает всю необходимую информацию о своем товаре: описание, картинку с внешним видом, условия поставки, ссылку на свой информационный сервер, где, например, находится более подробная информация о товаре. Продавать свой товар через eBay может, вообще говоря, любая компания или частное лицо из любой страны мира. В то же время все участники аукциона – и продавец, и покупатель – обязаны соблюдать правила аукциона и несут финансовую ответственность за их нарушение. В качестве финансовой гарантии со стороны частного лица при регистрации, как правило, указываются реквизиты его кредитной карточки.
Разделенный по категориям каталог товаров и услуг, которые выставлены на продажу, представлен на основных страницах информационного сервера. В каждом выбранном пользователем разделе можно ознакомиться с конкретным списком отдельных товаров (лотов), а по каждому лоту — посмотреть описание товара, получить сведения о начальной и текущей ставке, о времени, оставшемся до конца аукциона. Некоторые аукционы предоставляют информацию об истории ставок. Ставка регистрируется автоматически на странице, представляющей товар.
Чтобы сделать ставку, необходимо предварительно зарегистрироваться. Процедура регистрации, как правило, требует только указания имени участника (login) и адреса его электронной почты. На этот адрес автоматически высылается пароль. После регистрации на аукционе можно делать ставку на выбранный товар. Для выполнения ставки необходимо в соответствующие поля ввести имя участника, пароль и сумму ставки. При выполнении ставки обычно требуют ввести реквизиты своей кредитной карточки.
По истечении времени проведения аукциона (время, оставшееся до момента окончания аукциона, постоянно высвечивается на экране) подводятся итоги и в соответствии с правилами определяется победитель. На его электронный адрес будет выслано извещение и все необходимые инструкции по оплате и получению товара, а участнику-продавцу будет передана контактная информация о победителе-покупателе.
Основная особенность аукционов как модели электронного бизнеса состоит в состязательности. Поэтому именно на аукционах начинают продажу новых, высокотехнологичных товаров или товаров с новыми, не существовавшими ранее потребительскими свойствами. Именно аукционная торговля позволяет предварительно оценить рыночный спрос и определить реальную рыночную цену на новый товар. Аукцион в данном случае выступает в качестве маркетингового инструмента.
По степени информированности покупателей и продавцов о ходе аукциона и условиях его остановки используются следующие разновидности организационного оформления аукциона:
Публичный аукцион. Все участники (и посетители) видят текущую максимальную ставку и историю ставок. Никаких ограничений, кроме, возможно, гарантии платежеспособности, на участников не накладывается.
Абсолютный аукцион. Не устанавливается зарезервированная или минимальная цена товара. Товар продается покупателю за максимальную предложенную цену.
Приватный (sealted-hid) аукцион. Ставка принимается в течение строго ограниченного времени, причем участник не имеет возможности узнать размер и количество ставок других участников. Участник имеет право сделать только одну ставку. По завершении оговоренного времени определяется победитель или победители.
Тихий аукцион. Разновидность приватного аукциона, в котором участник не знает, кто сделал ставку, но может узнать, какова текущая максимальная ставка. Иногда накладывается ограничение на количество ставок, которые может сделать участник.
Аукцион с минимальной ценой. Продавец выставляет товар и указывает минимальную цену, начиная с которой он обязан продать товар. Участники-покупатели знают в процессе торгов о размере минимальной цены.
Аукцион с зарезервированной ценой. В отличие от аукциона с минимальной ценой участники этого аукциона знают только, что минимальная цена существует, но не знают о ее величине. Если в процессе торгов минимальная цена не достигнута, то товар не продается.
Датский аукцион. Широко распространенная схема проведения аукциона с уменьшением цены. Стартовая цена устанавливается преувеличенно высокой и в процессе торгов автоматически уменьшается. Уменьшение цены прекращается, как только участник-покупатель останавливает аукцион. Этот тип аукциона используется для продажи большого количества одинаковых товаров, например сельскохозяйственных продуктов. Покупатель останавливает аукцион и по получившейся цене покупает необходимое количество товара. После этого аукцион продолжается с последней цены. Таким образом, распродается оставшийся товар, но уже по меньшей цене. Психологический расчет строится на том, что каждый участник вынужден строить свое поведение с учетом того, что если промедлить, ожидая меньшей цены, то оставшегося товара может не хватить.
Учитывая специфику аудитории, можно предположить, что аукционная торговля будет стабильно развиваться для следующих рынков: компьютерные товары, новые для рынка высокотехнологичные товары, недавние лидеры продаж - после вытеснения их новыми лидерами есть возможность довольно успешно избежать отоваривания складов. Кроме того, отметим, что традиционно аукционы используются для сбыта старого, не нашедшего спроса товара и разного рода некондиционных товаров, товаров с нарушенным товарным видом и товаров, возвращенных покупателями из-за мнимых или действительных дефектов.
Как пример российского электронного аукциона можно привести электронный аукцион Ставка.ру (www.stavka.ru). Упрощенная регистрация как для продавцов, так и для покупателей, большое количество категорий товаров и услуг, простота и интуитивную ясность интерфейса привлекают значительное, по российским меркам, число участников. В основном вся борьба сосредоточена вокруг оплаты телекоммуникационных услуг, в первую очередь доступа в Интернет. Другим примером может служить аукцион в интернет-магазине www.dostavka.ru. Хотя на этом аукционе есть возможность для любого желающего поместить свой товар, основная борьба сосредоточена вокруг товаров самого магазина, где в среднем делается несколько десятков ставок на каждый лот. Причем конечная ставка несущественно отличается от стоимости этого же товара в магазине, хотя начальная ставка практически всегда 1 долл.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Тема 1. Информационные системы и их классификация Понятие системы
- Экономическая информационная система
- Классификация экономических информационных систем
- Структура эис
- Тема 2. Информационные системы банков и фондовых рынков Автоматизированные банковские системы Особенности автоматизации банковской деятельности
- Корпоративные сети банков
- Системы «банк-клиент»
- Автоматизация межбанковских операций
- Информационные системы фондового рынка Организационное, информационное и программное обеспечение фондового рынка
- Интернет-технологии фондового рынка
- Программное обеспечение поддержки принятия решений на фондовом рынке
- Тема 3. Бухгалтерские и финансово-аналитические информационные системы
- Классы бухгалтерских информационных систем
- Финансово-аналитические информационные системы
- Системы бизнес-планирования и инвестиционного анализа
- Системы автоматизации бюджетирования
- Классификация систем электронной коммерции
- Преимущества и недостатки электронной коммерции
- Базовые модели электронного бизнеса Электронные биржи
- Электронные аукционы
- Электронное управление цепью поставок
- Электронная торговля
- Модели электронной торговли
- Платежные системы электронного бизнеса Понятие и классификация платежных систем электронного бизнеса