Модели электронной торговли
В настоящее время можно выделить три основные модели электронной торговли, получившие развитие в российском сегменте Интернета:
модель Интернет-представительства обычного магазина;
модель информационного посредничества;
модель торговой площадки.
Первая модель построена на организации интернет-представительства традиционного продавца, имеющего реальные товарные запасы. Это наиболее распространенная схема организации розничной электронной торговли. Характерны следующие варианты данной модели электронной торговли:
розничный магазин или сеть фирменных магазинов – вариант используется продовольственными, книжными магазинами, магазинами канцелярских принадлежностей и универмагами, например «Библио-Глобус», «Комус», «ГУМ-Интернет»;
оптовый поставщик, специализирующийся на определенной группе товаров, - вариант типичен для торговли компьютерами, оргтехникой и средствами мобильной связи, например «Депо», «Болеро»;
специализированная производственная структура – обычно это книжные магазины на базе издательств, например «оЗон». Достоинством модели является гибкость управления ассортиментом и ценами, которая позволяет реализовать преимущества электронной торговли. Финансовые потоки полностью проходят через Интернет-магазин. В качестве недостатка следует отметить высокую стоимость решения.
Второй моделью является модель информационного посредничества. Продавцы, использующие данную модель, не обладают сколько-нибудь значительными собственными товарными запасами. Бизнес строится на договоренностях с потенциальными поставщиками, а Интернет служит исключительно в качестве витрины для представления товара. Среди российских продавцов эту модель в основном используют магазины, торгующие компьютерами и комплектующими. Достоинством модели является дешевизна решения. В то же время очевидный недостаток - спекулятивная организация бизнеса, обычно неприемлемая для солидных деловых партнеров. Покупатель часто сталкивается с длительным сроком доставки, неполной комплектацией заказа, отсутствием дополнительных услуг или их низким качеством.
Третья модель характерна для интернет-универмагов, не имеющих значительного традиционного базиса (ее используют, например, www.torg.ru www.webmarket.ru). Эта модель организована в виде торговой площадки, имеющей контракты с поставщиками множества товаров и предоставляющей расширенные возможности для получения информации и поиска. Магазины-участники площадки вносят арендную плату за предоставление виртуального торгового места, а также комиссионный сбор в виде определенного процента с сумм, уплаченных покупателями за товары. Основные финансовые потоки, в отличие от первой модели, проходят через поставщиков и владельцев товаров. Достоинствами этой модели являются относительно невысокая цена и не слишком большая сложность Интернет-решения. Качественная организация информационных и поисковых функций способствует активному притоку посетителей. При небольших ежедневных потоках покупателей данная модель работает без значительных сбоев. Недостаток модели – ограниченная эффективность организации логистики и в связи с этим довольно длительные сроки комплектации и доставки заказа (3-5 дней). Если покупатель приобретает товары, поставляемые разными фирмами, то сроки доставки увеличиваются и привлекательность данной модели становится сомнительной.
Среди факторов, сдерживающих развитие электронной торговли в России, обычно называют большую территорию, низкую плотность населении, слаборазвитую инфраструктуру связи, а также недоверие населения к осуществлению транзакции покупок в обезличенном виде.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Тема 1. Информационные системы и их классификация Понятие системы
- Экономическая информационная система
- Классификация экономических информационных систем
- Структура эис
- Тема 2. Информационные системы банков и фондовых рынков Автоматизированные банковские системы Особенности автоматизации банковской деятельности
- Корпоративные сети банков
- Системы «банк-клиент»
- Автоматизация межбанковских операций
- Информационные системы фондового рынка Организационное, информационное и программное обеспечение фондового рынка
- Интернет-технологии фондового рынка
- Программное обеспечение поддержки принятия решений на фондовом рынке
- Тема 3. Бухгалтерские и финансово-аналитические информационные системы
- Классы бухгалтерских информационных систем
- Финансово-аналитические информационные системы
- Системы бизнес-планирования и инвестиционного анализа
- Системы автоматизации бюджетирования
- Классификация систем электронной коммерции
- Преимущества и недостатки электронной коммерции
- Базовые модели электронного бизнеса Электронные биржи
- Электронные аукционы
- Электронное управление цепью поставок
- Электронная торговля
- Модели электронной торговли
- Платежные системы электронного бизнеса Понятие и классификация платежных систем электронного бизнеса