logo
Osnovy_sotsial'nogo_strakhovaniya

8.5. Организационно-управленческие вопросы

Важнейшие задачи в сфере социального страхования, ко­торые предстоит решить в ближайшее время, заключаются в поиске оптимальных форм рыночного саморегулирования и го­сударственного управления, разделении функций и ответствен­ности центральных, региональных и местных органов власти и самоуправления. Одним из направлений реформирования сис­темы социального страхования является совершенствование организационных структур управления, в том числе на регио­нальных и федеральном уровнях.

За центром в новых условиях хозяйствования в области социального страхования целесообразно закрепить нормотворческую, координирующую, методологическую и перестрахо­вочную функции, а также предоставление уникальных диагно­стических и медико-реабилитационных услуг (то есть то, что не может быть обеспечено на региональном уровне).

Функции региональных органов управления - это обеспечение условий для оперативной деятельности страховых организаций социального страхования: сбор страховых взносов, предоставление выплат и компенсаций застрахованным, оценка уровней социальных и профессиональных рисков, установле­ние скидок и надбавок к тарифам страхования, организация ме­дицинского и реабилитационного обслуживания.

Координация деятельности центра и регионов в финан­совой сфере может быть обеспечена с помощью следующих механизмов: установления базовых уровней страховых тарифов и перестраховки (федеральные и региональные социальные банки), уточнения пропорций налоговых отчислений в феде­ральный и региональный бюджеты.

Мировой опыт свидетельствует о разнообразии организа­ционно-правовых форм социального страхования, среди кото­рых особенно эффективны товарищества взаимного страхова­ния или фонды. Будучи финансово-независимыми органами, они создаются с учетом вида страхования по территориальному или профессиональному (отраслевому) признаку и находятся под правовым контролем государства, которое призвано обес­печить гарантию и стабильность страховой защиты1.

К позитивным чертам организации социального страхова­ния в форме товарищества относятся присущие ей элементы

Специалисты Кельнского Общества теории и практики социаль­ного страхования подчеркивают, что «самоуправление является сущест­венной частью социального страхования. Его суть состоит в выделении органов управления социальным страхованием из системы непосредст­венно государственного управления», в наделении организаций социаль­ного страхования «правовой самостоятельностью и независимостью от правительства, парламента и институтов государственного управления» [З.С.22];

самоуправления и возможность контроля со стороны государ­ства. Органы управления формируются на паритетных началах из представителей работающих (застрахованных) и работода­телей (страхователей), которые выполняют свои функции на общественных началах (собрание представителей союза стра­хователей, совет союза страхователей). Для выполнения опера­тивной работы создается небольшой рабочий аппарат страхо­вой организации. Организационное построение такой системы управления позволяет добиться реализации принципов само­управления, непосредственно представлять интересы каждого из двух важнейших субъектов страхования и существенно сни­зить управленческие расходы.

Самоуправление позволяет организовать достойную для застрахованных и компетентную (рабочий аппарат - профес­сионалы) систему социального страхования, осуществляемого в рамках законодательства самими его участниками. Важнейший аргумент в пользу такой формы социального страхования:

Самоуправление позволяет осуществлять тесную связь с застрахованными и страхователями, что является залогом стабильности и предупреждения социальной напряженности, а также существенной предпосылкой для общественного и экономического развития государства. Следует, однако, от­метить, что такая форма наиболее эффективно функциони­рует при наличии достаточно сильных организаций социаль­ных партнеров (союзов работодателей и наемных рабочих). Это вызывает необходимость уделять больше внимания соз­данию и укреплению таких органов.

Для аккумулирования и надлежащего использования средств социального страхования, проведения согласованной социальной политики представляется целесообразным создать Объединенную федеральную дирекцию страховых организаций и фондов с региональными и профессиональными отделениями, которой вменялся бы ряд функций:

методическое обеспечение социального страхования; оперативное управление федеральным страховым резервным фондом;

финансовая поддержка отраслевых и региональных фондов социального страхования в экстремальных ситуациях; заключение договоров по выполнению страховых обязательств в пределах Российской Федерации и в странах СНГ; создание и обеспечение функционирования крупных федеральных медико-реабилитационных центров; подготовка кадров для страхова­ния организаций; организация научно-исследовательских ра­бот; финансирование программ по созданию протезной техни­ки; контроль процесса страхования субъектов федеральной системы ассоциаций предприятий и предпринимателей.

В состав Объединенной федеральной дирекции страховых организаций и фондов следовало бы включить на принципах трипартизма представителей рабочих, предпринимателей и го­сударства в лице полномочных представителей фондов страхо­вания и наиболее массовых страховых организаций, а также го­сударственных органов управления (министерства труда и соци­ального развития, министерства здравоохранения).

Для завершения создания общих систем социального страхования необходимой становится система следующих мер:

разработка единой для предприятий всех форм собст­венности регистрации и отчетности, что в конечном итоге возможно лишь на основе полной компьютеризации деятель­ности органов социального страхования и законодательно ус­тановленного их права пользоваться услугами государствен­ных налоговых инспекций;

создание социального судопроизводства как механизма независимого выяснения правоотношений между основными субъектами страхования;

создание соответствующей системы статистической отчетности и информации о социальных и профессиональных рисках, механизмов определения утраты трудоспособности, методик актуарных расчетов, позволяющих обеспечить объ­ективную базу для расчетов размеров страховых тарифов, что, в конечном итоге, позволит достичь сбалансированности ожидаемых доходов и расходов на текущую, среднесрочную и долговременную перспективу;

организация системы профессиональной подготовки широкого круга специалистов по социальному страхованию (юристов, доверенных врачей, технической инспекции, бухгал­теров и т.д.);

организация научной базы системы социального стра­хования - исследование социальных и профессиональных рисков, разработка мер по их минимизации, определение профессио­нальной заболеваемости и т.д.;

систематизация и кодификация законодательства об обязательном социальном страховании, придание ему харак­тера публичного и социального права.