Классификация систем электронной коммерции
Также как и традиционный бизнес, электронный бизнес предполагает наличие как минимум двух основных его участников: компании, которая собственно и осуществляет коммерческую деятельность (Business), и клиента, потребляющего товары и услуги (Customer).
В зависимости от того, между кем проходит бизнес-операция, или другими словами бизнес-трансакция, а также от того, кто является ее инициатором, можно выделить четыре основных вида электронной коммерции:
«Бизнес для бизнеса» (Business to Business – В2В) - это область экономической деятельности в информационном пространстве, ориентированная на формирование эффективных и долгосрочных экономических отношений с организациями или фирмами, участвующими в формировании цепочки добавленной стоимости. Например, компания может разместить запрос на коммерческие предложения, получить текущие котировки от своих поставщиков, заключить контракт, получить или оплатить счета, опубликовать документы. Этот вид деятельности в Интернете является наиболее перспективным для российских компаний. Он позволяет построить на новом уровне коммерческие связи между производителями и создает благоприятную почву для партнерских отношении между ними. Рынок становится более открытым, и появляется масса возможностей взаимодействия и приобретения необходимых услуг на локальном рынке, избавляя от необходимости продолжительного поиска делового партнера. В международном смысле электронная коммерция дает компании больше шансов для высокой активности на глобальном рынке. Система В2В может быть как открытой, которую могут видеть и посещать обычные пользователи или другие возможные партнеры, так и закрытой – существующей только для определенных партнеров или рабочих групп и исполняющей только определенные технологические функции.
По функциональным возможностям среди систем В2В можно выделить такие группы как: каталоги, где покупатели находят продавца товарных позиций с фиксированной ценой; электронные биржи, которые отличаются большей сложностью по сравнению с каталогами и функционально подобны реальным биржам; аукционы – функционально подобны реальным аукционам и виртуальным аукционам В2С, но в силу специфики модели В2В часто используются для продажи излишков запасов; электронные (виртуальные) сообщества, которые создаются для объединения усилий в не связанных напрямую с основной деятельностью направлениях, в которых бизнесу может потребоваться участие партнеров. Например, разного рода исследования, политическое лоббирование или обмен идеями. Интернет является идеальной средой для объединения усилий и интересов.
«Бизнес для потребителя» (Business to Customers – В2С) – область экономической деятельности в информационном пространстве, ориентированная на удовлетворение потребностей конечного пользователя и формирование долгосрочных экономических отношений. Является наиболее популярной формой электронной коммерции на сегодняшний день. В этом случае деятельность нацелена на прямые продажи для потребителя. Один из самых крупных примеров В2С-систем - это www.amazon.com, американский книготорговый сайт, услугами которого пользуются более 30 млн. клиентов по всему миру. Именно он сумел подорвать обычный букинистический рынок США в течение нескольких лет. При решенных проблемах с доступом в Интернет в регионах, надежной работе платежных систем и служб доставки В2С эффективен для устранения различий между крупными городами и удаленными регионами в смысле доступности товаров и услуг для потребителя. В2С создает новую технологию продаж, которая облегчает доставку товаров и услуг потребителям в любой части мира. Еще один плюс В2С - прямые продажи с минимальным количеством посредников. Устранение посредников дает возможность устанавливать конкурентные цены на местах и даже увеличивать их (исключая процент посредников), что, естественно, приведет к росту прибыли.
«Потребитель для потребителя» (Customers to Customers – С2С) область экономической деятельности в информационном пространстве, ориентированная на продажу товаров и услуг между потребителями. В данном случае система выступает в роли посредника между покупателем и продавцом. В качестве примера можно привести www.molotok.ru - один из ведущих российских аукционов, где каждый желающий может продать или купить.
«Потребитель для бизнеса» (Customers to Business – С2В) область экономической деятельности в информационном пространстве, ориентированная на предоставление потребителю возможности самостоятельно устанавливать стоимость для различных товаров и услуг, предлагаемых компаниями. Этот вид электронной коммерции является наименее развитым по сравнению с остальными. В качестве примера можно привести американскую компанию www.priceline.com, которая дает возможность своему покупателю назвать цену, за которую он хотел бы купить товар или услугу. Таким образом, формируется спрос, который не означает, что совершится продажа по запрошенной цене. Продавец, пользуясь данными текущего спроса, принимает окончательное решение. Сайт С2В выступает в роли посредника-брокера в попытке найти продавца за сформированную предложениями покупателей цену.
Так как рынок средств экономической активности в киберпространстве постоянно развивается, то возникают новые бизнес-модели и технологии их реализации. Но все они соответствуют одной из показанных выше схем.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Тема 1. Информационные системы и их классификация Понятие системы
- Экономическая информационная система
- Классификация экономических информационных систем
- Структура эис
- Тема 2. Информационные системы банков и фондовых рынков Автоматизированные банковские системы Особенности автоматизации банковской деятельности
- Корпоративные сети банков
- Системы «банк-клиент»
- Автоматизация межбанковских операций
- Информационные системы фондового рынка Организационное, информационное и программное обеспечение фондового рынка
- Интернет-технологии фондового рынка
- Программное обеспечение поддержки принятия решений на фондовом рынке
- Тема 3. Бухгалтерские и финансово-аналитические информационные системы
- Классы бухгалтерских информационных систем
- Финансово-аналитические информационные системы
- Системы бизнес-планирования и инвестиционного анализа
- Системы автоматизации бюджетирования
- Классификация систем электронной коммерции
- Преимущества и недостатки электронной коммерции
- Базовые модели электронного бизнеса Электронные биржи
- Электронные аукционы
- Электронное управление цепью поставок
- Электронная торговля
- Модели электронной торговли
- Платежные системы электронного бизнеса Понятие и классификация платежных систем электронного бизнеса