logo
Osnovy_sotsial'nogo_strakhovaniya

7.1. Модернизация систем социальной защиты и место в ней социального страхования

Трансформация общественно-экономической системы Со­ветского Союза, формирование новой парадигмы социальной политики в странах Содружества Независимых Государств (да­лее - СНГ) - эти и ряд других причин коренным образом по­влияли на изменение институциональной базы и модели соци­альной защиты. Социалистическая модель социального обеспе­чения, в которой государство играло роль единственного организатора и самого крупного финансового донора, за по­следние 10-12 лет постепенно трансформируется в модель, где наряду с государством все более важную роль играют работода­тели и работники, региональные и муниципальные структуры.

Данная тенденция проявляется прежде всего в формиро­вании институциональной базы социальной защиты на принци­пах социального страхования. Финансовое обеспечение во мно­гом приобрело черты обязательных страховых взносов, повы­силась роль работодателей и работников за материальное благополучие застрахованных, бюджеты государственных со­циальных фондов отделены от государственного бюджета, что способствовало смягчению рыночной трансформации национальных экономик. Так, в большинстве стран СНГ созданы го­сударственные внебюджетные социальные фонды и их органи­зационные структуры: социальной защиты, пенсионного и ме­дицинского страхования, страхования по болезни и материнст­ву, по безработице и инвалидности, страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Механизмы и формы социального страхования, пусть и весьма несовершенные, позволили предотвратить крайние формы ни­щеты и бедности населения, обеспечив приемлемое в этих ус­ловиях социальное обеспечение пенсионеров, привлечь значи­тельные финансовые ресурсы для медицинской помощи. Во многих случаях страховую нагрузку несут не только работода­тели, но и работники. Об этом свидетельствуют размеры и структура страховых взносов в странах СНГ (см. табл. 12), но­вые механизмы учета страховых прав застрахованных лиц и новая структура органов управления (см. табл. 13).

Механизм социального страхования, в основе функциони­рования которого заложены принципы личной ответственности страхователей и их солидарной взаимопомощи, наиболее адек­ватен природе рыночных отношений, а поэтому, по общепри­знанному мнению, обладает высоким потенциалом социальной защиты работников и членов их семей. Это выражается в сле­дующих положениях: один из основателей современного соци­ального страхования канцлер Бисмарк, обосновывая необходи­мость его введения 90-х годах XIX века, особо отмечал его преимущества перед институтами государственной защиты (го­сударственным попечением), финансовые ресурсы которых обеспечиваются за счет средств государственного бюджета. По его мнению, в рамках социального государственного вспомо­ществования невозможно воспитать свободного и, вместе с тем, самостоятельного и ответственного человека - того, кто мо­жет эффективно действовать в условиях рыночных отношений. В социальном страховании, в отличие от социального государ­ственного вспомоществования, работодатели и работники, не­сут всю полноту ответственности за формирование финансо­вых ресурсов на случай наступления социальных рисков;

Таблица 12

Тарифы страховых взносов в странах СНГ и Балтии в 2002 году

Страна

Тариф страховых взносов (общий), %

Отчисления в фонды, в % от заработной платы

пенсионный

Соци­ального страхо­вания

занятости

Обязатель­ного медицин­ского страхования

страхование по болезни и материнству

страхование по безработице

- страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

Стра­хова­ние по инва­лид­ности

Работо­датели

Работ­ники

Работо­датели

Работ­ники

Работо­датели

Работ­ники

Рабо­тода­тели

Работ­ники

Рабо­тодате­ли

Работ­ники

Рабо­тода­тели

Работ­ники

Азербайджан,

29.0

1.5

Армения

см.1

3.0

Беларусь

36.0

1.0

35.02

1.02

1.0

Грузия

31.0

2.0

27.0

1.0

1.0

3.0

1.0

Казахстан

21.01

10.0"

21,0

10.04

Кыргызстан

25.0

8.0

21.5

7.5

1.0

0.5

0.5

2.0

Латвия

26.09

9.05

27.1

2.24

1.90

0.09

3.76

Литва

31.0

3.0

22.5

2.5

3.0

з.о-

0.5

1.5

1.0

Молдова

29.0

1.0

24.0

1.0

3.0

1.1

0.56

-

0.4

Россия

35.6

28.07

4.0

3.6й

0.2-8.5

Таджикистан

25.0

1.0

Узбекистан

40.0 .

2.5

37.3

2.5

1.2

1.5

Украина

37.2

32.0

1.0-5.010

.2.9"

0.25-0.5'°

2.1

0.5

0.2120.84—13.81'

Эстония

33.5'

1.0

20.0

13.0

0.5

1.0

1 Социальные взносы на каждого работающего: 5.0 тыс. драм при зарплате до 20.0 тыс. драм; 5.0 тыс. драм при зарплате 20.0-100.0 тыс. драм 15 % с суммы, превышающей до 20.0 тыс. драм; 17.0 тыс. драм при зарплате свыше 100.0 тыс. драм 5 % с суммы, превышающей до 100.0 тыс. драм.

2 Взносы в Фонд социальной защиты населения.

3 Социальный налог.

Обязательный пенсионный взнос в накопительные пенсионные фонды

5 Тариф страховых взносов с работников включен во все виды социального страхования.

6 Взносы и Фонд защиты семей с детьми.

7 Взносы в Федеральный бюджет: 14 % на финансирование базовой части трудовой пенсии; 14 % - на финансирование страховой и накопи­тельной частей трудовой пенсии.

8 В том числе и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0.2 %; в территориальные фонды обязательного медицинско­го страхования - 3.4%.

9 В зависимости от класса профессионального риска страхователя; в

ставку социального налога не включаются.

10 В зависимости от зарплаты (дохода) работников.

11 Страхование на случаи временной потери трудоспособности, рожде­ния и захоронения.

12 Для бюджетных учреждений и организаций.

13 В соответствии с классом профессионального риска производства; в общий тариф страховых взносов не включены.

Таблица 13

Органы, назначающие и выплачивающие государственные пенсии в странах СНГ и Балтии [1, с. 11]

Страна

Назначение пенсий

Выплата пенсий

Индивидуальный

(персонифицированный)

учет застрахованных лиц

Азербайджан

Государственный фонд социальной защиты

Государственный фонд социальной защиты

Вводится

Армения

Государственный фонд социально­го страхования

Государственный фонд социально­го страхования

В стадии разработки

Беларусь

Органы социаль­ной защиты (Министерство труда и социаль­ной защиты)

Органы социаль­ной защиты (Министерство труда и социаль­ной защиты)

Вводится

Грузия

Единый государ­ственный фонд социального обеспечения

Единый государ­ственный фонд социального обеспечения

В стадии разработки

Казахстан

Из солидарной пенсионной системы

Территориальные департаменты Министерства труда и социаль­ной защиты

на­селения

Государственный центр по выплате пенсий

Введен

Из накопительной пенсионной системы

Накопительные пенсионные фонды

Накопительные пенсионные фонды

Кыргызстан

Социальный фонд

Социальный фонд

Введен

Латвия

Государственное агентство соци­ального страхо­вания

Государственное агентство соци­ального страхо­вания

Введен

Литва

Управление фон­да государствен­ного социального страхования

Управление фон­да государствен­ного социального страхования

Введен

Молдова

Территориальные кассы социально­го страхования

Территориальные кассы хоциально-го страхования

Вводится

Россия

Территориальные органы Пенсион­ного фонда

Территориальные органы Пенсион­ного фонда

Введен

Таджикистан

Отделы социаль­ной защиты" на­селения (Мини­стерство труда и социальной за­щиты населения)

Фонд социальной защиты населе­ния. Отделы со­циальной защиты населения. Отде­ления Сбербанка

Вводится

Узбекистан

Районные (го­родские) отделы социального обеспечения

Районные (го­родские) отделы социального обеспечения ,

Вводится

Украина

С 1 января 2002 года — ор­ганы Пенсионно­го фонда

С 1 января 2002 года — ор­ганы Пенсионно­го фонда

Введен

Эстония

Департамент со­циального стра­хования Мини­стерства соци­альных вопросов

Департамент со­циального стра­хования Мини­стерства соци­альных вопросов

Введен

Это во многом объясняет уникальную роль института со­циального страхования, который с помощью своих экономиче­ских, социальных и психологических инструментов выполняет «государственно-публичные» функции социальной защиты и формирования «социально-рыночного» менталитета населения. Более чем столетний мировой опыт его эффективного функ­ционирования в Германии, Австрии, Италии, Франции, Фин­ляндии и многих других странах свидетельствует, что это базо­вый институт социальной защиты в условиях рыночной эконо­мики, призванный обеспечить реализацию конституционного

207права граждан на материальное обеспечение в старости, при безработице, в случае болезни или утрате трудоспособности из-за несчастного случая.

При этом социальное страхование выступает как продукт гражданского общества (определяющая роль социальных субъ­ектов в финансировании и самоуправлении), так и, одновре­менно, как эффективный механизм его построения (демократи­ческий характер организации, массовый характер вовлеченно­сти в него практически всего трудозанятого населения, прозрачность финансовых потоков). Вот почему социальное страхование - это мощный механизм достижения социального согласия, а степень его развития служит безошибочным баро­метром уровня социальной защиты трудящихся.

Социальное страхование позволяет приблизить сферу со­циальной защиты непосредственно к трудящимся, их семьям и трудовым коллективам, обеспечить ей рыночный механизм ре­гулирования, обладает уникальным качеством социального стабилизатора общества. Это достигается с помощью активного участия персонала и работодателей в управлении социальным страхованием, что жизненно важно для преодоления весьма непродуктивного, но все еще широко распространенного авто­ритарно-командного стиля управления в сфере социальной за­щиты, который был унаследован от советского прошлого. Можно без преувеличения сказать - доверие и сотрудничество в деле организации системы социального страхования - это не роскошь, а необходимое условие для эффективно функциони­рующей экономики.

В настоящее время страны СНГ осуществляют переход к социальной рыночной экономике, основанной на самоответст­венности и солидарной взаимопомощи, воспитание которых у граждан входит в число приоритетных задач социального пра­вового государства.

Следует отметить и другие «сильные» стороны института социального страхования, который выгодно отличается от дру­гих институтов страховой защиты:

более надежно и стабильно функционирует по причине масштабности страхового поля и всесторонней поддержки государством;

более дешево, так как обязательный по закону харак­тер обеспечивает регулярный и массовый объем страховых поступлений;

обеспечивает широкий круг профилактических и реа­билитационных услуг.

О высокой значимости института социального страхования в системах социальной защиты свидетельствует следующий факт. На долю существующих видов социального страхования в развитых странах приходится, как правило, 60-70 % всех затрат на цели социальной защиты и примерно 15-25 % ВВП. В стра­нах СНГ на долю социального страхования приходится 35^4-0 % всех затрат на цели социальной защиты и 4,5-7,5 ВВП. Простое сопоставление этих макроэкономических показателей свиде­тельствует о том, что потенциал социального страхования в странах СНГ задействован еще в минимальной мере, раскрыть его в ближайшее десятилетие, стратегическая задача совмест­ных усилий законодательной и исполнительной власти, объеди­нений работодателей и профсоюзов.