Преимущества и недостатки электронной коммерции
Лавинообразный рост числа пользователей сети Интернет создает предпосылку для развития электронного 6изнеса. Отметим, что платежеспособность пользователей Интернета в среднем более высокая, чем у среднестатистического потребителя товаров и услуг. Кроме того, для некоторых видов товаров и услуг (программное обеспечение и его поддержка, информационные технологии и т.п.) основную массу потребителей составляют именно пользователи Интернета. По данным Nua Ltd. and others (www.nua.com), на сентябрь 2002 г. в Интернете насчитывалось 605 млн. пользователей, две трети всех малых предприятий США имеют доступ к Интернету. Около 85% владельцев малых предприятий имеют доступ к ресурсам Интернета, причем более чем у половины из них есть свой информационный сервер. Из малых предприятий, уже имеющих доступ к Интернету, 60% планирует использовать его более активно.
Для России можно констатировать даже более высокую, чем на общемировом уровне, динамику роста числа пользователей Интернета. По данным Российского центра интернет-технологий (www.rocil.ru), рубеж в 1 млн. пользователей Россия перешла в июле 1998 г. По данным компании SpyLOG (www.spylog.ru), на конец 2001 г. аудитория российского сегмента Интернета, включая иностранцев, посетивших российские информационные серверы, составила около 19 млн человек. Рост числа пользователей российского сегмента Интернета, по различным оценкам, составил от 45 до 65% в год.
Следует отметить, что для России характерна неравномерность пользователей Интернета по территории страны. Основную массу пользователей Интернета в России составляют жители Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска и соответствующих областей.
С учетом широкого представительства корпораций и фирм в Интернете можно сделать вывод о том, что образовался новый канал взаимодействия как с бизнес-партнерами, так и с клиентами. Переводя бизнес в киберпространство, предприятие, умело использующее технологии электронной коммерции получает следующие конкурентные преимущества:
значительно увеличивается оперативность получения информации, особенно при международных операциях;
значительно сокращается цикл производства и продажи, так как больше нет необходимости каждый раз вводить полученные документы, к тому же снижается вероятность возникновения ошибок ввода;
значительно снижаются затраты, связанные с обменом информацией за счет использования более дешевых средств коммуникаций;
использование Интернет-технологии электронной коммерции позволяет компании стать более открытой по отношению к клиентам и партнерам;
технологии электронной коммерции позволяют легко и быстро информировать партнеров и клиентов о продуктах и услугах.
появляется возможность использовать альтернативные бизнес-модели и создавать новые каналы продаж.
Несмотря на то, что электронная коммерция и электронный бизнес предлагают организациям богатый выбор новых возможностей, они также ставят перед менеджерами ряд проблем. Выделим и кратко охарактеризуем основные из них.
Бизнес-модели, в основе которых лежит Интернет, являются новыми, и поэтому в основном непроверенными.
Необходимость изменения бизнес-процессов. Осуществление электронной коммерции и бизнеса требует гармоничного сочетания подразделений фирмы, производственных объектов и торговых точек, а также тесного сотрудничества с заказчиками, поставщиками и другими деловыми партнерами. Возникает необходимость в перепроектировке и более тесной интеграции основных бизнес-процессов, особенно тех, которые касаются менеджмента цепи поставок. Традиционные границы, существующие между отделами и подразделениями, а также компаниями и поставщиками, могут послужить препятствием на пути к совместному сотрудничеству и построению выгодных взаимоотношении. Для более быстрой и точной работы киберкорпорация должна пересмотреть свои способы ведения бизнеса на многих уровнях.
Конфликт каналов распространения. Использование киберпространства для осуществления интерактивных продаж и маркетинга может создать конфликт каналов распространения, особенно при продаже менее известных товаров, которая требует содействия физических посредников. Торговый персонал фирм и дистрибьюторы опасаются паления прибылей в случае переключения заказчиков на покупки через Интернет, поскольку этот новый канал продаж способен заменить традиционные методы ведения бизнеса. Вопрос конфликта каналов распространения особенно актуален для электронной коммерции типа B2B, при которой заказчики осуществляют покупки непосредственно у производителей через Интернет, а не через дистрибьюторов или торговых представителен. Использование альтернативных каналов, созданных Интернетом, требует тщательного планирования и управления.
Вопросы законности. Законы, регулирующие электронную коммерцию, находятся еще в стадии разработки. Законодательные учреждения, суды и международные соглашения только начинают поднимать такие вопросы, как законность и сила контактов, устанавливаемых с помощью электронный почты, роль электронных подписей и применение законов об авторском праве по отношению к документам, создаваемым в электронном режиме. Кроме того, Интернет- это глобальная сеть, используемая отдельными пользователями и целыми организациями во многих странах мира. Если бы в Таиланде предлагался к продаже продукт через web-страницу. находящуюся в компьютере в Сингапуре, а покупатель жил в Венгрии, то возникает вопрос: законы какой страны применяются в этом случае? Законодательная и регламентирующая база электронной коммерции разработана еще недостаточно.
Безопасность и конфиденциальность. Интернет-системы в большей степени, чем частные сети, подвержены влиянию извне, поскольку сама идея Интернета подразумевает всеобщую доступность. Любая информация, включая электронную почту, проходит через множество компьютерных систем в Интернете, прежде чем достигает своей конечной цели. На любом участке этого маршрута она может быть отслежена, перехвачена и сохранена. Могут быть перехвачены такие ценные сведения, как номера и имена владельцев кредитных карточек, частные сведения о служащем, маркетинговые планы, торговые контракты, данные о разработке продукта и ценах на него, переговоры между компаниями, а также другие сведения, которые могут представлять интерес для конкурентов. Хакеры, взломщики и компьютерные воры используют слабые стороны Интернета для вторжения в компьютерные системы, нанося тем самым вред путем воровства паролей, получения доступа к важной информации, внедрения электронных жучков или блокирования корпоративных web-сайтов, делая их в итоге недоступными. Интернет предлагает беспрецедентные возможности знакомства с потенциальными покупателями. Однако эта же возможность подразумевать и личную конфиденциальность.
- Тема 1. Информационные системы и их классификация Понятие системы
- Экономическая информационная система
- Классификация экономических информационных систем
- Структура эис
- Тема 2. Информационные системы банков и фондовых рынков Автоматизированные банковские системы Особенности автоматизации банковской деятельности
- Корпоративные сети банков
- Системы «банк-клиент»
- Автоматизация межбанковских операций
- Информационные системы фондового рынка Организационное, информационное и программное обеспечение фондового рынка
- Интернет-технологии фондового рынка
- Программное обеспечение поддержки принятия решений на фондовом рынке
- Тема 3. Бухгалтерские и финансово-аналитические информационные системы
- Классы бухгалтерских информационных систем
- Финансово-аналитические информационные системы
- Системы бизнес-планирования и инвестиционного анализа
- Системы автоматизации бюджетирования
- Классификация систем электронной коммерции
- Преимущества и недостатки электронной коммерции
- Базовые модели электронного бизнеса Электронные биржи
- Электронные аукционы
- Электронное управление цепью поставок
- Электронная торговля
- Модели электронной торговли
- Платежные системы электронного бизнеса Понятие и классификация платежных систем электронного бизнеса