logo
Лекции ИС в экономике (з-4290)

Электронная торговля

Интернет-магазин – это торговая площадка в Интернете, где можно приобрести практически любой товар. При выборе Интернет-магазина (называемого также электронным магазином) лучше пользоваться услугами поисковых систем, например Rambler, Yandex. Aport и др., или использовать сайт платежной системы CyberPlat. К этой системе сегодня подключены около сотни торговых площадок. Большинство российских Интернет-магазинов реализованы в упрощенном варианте как электронные витрины, позволяющие пользователю сформировать заказ, в некоторых случаях выписать счет и переадресовать его в подключенную систему электронных платежей. Передача информации в торговую систему продавца осуществляется вручную.

Витрина электронного магазина располагается на Интернет-сервере и представляет собой Web-сайт с активным содержанием.

Электронная витрина предназначена для выполнения следующих задач:

Полновесная торговая Интернет-система включает в себя помимо Web-витрины и back-office. Такая система позволяет выполнять следующие функции:

Торговых Интернет-систем такого класса в России немного. Готовыми программными решениями для их построения являются INTERSHOP 3 (поставщик - компания TopS) и «1С-Аркадия Интернет-Магазин» (производитель - компания «Аркадия»).

Схема работы электронного магазина

Общая схема работы электронного магазина выглядит следующим образом. Потенциальный покупатель при помощи браузера осуществляет доступ к информационному серверу магазина. Сервер содержит электронную витрину, на которой представлены каталог товаров с возможностью поиска по запросу и необходимые средства для ввода регистрационной информации, формирования заказа, возможно, проведения платежей и оформления доставки.

Регистрация покупателя обычно производится при оформлении заказа. После отбора товара покупатель должен заполнить форму, в которой указывается, каким образом будет осуществлена оплата и доставка. По окончании формирования заказа и регистрации вся собранная информация о покупателе поступает из электронной витрины в торговую систему магазина, где проверяется наличие затребованного товара на складе, инициируется запрос к платежной системе. При отсутствии товара на складе направляется запрос поставщику, а покупателю сообщается о времени возможной реализации заказа.

В том случае, если оплата осуществляется при передаче товара покупателю (курьером или наложенным платежом), необходимо подтверждение факта заказа. Чаще всего это происходит посредством электронной почты или по телефону. При наличии возможности оплаты через Интернет подключается используемая платежная система.

В традиционной схеме электронной покупки участвуют:

Существует несколько наиболее распространенных систем доставки товаров из on-line магазинов.