8.5. Организационно-управленческие вопросы
Важнейшие задачи в сфере социального страхования, которые предстоит решить в ближайшее время, заключаются в поиске оптимальных форм рыночного саморегулирования и государственного управления, разделении функций и ответственности центральных, региональных и местных органов власти и самоуправления. Одним из направлений реформирования системы социального страхования является совершенствование организационных структур управления, в том числе на региональных и федеральном уровнях.
За центром в новых условиях хозяйствования в области социального страхования целесообразно закрепить нормотворческую, координирующую, методологическую и перестраховочную функции, а также предоставление уникальных диагностических и медико-реабилитационных услуг (то есть то, что не может быть обеспечено на региональном уровне).
Функции региональных органов управления - это обеспечение условий для оперативной деятельности страховых организаций социального страхования: сбор страховых взносов, предоставление выплат и компенсаций застрахованным, оценка уровней социальных и профессиональных рисков, установление скидок и надбавок к тарифам страхования, организация медицинского и реабилитационного обслуживания.
Координация деятельности центра и регионов в финансовой сфере может быть обеспечена с помощью следующих механизмов: установления базовых уровней страховых тарифов и перестраховки (федеральные и региональные социальные банки), уточнения пропорций налоговых отчислений в федеральный и региональный бюджеты.
Мировой опыт свидетельствует о разнообразии организационно-правовых форм социального страхования, среди которых особенно эффективны товарищества взаимного страхования или фонды. Будучи финансово-независимыми органами, они создаются с учетом вида страхования по территориальному или профессиональному (отраслевому) признаку и находятся под правовым контролем государства, которое призвано обеспечить гарантию и стабильность страховой защиты1.
К позитивным чертам организации социального страхования в форме товарищества относятся присущие ей элементы
Специалисты Кельнского Общества теории и практики социального страхования подчеркивают, что «самоуправление является существенной частью социального страхования. Его суть состоит в выделении органов управления социальным страхованием из системы непосредственно государственного управления», в наделении организаций социального страхования «правовой самостоятельностью и независимостью от правительства, парламента и институтов государственного управления» [З.С.22];
самоуправления и возможность контроля со стороны государства. Органы управления формируются на паритетных началах из представителей работающих (застрахованных) и работодателей (страхователей), которые выполняют свои функции на общественных началах (собрание представителей союза страхователей, совет союза страхователей). Для выполнения оперативной работы создается небольшой рабочий аппарат страховой организации. Организационное построение такой системы управления позволяет добиться реализации принципов самоуправления, непосредственно представлять интересы каждого из двух важнейших субъектов страхования и существенно снизить управленческие расходы.
Самоуправление позволяет организовать достойную для застрахованных и компетентную (рабочий аппарат - профессионалы) систему социального страхования, осуществляемого в рамках законодательства самими его участниками. Важнейший аргумент в пользу такой формы социального страхования:
Самоуправление позволяет осуществлять тесную связь с застрахованными и страхователями, что является залогом стабильности и предупреждения социальной напряженности, а также существенной предпосылкой для общественного и экономического развития государства. Следует, однако, отметить, что такая форма наиболее эффективно функционирует при наличии достаточно сильных организаций социальных партнеров (союзов работодателей и наемных рабочих). Это вызывает необходимость уделять больше внимания созданию и укреплению таких органов.
Для аккумулирования и надлежащего использования средств социального страхования, проведения согласованной социальной политики представляется целесообразным создать Объединенную федеральную дирекцию страховых организаций и фондов с региональными и профессиональными отделениями, которой вменялся бы ряд функций:
• методическое обеспечение социального страхования; оперативное управление федеральным страховым резервным фондом;
• финансовая поддержка отраслевых и региональных фондов социального страхования в экстремальных ситуациях; заключение договоров по выполнению страховых обязательств в пределах Российской Федерации и в странах СНГ; создание и обеспечение функционирования крупных федеральных медико-реабилитационных центров; подготовка кадров для страхования организаций; организация научно-исследовательских работ; финансирование программ по созданию протезной техники; контроль процесса страхования субъектов федеральной системы ассоциаций предприятий и предпринимателей.
В состав Объединенной федеральной дирекции страховых организаций и фондов следовало бы включить на принципах трипартизма представителей рабочих, предпринимателей и государства в лице полномочных представителей фондов страхования и наиболее массовых страховых организаций, а также государственных органов управления (министерства труда и социального развития, министерства здравоохранения).
Для завершения создания общих систем социального страхования необходимой становится система следующих мер:
• разработка единой для предприятий всех форм собственности регистрации и отчетности, что в конечном итоге возможно лишь на основе полной компьютеризации деятельности органов социального страхования и законодательно установленного их права пользоваться услугами государственных налоговых инспекций;
• создание социального судопроизводства как механизма независимого выяснения правоотношений между основными субъектами страхования;
• создание соответствующей системы статистической отчетности и информации о социальных и профессиональных рисках, механизмов определения утраты трудоспособности, методик актуарных расчетов, позволяющих обеспечить объективную базу для расчетов размеров страховых тарифов, что, в конечном итоге, позволит достичь сбалансированности ожидаемых доходов и расходов на текущую, среднесрочную и долговременную перспективу;
• организация системы профессиональной подготовки широкого круга специалистов по социальному страхованию (юристов, доверенных врачей, технической инспекции, бухгалтеров и т.д.);
• организация научной базы системы социального страхования - исследование социальных и профессиональных рисков, разработка мер по их минимизации, определение профессиональной заболеваемости и т.д.;
• систематизация и кодификация законодательства об обязательном социальном страховании, придание ему характера публичного и социального права.
- Основы социального страхования
- Введение
- Раздел I место и рольсоциального страхования в системе социальной защиты работников
- Глава 1 категория, формы и механизмы социальной защиты
- 1.1. Социально-экономическое содержание категории «социальная защита» работников
- 1.2. Формы и механизмы социальной защиты
- Глава 2 эволюция доктрин и национальных систем социальной защиты
- 2.2. Этапы развития систем социальной защиты в западных странах
- 2.3. Эволюция социальной защиты в России
- Глава 3 институты социальной защиты и современные задачи их развития в россии
- 3.1. Институты социальной защиты: теория вопроса
- 3.2. Институты социальной защиты: сравнительный анализ
- 3.3. Системные проблемы становления института обязательного социального страхования в России
- Глава 4 актуарные расчеты - методологическая основа социального страхования
- 4.1. Актуарные методы - важнейшее условие обоснования пенсионного страхования
- 4.2. Актуарная модель и системные проблемы
- 4.3. Законодательное обеспечение актуарной деятельности
- Раздел III
- Глава5 предмет социального страхования
- 5.1. Категории и виды социального страхования
- Классификация видов страхования
- 5.2. Вероятностный характер социальных рисков и функции социального страхования
- Глава 6 теоретические основы социального страхования и эволюция формирования страховых механизмов
- 6.1. Исторические и теоретические предпосылки формирования культуры социального страхования
- 6.2. Принципы организации социального страхования
- 6.3. Сравнительный анализ отечественной и западной моделей социального страхования
- Раздел IV пути формирования отечественной системы социального страхования
- Глава 7 вопросы институционального построения национальных систем социального страхования в странах снг
- 7.1. Модернизация систем социальной защиты и место в ней социального страхования
- 7.2. Трудности и «болезни роста» социального страхования
- 7.3. Пути решения первоочередных задач
- Глава 8 задачи формирования системы социального страхования в россии
- 8.1. Проблемы перехода от системы государственного социального обеспечения к системе социального страхования
- 8.2. Концептуальные основы формирования системы социального страхования в России
- 8.3. Организация социального страхования: законодательное закрепление гарантий
- 8.4. Формирование рыночной модели финансирования социального страхования
- 8.5. Организационно-управленческие вопросы
- 8.6. Стратегия и тактика предстоящих реформ системы социальной защиты
- Литература
- Содержание
- 105005, Москва, Елизаветинский пер., д. 6, офис 23