logo
Osnovy_sotsial'nogo_strakhovaniya

8.1. Проблемы перехода от системы государственного социального обеспечения к системе социального страхования

Трансформация общественной системы в России в нача­ле 90-х годов создала для населения страны радикально но­вую ситуацию, которая стала характеризоваться непривычно высоким уровнем социальных рисков (материальной необес­печенностью в случае болезни, старости, безработицы). Логи­ка либеральных преобразований в экономической и социаль­ной сферах с неизбежностью несет с собой коренные измене­ния в механизмах социальной защиты. Вместо государственно-патерналистских предлагаются институты социальной защиты, в основе которых:

а) личная ответственность индивида (а значит, требу­ется достаточная (по размеру) для этого заработная плата),

б) коллективно-групповые формы в виде обязательного и доб­ровольного социального страхования (функционирование кото­рых можно обеспечить только при наличии правового и фи­нансового обеспечения этих институтов),

в) государственная социальная помощь уязвимым слоям населения.

Следует отметить, что условий для личной и коллективно-групповых форм социальной защиты создать еще не удалось.

Реальный уровень заработной платы, служащий базой для лич­ного самофинансирования пенсионного и медицинского стра­хования, не только не вырос, а снизился по покупательной спо­собности в 2-3 раза, финансовые институты личного и соци­ального страхования находятся на этапе своего становления. Это во многом объясняет массовую незаинтересованность трудозанятого населения в своевременной уплате в полном объеме страховых взносов (работниками и работодателями) в государственные внебюджетные социальные фонды.

Приходится констатировать серьезное отставание в созда­нии экономических условий и инстуциональной базы для фор­мирования новых механизмов социальной защиты в форме сбалансированных между собой экономических отношений и института социального страхования.

Мировой опыт свидетельствует о том, что развитые системы социального страхования - это конкретные ме­ханизмы реализации гражданских свобод как работников, так и работодателей, с участием (но без диктата) госу­дарства по достижению высокого уровня социальной за­щиты работников. Обусловлено это тем, что в нем нашли органическое воплощении казалось бы полярные идеи: пер­сональная ответственность личности за свое материаль­ное благополучие и коллективная (солидарная) ответственность, самопомощь и помощь государства, либеральные и социал-демократические установки.

Таким образом, социальное страхование - это и продукт гражданского общества (определяющая роль социальных субъектов в финансировании и самоуправлении) и, одновре­менно, эффективный механизм его построения, так как позво­ляет в наиболее удобной форме проявить каждому из трех ос­новных социальных субъектов (работодатели - работники -государство) свою ответственность и реализовать широкую гамму обязанностей.

Впереди непростой путь выработки адекватной для Рос­сии модели социального страхования, который важно пройти вместе, преодолеть разногласия и найти приемлемые компро­миссы.

Следует напомнить, что Программой социальных реформ, утвержденной постановлением Правительства Российской Фе­дерации от 26.02.97 № 222, в качестве одной из стратегических целей социальной политики определена цель по обеспечению гарантий конституционных прав граждан в области социальной защиты населения, для достижения которой намечается повы­шение роли социального страхования как важнейшего меха­низма защиты граждан.

Мировой опыт свидетельствует о том, что система социального страхования - это один из основных институтов со­циальной защиты в условиях рыночной экономики, призван­ный обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности (или отсутст­вия таковой от рождения), потери кормильца, безработицы. Размеры получаемых средств зависят от продолжительности страхового (трудового) стража, величины заработной платы (которая служит базой для начисления страховых взносов), степени утраты трудоспособности и регулируются законами. В отличие от социальной помощи, когда нуждающийся человек получает пособия за счет общественных средств (фактически за счет других лиц), по программам социального страхования финансовыми источниками выплат и услуг являются специа­лизированные фонды, формируемые при непосредственном участии самих застрахованных.

Важно отметить, что действующая в России система соци­ального страхования до сих пор сохраняет черты, в большей степени характерные для социальной помощи, чем страхования. При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателей (почти 40 процентов от фонда оплаты труда) уровень большин­ства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объе­мом вносимых страховых средств. Правовое поле данного ин­ститута социальной защиты только формируется. Отсутствует реальное разделение системы социального страхования и систе­мы социальной помощи. Термины, принципы и инструментарий организации финансовых институтов и систем социальных га­рантий, которые широко используются во многих развитых странах, в практике различных видов социального страхова­ния - социальный и профессиональный риски, эквивалентность страховых взносов и выплат, увязка уровней социальных рисков и страховых тарифов - эти и другие классические элементы и механизмы данных систем все еще представляются отвлечен­ными категориями, а не жизненно важными регуляторами соци­альной защиты населения.

Следует отдавать отчет, что формирование националь­ной - для всей России - системы социального страхования дело не простое. Данная система органически связана с систе­мой заработной платы, налоговой системой, политикой и со­стоянием на рынке труда, демографическим положением в на­стоящем и его прогнозным положением в будущем. Необходи­мо критически признать, что пока формирование системы социального страхования не увязано с указанными выше фак­торами, которые во многом определяют качественные ее харак­теристики - уровень пенсий и других страховых выплат, каче­ство и объем услуг по лечению и оздоровлению трудящихся, построить эффективную систему социальной защиты в стране не удастся.

В этой связи необходимо разработать среднесрочную про­грамму мер (например, на 3-5 лет) по завершению в ближай­шие 5-8 лет формирования системы социального страхования в России, в увязке ее с реформами в системе заработной платы и налоговой системе. Такая программа мер позволит обеспечить преемственность и последовательность в работе правительства, министерств, ведомств, федеральных и региональных законо­дательных органов.

Много серьезных вопросов в этой связи предстоит решить законодателям, и прежде всего, Государственной Думе. В их числе совершенствование законов по социальному страхова­нию и обеспечению, их гармонизация с другими видами пра­ва - трудовым, гражданским, финансовым и административным, снятие существующих законодательных противоречий между ними.

Процесс законотворчества важно направить в конструк­тивное русло, с помощью обеспечения углубленной законотвор­ческой работы, например, по правовому развитию статьи Кон­ституции Российской Федерации, определяющей, что Россия - это социальное государство. В этой связи требуется законода­тельно решить ряд принципиальных вопросов:

1. Какие из социальных гарантий обеспечиваются: за счет федерального бюджета, за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет обязательного социального страхования.

2. В каких размерах возможно повысить заработную плату и понизить налоги на физических лиц с тем, чтобы передать часть страховой нагрузки на работников и снизить, соответст­венно, с работодателей.

3. Какие законодательные решения принять с целью вве­дения системы профессиональных пенсий за работу с особыми условиями труда и в северных регионах, за выслугу лет, не уменьшая при этом финансовых источников на пенсии по ста­рости и инвалидности.

4. Какие законодательные решения принять с целью по­вышения самоуправления системами социального страхования полномочными представителями работников и работодателей.