1.1. Социально-экономическое содержание категории «социальная защита» работников
Предметом рассмотрения социальной защиты в данной работе является та ее часть, которая связана с защитой работников и членов их семей. Поэтому речь будет идти о взаимосвязи и взаимозависимости категорий «труд» и «социальная защита труда».
Сущность труда с позиции социальной защиты работника включает в себя систему антиномических (противоречивых) характеристик: с одной стороны, труд выступает как источник материальных благ, средство к жизни, способ удовлетворения человеческих потребностей и способ раскрытия творческих возможностей личности, а, с другой, труд зачастую рассматривается как тяжелый удел большинства людей по зарабатыванию средств к существованию, что сопряжено с изнурительной и фактически подневольной деятельностью. Этимология слова «труд» в европейских языках («labor» - латинском, греческом, английском; «travail» - французском; «arbeit» - немецком) выражает тяжелый, как правило, физический вид деятельности человека, обеспечивающий ему средства к существованию. В русском языке «труд и трудно» - слова однокоренные. Слово «работа» производно от индоевропейского «arbho» - сирота, а в модификации «раб» означает подневольный работник» [51, с. 234; 52, с. 376, 452].
Труд, трудовую деятельность, работу рассматривают при этом с различных точек зрения - физиологической, экономической, организационно-технической, правовой., социальной, культурологической и политической. С физиологической и социальной точек зрения труд характеризуется износом рабочей силы, утратой здоровья и трудоспособности работника, а такие научные дисциплины, как медицина и охрана труда, позволяют изучать социальную защиту с позиций факторов риска профессионального труда (профессиональные риски).
С экономической и политических точек зрения труд изучается с позиции организованной деятельности человека как один из факторов производства (земля, капитал и труд). Такие научные дисциплины как политическая экономия (макроэкономика), экономика, социология и демография труда позволяют изучать социальную защиту работника с позиций экономического и социального риска организации общественного труда - источники дохода и удовлетворения материальных и духовных потребностей, формы заработной платы, интересы субъектов трудовых отношений и формы их реализации (принудительный или свободный труд, регулирования ситуации на рынке труда).
С правовых позиций труд изучается как сфера регулирования вопросов найма рабочей силы и обеспечение юридическими формами и механизмами его социальной защиты.
Таким образом, категория «социальная защита» - атрибут научного аппарата ряда естественных и общественных наук. Экономика труда рассматривает категорию «социальная защита» с позиции обеспечения материальными средствами существования работника и членов его семьи, предотвращения бедности, нужды и повышенного износа рабочей силы. Важно при этом отметить, что экономика труда, изучая социальную защиту работников, использует свой собственный научный инструментарий, а в ходе своего развития как науки дополняет его арсеналом средств других научных дисциплин: политической экономии, социологии, охраны, медицины и демографии труда, трудового права и т.д.
С теоретико-практических позиций сфера социальной защиты является одним из важнейших компонентов в социальной политике государства и трудовых отношений. В соответствии со ст. 25 Конвенции МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, инвалидности или иной случай утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам [40].
Социальная защита с экономических и правовых позиций обуславливается системой отношений собственности и права. В рыночной экономике эти отношения выступают между собственниками средств производства и наемными работниками, которые располагают только способностью к труду. Отсутствие способности к труду (временной или постоянной) из-за болезни, несчастного случая, старости или спроса на труд порождают материальную необеспеченность. У людей в таких случаях остается только естественное право - право на жизнь. Поэтому в рыночной экономике социальная защита выступает как органический компонент организации хозяйственной и социальной жизни общества, а ее организационно-правовые формы обеспечивают непрерывный характер трудового процесса и воспроизводства рабочей силы.
Таким образом, категория «социальная защита» тесно связана с категорией «уровень жизни», которая включает в себя по рекомендации ООН несколько элементов: здоровье, в том числе демографические условия, пищу, одежду, фонды потребления и накопления; условия труда, занятости, организацию труда; образование, в том числе грамотность; жилище, включая его благоустройство; социальное обеспечение, человеческие свободы [50, с. 331].
Объективная необходимость в социальной защите работников обусловлена как природой самого человека (существа биологического с его жизненными циклами, включая подготовительный к трудовому, трудовой и послетрудовой), так и существующей взаимозависимостью человека от широкого спектра факторов, которые определяют его жизнедеятельность в процессе труда: производственная среда (влияющая на здоровье и трудоспособность работника), условия труда (влияющие на содержание труда, уровни доходов, режимы труда и отдыха и т.д.) и трудовые отношения (влияющие на формирование атмосферы сотрудничества и социального партнерства или конфликтных ситуаций и дискриминации членов трудового коллектива).
При этом социально-трудовые отношения, по поводу защиты персонала предприятий (организаций) от сложного комплекса техногенных и природных (производственная и природная среда обитания), экономических (вопросы найма персонала и ситуация на рынке труда), биологических (возраст, здоровье, трудоспособность) факторов, проявляют себя в виде взаимосвязи между работником и работодателем; работником и государством; работодателем и государством.
Кроме того, социально-трудовые отношения по вопросам социальной защиты работников выделяются на уровне предприятия (организации); отрасли и региона. Для каждого уровня социально-трудовых отношений специфичны свои предметы отношений и взаимосвязи между ними, которые в своей совокупности определяют социальное положение работника и параметры уровня качества трудовой жизни.
Социальное положение работника и качество его трудовой жизни в свою очередь служат в качестве основополагающих характеристик жизнедеятельности людей, общностей и социальных групп и имеют две формы существования. Первая - фактическое состояние социального положения конкретных людей, семей, социальных групп (объективный и субъективный уровни).
Вторая - социальное положение в виде социальных гарантий, отражающая проекцию (рефлексию) фактических социально-трудовых отношений на нормативно-законодательный и институциональный уровень.
Связующим элементом характеристик фактического и рефлексируемого такого явления, как социальное положение работников в ситуациях нарушения трудоспособности или незанятости их трудом, служит категория «социальный риск». Социальный риск представляет собой вероятность наступления материальной необеспеченности в результате утраты заработка или иного трудового дохода по объективным, социально значимым причинам, а также в связи с дополнительными расходами на содержание детей и других членов семьи, нуждающихся в "помощи, удовлетворении потребностей в медицинских и социальных (реабилитационных и рекреационных) услугах.
Понятие социального риска служит методологическим инструментарием для построения воспроизводственной модели социальной защиты в экономике труда: определения видов социального риска и круга защищаемых лиц, размеров социальных гарантий, правоотношений социальных субъектов (работников и работодателей), государства и специализированных организаций (страхования и социальной помощи).
В системе социальной защиты выделяются следующие . структурные составляющие:
• субъекты социальной защиты: наемный работник и члены его семьи, работодатель, государство, страховые организации публично-правового статуса;
• уровни социальной защиты: индивидуальный (работник - работодатель) и групповой (профессиональные союзы наемных работников и объединения работодателей);
• предметы социальной защиты и их структура: вопросы найма и увольнения персонала, профессиональной подготовки,
условия, организация и нормирование труда, механизмы компенсации утраты трудоспособности, организации медицинского и социально-бытового обслуживания;
• принципы и типы социальной защиты, характеризующие степень реализации социальной справедливости и солидарной взаимопомощи: социальное партнерство (с широкой гаммой способов взаимосотрудничества наемного персонала и работодателей) или жесткая регламентация трудовых отношений в сочетании с патерналистскими отношениями в социальной сфере, а также комбинация и сочетание данных принципов и типов социальной защиты;
• критерии оценки социальной защиты - социальные гарантии и признанные национальные характеристики (нормы) качества трудовой жизни: состояния производственной сферы, охрана и безопасность труда; психофизиологические нормативы трудовых нагрузок; условия труда (режимы труда и отдыха, материального вознаграждения); состояния здоровья и трудоспособности работников; квалификационные показатели профессиональной подготовки; нормы потребления продуктов питания и т.д.
Термин «социальная защита» был впервые использован в Законе о социальной защите США в 1935 г., который законодательно определил новый для этой страны институт обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы.
Вскоре данный термин стал широко применяться во многих странах мира и Международной организацией труда (МОТ), так как просто и доходчиво выражал сущность проблемы по организации национальных программ и систем помощи престарелым и нетрудоспособным. В дальнейшем рамки этой дефиниции значительно расширились при разработке и принятии конвенций и рекомендаций МОТ, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) по социальному страхованию и социальной помощи, гарантированию минимальных доходов работающим при наступлении нетрудоспособности, а также в области условий и охраны труда, заработной платы [1, с. 5].
Активное применение категории «социальная защита» международным сообществом можно объяснить тем фактом, что в период 30-50-х годов во многих странах мира произошли кардинальные изменения в социальной политике, которые привели к необходимости систематизации и координации разноплановых сегментов и институтов социальной сферы с позиции характеристики ее защитных функций.
В отечественной литературе термин «социальная защита» достаточно новый. Его появление и применение связано с трансформацией общественного устройства страны в 90-х годах. В настоящее время он стал широко употребляться при описании социальной политики государства в случаях, когда идет речь о формах защиты социально уязвимых категорий населения.
При этом наметилось несколько методологических подходов к определению понятийного аппарата данной категории: политэкономический, методический и инструменталистский. Так, Б.В. Ракитскйй считает, что социальная защита реализуется для наемного труда в форме социальной защищенности и определяет ее как производное видов общественного строя и «режимов управления»: при тоталитарном режиме, народно-демократическом и буржуазно-демократическом строе и буржуазно-диктаторской форме управления. При этом подчеркивается, что социальная защищенность в значительной мере определяется борьбой и интересами классов, социальных слоев и групп в обществе [2, с. 4-17].
Б.В. Ракитскйй отмечает, что в широком смысле социальная защищенность представляет собой тот общественный порядок, в котором объекты могут опираться на общественный строй при выдвижении и отстаивании своих интересов, при формировании и отстаивании своего положения в обществе. Социальная защищенность всегда означает, что:
• защищается общественное положение тех или иных, либо всех субъектов общества;
• имеются субъекты, защищающие свое общественное положение;
• имеются факторы риска (нарушения нормального общественного положения) от действия этих факторов, и требуется защищенность;
• могут быть определены степени (уровни) защищенности;
• существуют формы защищенности, отражающие все вышеперечисленные моменты (2, с. 5).
К важнейшим характеристикам категории «социальная защита» Л.П. Якушев относит: виды и организационно-правовые формы социальной защиты, категории граждан, которым оказывается социальная помощь или которые охватываются социальным страхованием [3, с. 10-22].
Данный методический подход опирается на позиции МОТ, в основе которых лежит институциональное строение национальных систем социальной защиты, как комбинация различных институтов социального страхования и социальной помощи [1, с. 1-14].
Методологически вопрос форм и механизмов социальной защиты достаточно детально разработан западными учеными. Так, X. Ламперт к формам социальной защиты относит: а) различные виды социального страхования (пенсионное, медицинское от несчастных случаев на производстве, от безработицы); б) социальную помощь в виде различных видов вспомоществования; в) национальные системы охраны труда;
г) помощь государства в получении образования; д) системы социальной защиты на уровне предприятий [4, с. 150-152; с. 182-200].
Инструменталистский подход при описании категории «социальная защита» применяют Пантелеева Т.С., Червякова Г.П., Егоров Е.В., Шаронов А.В., Ильин И.А., что является весьма плодотворным при решении прикладных задач социальной политики государства: оценки потребности в ресурсах, методов их распределения с помощью государственных гарантий и минимальных социальных стандартов [5, с. 39-51; 6; 45, с. 8; 46, с. 85-94]. При этом категория «социальная защита» охватывает в широком смысле все население, в более узком подразумевает социальную защиту самодеятельного населения.
Важно отметить позицию специалистов Международного Бюро Труда (МБТ) в связи с определением предмета и содержания понятия «социальная защита работников». В своей деятельности они используют два подхода - широкий, охватывающий фактически всю сферу жизнедеятельности человека в процессе труда и узкий, охватывающий социальное страхование и социальную помощь. Так, в доктрине качества трудовой жизни и программе по улучшению условий труда используется широкая трактовка социальной защиты работников, когда в ее состав включаются:
• рабочее время;
• организация и содержание труда;
• безопасные условия труда и производственная среда;
• условия труда и выбор технологий;
• заработная плата;
• производственная среда и условия жизни [7, с. 8].
Следует отметить, что данный подход во многом использован странами Европейского Союза (ЕС), уделяющими много внимания вопросам социальной политики. В Европейской социальной хартии, которая является базовым документом ЕС в данной сфере (и которая подписана Россией в 2000 году), социальная защита трактуется достаточно широко и включает в себя как защиту граждан от социальных рисков (безработица, болезнь, старость, утрата кормильца), так и ряд других крупных элементов жизнедеятельности: получение образования, охрану здоровья, обеспечение жильем, социальное обслуживание, семейные пособия, жилищные пособия для аренды жилья в частном секторе [54, с. 17-67].
С учетом анализа имеющихся позиций отечественных и зарубежных ученых по социальной защите можно определить предмет и объект данной категории.
Предметов категории «социальная защита» являются социально-экономические отношения, сущностные связи и интересы социальных субъектов (работников и работодателей), общественных организаций и государства по поводу защиты работников и членов их семей от факторов, снижающих качество жизни и, прежде всего, качество трудовой жизни и социальный статус семьи работника.1
(Использование категории качества трудовой жизни представляется обоснованным, так как она включает в себя весь спектр составляющих жизнедеятельности работника в процессе труда и не ограничивается отдельными ее аспектами. Например, считается, что контрпродуктивным является повышение заработной платы при отсутствии надлежащей системы охраны и медицины труда.)
Факторами, нарушающими нормальный ход трудовой жизни и социальный статус работников при этом выступают риски повреждения их здоровья и утраты трудоспособности (болезни, несчастные случаи, старость), недостаточная профессиональная квалификация или неблагоприятная ситуация на рынке труда, приводящие к утрате места работы, последствиями которых выступают материальная необеспеченность и изменения в общественном положении. Для отдельного работника данные риски носят вероятностно-случайный характер, а для совокупного работника они выступают с позиций объективно-массовых, т.е. неотвратимого и неизбежного характера, явлений. В основе их объективности и масштабов наступления лежит сложный комплекс взаимосвязанных экономических, политических и социальных свойств (параметров) устройства (порядка) общественной жизни, физиологических закономерностей организма человека с позиции его здоровья и трудоспособности, а также уровней риска профессионального труда для работников (величин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости).
Определение данного вида защиты как социальной отражает ее объектность, то есть то, что защищается, - социальное положение работников и их семей. В этой связи объект социальной защиты работников включает в себя следующие направления:
• создание условий для занятости населения трудовой деятельностью, позволяющей работникам беспрепятственно зарабатывать себе средства для жизни в объемах, достаточных для достойного существования их семей;
• обеспечение безопасных условий труда для работников и доступа им и членам их семей к национальным системам здравоохранения, реабилитации и профессионального образования;
( Другие сегменты социальной защиты по таким направлениям, как защита отдельных групп населения в районах экологического бедствия, мигрантов и беженцев из-за конфликтов, инвалидов детства, лиц без определенного места жительства, граждан в местах лишения свободы и ряд других, не входят в предмет данного рассмотрения.)
• обеспечение работников и членов их семей прожиточным минимумом материальных средств в случаях безработицы, потери или резкого сокращения дохода из-за болезни, рождения ребенка, несчастного случая в быту, производственной травмы или профессионального заболевания, инвалидности, старости, утраты кормильца.
Теоретико-методологическое обоснование доктрины социальной защиты и ее законодательное выражение в каждом конкретном обществе зависит от развитости и соотношения между собой трех групп факторов: политических, экономических и социальных, которые формируют единое пространство жизнедеятельности людей. Политические факторы охватывают идеологию, законодательство, институциональную структуру государства и общества. Они выражают уровень достигнутого общественного устройства (институциональная база) и задают вектор его развития (идеология и существующие рамки законодательства). Экономические (материально-вещественные) факторы являются базой материального состояния страны и ее населения, от которой во многом зависит динамика хозяйственного развития. Социальные факторы (социально-психологические, морально-этические и религиозные компоненты жизнедеятельности) играют крайне важную роль в жизни любого общества, потому что именно в этой плоскости находится ключ к симметричному развитию общества и индивида, способных подчинить себе экономические условия, гуманно воспользоваться результатами научно-технического прогресса и оптимально модернизировать институциональную и законодательную основу.
Следует отметить, что вышеуказанные три группы факторов развиваются по своим собственным законам, а потому требуют постоянного поиска компромиссов для снятия возникающих и существующих между ними противоречий. Известно, например, что в основе экономического и социального поведения субъектов трудовых отношений заложены различные интересы. Если в основе экономического поведения заложен принцип личной выгоды, а критериями успеха выступают прибыль и богатство, то в основе социального - морально-этические нормы.
Ориентация на социальные критерии означает, что в системе координат общественного развития всякая экономическая деятельность, направленная на реализацию личных целей, должна укладываться в рамки морали, т.е. естественного права. Добровольно на практике это соблюдается крайне редко. Естественное право реализует свои принципы только в тех случаях, если оно воплощается (формализуется) в позитивное право - т.е. в закон. В этом и заключается политическая функция государства: в нахождении баланса интересов между различными классами и слоями общества по поводу сложившихся необходимых норм социальной защиты, закреплении их в форме законов и контроле за исполнением законов.
Законы при этом выступают регуляторами и ограничителями (рамками), в которых допускается реализация интересов различных субъектов. Это связано с тем, что субъектам их выражающим, не присущи внутренние ограничители. Это объясняют исходя из позитивной экономической теории, которая предполагает, что люди действуют в жизни рационально в том смысле, что они ставят перед собой определенную цель и стремятся к ее реализации достаточно последовательно и разумно, реагируя на поощрения положительно, а на затраты и издержки - отрицательно. Совершая свой выбор, работники и предприниматели руководствуются желаниями максимизации полезности или прибыли. Полезность и/или прибыль выступают при этом характеристиками выбранных предпочтений, стимулов и представлений о личном интересе, а максимизация прибыли носит частный случай максимизации полезности, когда акцент ставится на денежной выгоде, а неденежные факторы просто игнорируются [49, с. 4-8].
Таким образом, движущей силой интересов выступают личные, зачастую эгоистические устремления людей. Например, в условиях рыночной экономики личные интересы предпринимателей к получению максимально возможной прибыли определяют существующую тенденцию к минимизации издержек на заданный выпуск продукции, в том числе на заработную плату и социальные выплаты. Данная тенденция вне рамок внешних ограничителей и регуляторов приводит к ухудшению материального положения наемного персонала, а крайние ее формы выливаются в деградацию условий жизнедеятельности работников и членов их семей. Противостоять эгоистическим интересам предпринимателей, удерживать на приемлемом уровне социальное положение зависимых (и тем самым уязвимых) слоев и групп наемного труда, защищать их сложившееся материальное и социальное положение от посягательств работодателей является одной из основных политических функций государства.
Целеполагающий смысл этой функции состоит в обеспечении устойчивого и динамичного развития общества, что предполагает сбалансированный учет интересов всех слоев и классов общества как целостного социального образования. В этом отношении перераспределение ВВП является одним из необходимых и важных средств для улучшения положения наименее защищенных групп населения, что обеспечивается законами о минимальной заработной плате и пенсии, различными государственными программами социальной помощи и поддержки.
Дополняют и являются продолжением политической функции государства его организационно-распорядительные функции по распределению (делегированию) полномочий и ответственности между основными социальными субъектами (работодателями и работниками), а также координации и привлечению к деятельности в сфере социальной защиты структур гражданского общества: профсоюзов, ассоциаций предпринимателей, различных объединений по профессиональной принадлежности (инженеров, врачей, юристов, учителей и т.д.).
Критериями эффективности использования политических и организационно-распорядительных функций государства служат показатели материального положения основных слоев населения, продолжительность их жизни, отсутствие массовых социальных конфликтов и проявления открытых и скрытых форм абсентеизма и социального иждивенчества.
Необходимость гармонизации различных интересов наглядно видно при анализе трудовых отношений. Интересы участников трудовых отношений включают в себя:
единые, общие интересы их участников (работодателей и работников по поводу необходимости обеспечения непрерывного процесса производства, как основы их материального благополучия;
противоречивые интересы их участников:
• работодатель заинтересован, прежде всего, в удовлетворении потребности рынка, экономии материальных и трудовых ресурсов, с помощью чего достигается основополагающая цель его деятельности - повышение прибыли;
• наемный работник заинтересован в безопасных условиях труда, достаточной для него и его семьи заработной плате, приемлемой трудовой нагрузке, а также соответствующем качественном состоянии других компонентов трудовой деятельности, образующих в совокупности удовлетворяемый его уровень качества трудовой жизни.
Таким образом, интересы работодателя сконцентрированы в экономической и производственных сферах, которые он рассматривает как источник обеспечения воспроизводства в расширенных объемах капитала. Интересы работника сгруппированы и сфокусированы в социально-экономических областях, которые важны для него с позиции приложения труда, который выступает для работника как сфера реализации его творческих трудовых возможностей и как источник дохода в виде заработной платы, достаточной для личного материального обеспечения и содержания его семьи.
Достижение согласия и гармонизации разнонаправленных интересов работодателя и работника (компромиссного их баланса) в сфере социальной защиты, как свидетельствует история вопроса, требует применения комплекса соответствующих методов и механизмов: переговоров, трудовых соглашений, нормативного регулирования. Одним из основных среди них, закрепляющих общепринятые нормы социальной защиты, является закон. Важно при этом отметить, что базовые нормы защиты, как правило, находят свое выражение в конституционном праве, трудовом и социальном законодательстве (пенсионного обеспечения, медицинской помощи, защиты инвалидов и т.д.). Так, в Конституции Российской Федерации основные положения по социальной защите граждан закреплены в ряде статей (2, 7, 37, 39):
«В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» (статья 7.2).
Ориентирами для формирования национальной законодательной базы в сфере социальной защиты служат принятые международным сообществом документы3 (что закреплено в статье 17.1 Конституции Российской Федерации), многие из которых разрабатываются международными специализированными организациями - МОТ, ВОЗ, МАСО. Следует подчеркнуть, что деятельность данных организаций посвящена отдельным аспектам и сферам социальной защиты.4
Учитывая тот факт, что исполнение законодательных норм социальной защиты контролируется судебной ветвью власти государства, можно отметить их обязательный характер. Из этого вытекает следующее заключение: конституционное, трудовое и социальное право выражают собой законодательно закрепленные формы и степень социальной защиты или, другими словами, представляют национальную доктрину социальной защиты.
(3 В их число входят:
• Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
• Международный пакт о гражданских и политических правах;
• Всеобщая декларация прав человека
• конвенции и рекомендации МОТ (около 400), ВОЗ, МАСО. МОТ - в области труда; ВОЗ - в сфере здравоохранения,
МАСО - в области социального обеспечения. В число основополагающих уставных задач МОТ входит весь комплекс вопросов по социальной защите работающих: условия и охрана труда, социальное страхование и обеспечение, соблюдение основных прав человека в области заработной платы, медицинской помощи, профессиональной подготовки.)
Подобной точки зрения придерживается и Ю. Хабермас, который считает, что: «развитая система социальной защиты становится политическим содержанием массовой демократии. Политическая система не в состоянии добиться беспредельной лояльности масс и поэтому для придания легитимности своим действиям должна предлагать государственные и социальные программы, выполнение которых подлежит контролю» [39, с. 127].
Анализ базовых положений международных документов в данной сфере, законодательной базы в стране позволяет к важнейшим принципам социальной защиты работников отнести:
1. Социальную ответственность общества и государства за бережное отношение к личности, к защите достоинства человека, его прав на свободный труд, свободу выбора профессии, места работы и обучения; охрану труда, обеспечение приемлемых условий труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию утраты трудоспособности, что соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека, социальных пактов и других документов Организации Объединенных Наций, Международной организации труда и других признанных международных норм.
2. Социальную справедливость в области трудовых отношений -равные права на вознаграждение за равный труд, право на безопасность и гигиену труда, сохранение здоровья, работоспособности и трудоспособности граждан, на социальные пособия в случае болезни, на высокий уровень компенсации постоянной утраты трудоспособности, обеспечение медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве.
3. Всеобщий и обязательный характер защиты работников от социальных и профессиональных рисков, обеспечение права на социальную защиту как главного ориентира социально-экономического развития общества, что зафиксировано в международных нормах, в том числе Конвенциях МОТ № 67, 118,158.
4. Минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков, доступность и открытость соответствующей информации, примат безопасности и достижение социального согласия в обществе на основе установления приемлемых уровней профессиональных, социальных рисков и социальных гарантий по их минимизации и компенсации.
5. Государственные гарантии, связанные с социальной защитой при одновременной самостоятельности и самоуправляемости негосударственных систем и программ защиты.
6. Заинтересованность всех основных субъектов защиты (государство, предприниматели, товарищества социального страхования и широкого круга профессиональных организаций трудящихся) в формировании и совершенствовании тех или иных систем и форм защиты.
7. Солидарность всех субъектов социальной защиты на основе совместной ответственности противостоять опасности и риску, выявлять, оценивать факторы риска и сообща защищать свои интересы, согласованно распределять финансовое бремя по компенсации и минимизации социальных и профессиональных рисков.
8. Экономическую и социальную свободу работников в области труда - выбор профессии с приемлемыми уровнями профессиональных и социальных рисков, возможность получения профессионального образования, места работы, свободы ассоциации, т.е. право объединяться в профессиональные союзы, товарищества и другие подобные организации в целях защиты своих прав.
9. Личную ответственность работников за сохранение своего здоровья, работоспособности и трудоспособности, правильный выбор профессии, места работы с определенными уровнями профессионального и социального рисков.
10. Многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты - от государственных гарантий для всех трудящихся до узконаправленных мер для отдельных их категорий и профессиональных групп, что позволяет реализовывать дифференцированный подход к разным категориям защищаемых.
11. Многосубъектность социальной защиты - субъектами социальной защиты должны выступать государство (в лице ведомств и министерств), работодатели, профессиональные ассоциации и объединения (товарищества по страхованию), региональные органы управления.
12. Многоаспектность и разнонаправленность мер социальной защиты - объектами социальной защиты должны стать персонифицированные работники, а опосредованно - условия и оплата их труда, профессиональная подготовка, медицинское обслуживание, компенсация утраты трудоспособности и реабилитационные услуги.
Вышеприведенные принципы и характеристики категории социальная защита работников позволяют сформулировать ее определение в следующем виде.
Социальная защита - это система экономических, социальных, правовых, организационных, медицинских и технических мер по защите работников от неблагоприятных факторов (социального и профессионального риска), ухудшающих качество их трудовой жизни, с целью охраны здоровья, трудоспособности работников, их материального положения с помощью создания на предприятиях, в регионах и государстве специальных механизмов, фондов, включая страховые, и институтов социальной защиты, в случаях и на условиях, установленных законодательством и трудовыми соглашениями.
В основе дайной дефиниции лежат следующие устойчивые признаки:
• объективные основания, вызывающие потребность в особых механизмах и институтах социальной защиты, направленной на предупреждение утраты здоровья и трудоспособности (повышенного износа рабочей силы), доходов и обеспечение определенных гарантированных уровней жизнеобеспечения;
• специализированные финансовые источники (фонды, страховые взносы) и особые формы предоставления материальных средств в случаях утраты трудоспособности или места работы;
• закрепление правил и гарантий социальной защиты в законодательной форме и с помощью трудовых соглашений.
Сущность категории - социальная защита работников - проявляется в ее функциях: профилактически-предупредительной, экономической, социально-реабилитационной и политической.
Профилактически-предупредительная функция социальной защиты состоит в проведении комплекса организационно-технических, медицинских мероприятий, позволяющих защитить здоровье и трудоспособность работника в процессе труда.
Экономическая функция социальной защиты заключается в замещении утраченной заработной платы или дохода в связи с временной или постоянной утратой трудоспособности (болезнь, несчастный случай, преклонный возраст) или потерей кормильца (для членов семьи работника), а также компенсации дополнительных расходов, связанных с лечением и инвалидностью.
Социально-реабилитационная функция социальной защиты предусматривает осуществление комплекса медицинской, профессиональной и социальной реабилитации работников с целью восстановления утраченного здоровья и трудоспособности.
Политическая функция социальной защиты призвана обеспечить формирование и поддержание эффективных институтов и механизмов социальной защиты с целью обеспечения гарантированных Конституцией и законодательством социальных и правовых норм защиты и поддержания социальной стабильности в обществе.
- Основы социального страхования
- Введение
- Раздел I место и рольсоциального страхования в системе социальной защиты работников
- Глава 1 категория, формы и механизмы социальной защиты
- 1.1. Социально-экономическое содержание категории «социальная защита» работников
- 1.2. Формы и механизмы социальной защиты
- Глава 2 эволюция доктрин и национальных систем социальной защиты
- 2.2. Этапы развития систем социальной защиты в западных странах
- 2.3. Эволюция социальной защиты в России
- Глава 3 институты социальной защиты и современные задачи их развития в россии
- 3.1. Институты социальной защиты: теория вопроса
- 3.2. Институты социальной защиты: сравнительный анализ
- 3.3. Системные проблемы становления института обязательного социального страхования в России
- Глава 4 актуарные расчеты - методологическая основа социального страхования
- 4.1. Актуарные методы - важнейшее условие обоснования пенсионного страхования
- 4.2. Актуарная модель и системные проблемы
- 4.3. Законодательное обеспечение актуарной деятельности
- Раздел III
- Глава5 предмет социального страхования
- 5.1. Категории и виды социального страхования
- Классификация видов страхования
- 5.2. Вероятностный характер социальных рисков и функции социального страхования
- Глава 6 теоретические основы социального страхования и эволюция формирования страховых механизмов
- 6.1. Исторические и теоретические предпосылки формирования культуры социального страхования
- 6.2. Принципы организации социального страхования
- 6.3. Сравнительный анализ отечественной и западной моделей социального страхования
- Раздел IV пути формирования отечественной системы социального страхования
- Глава 7 вопросы институционального построения национальных систем социального страхования в странах снг
- 7.1. Модернизация систем социальной защиты и место в ней социального страхования
- 7.2. Трудности и «болезни роста» социального страхования
- 7.3. Пути решения первоочередных задач
- Глава 8 задачи формирования системы социального страхования в россии
- 8.1. Проблемы перехода от системы государственного социального обеспечения к системе социального страхования
- 8.2. Концептуальные основы формирования системы социального страхования в России
- 8.3. Организация социального страхования: законодательное закрепление гарантий
- 8.4. Формирование рыночной модели финансирования социального страхования
- 8.5. Организационно-управленческие вопросы
- 8.6. Стратегия и тактика предстоящих реформ системы социальной защиты
- Литература
- Содержание
- 105005, Москва, Елизаветинский пер., д. 6, офис 23