8.2. Концептуальные основы формирования системы социального страхования в России
Формирование системы обязательного социального страхования -задача национального масштаба. Предстоит найти правовые формы, организационные и экономические механизмы, обеспечивающие реализацию важнейших принципов социального страхования и социальной защиты:
• солидарной ответственности страхователей и застрахованных за обеспечение социальных гарантий защиты застрахованных;
• личной ответственности работников за формирование их прав как застрахованных (продолжительный страховой стаж, сохранение своего здоровья и трудоспособности);
• ответственность государства за состоянием правового поля социального страхования, за соблюдением социальных гарантий прав работающих по защите от социальных (профессиональных) рисков.
Законодательное воплощение этих принципов требует решения ряда крупных задач, важнейшими из которых являются:
• формирование собственного правового поля социального страхования, имеющего четкие законодательные рамки, фиксирующие и недопускающие смешивания с правовыми полями личного страхования, с одной стороны, и социальной помощью, с другой;
• разграничение функций и полномочий по организации и управлению системой и отдельными видами социального страхования основных социальных субъектов (работодателей, работников и государства), с ролевых их позиций - страхователей, застрахованных, организующих и контролирующих органов;
• формирование механизмов паритетного участия представителей всех субъектов обязательного социального страхования в процессе управления;
• определение форм, уровней и механизмов реализации социальных гарантий, обеспечиваемых различными видами социального страхования;
• определение и уточнений функций 4-5 базовых институтов социального страхования, которые бы включали все возможные виды страховых случаев и обеспечение координации их деятельности с целью плотного правового структурирования всех форм и видов защиты;
• определение финансовых механизмов социального страхования с учетом формирования оптимальной нагрузки субъектов страхования, увязанной с политикой заработной платы и доходов, налоговой политикой в стране и обособлением финансовой системы обязательного социального страхования от бюджетов всех уровней;
• разработки инструментария и формирования инфраструктуры управления социальным страхованием - моделей актуарных расчетов, информационной базы, определения статуса актуарных центров, страховых организаций и контрольных органов.
Преодолеть вековое отставание в создании системы социального страхования - задача крайне сложная. Анализ свидетельствует о том, что отставание в развитии самонастраивающихся социальных систем оказалось еще более драматичнее для страны, чем отставание в новых технологиях производства техники. Подмена системы социального страхования системой государственной социальной помощи приводит к деформации жизненных установок населения, низводит трудозанятое население до унизительной роли иждивенцев. В последние 7-8 лет серьезного «прорыва» в решении проблемы не произошло. Поэтому требуются нетрадиционные формы и пути. Один из них - объединить усилия полномочных представителей всех ветвей власти и общественных структур в форме национального «круглого стола», разработать и обсудить соответствующую концепцию, обсудить и подписать общественный договор для законодательного воплощения согласованной и одобренной концепции.
Анализ практики и тенденций развития систем социального страхования в развитых странах, а также изучение принципиальных положений, заложенных в конвенциях и рекомендациях МОТ и МАСО, показывают, что базисными для развития системы социального страхования могут быть следующие положения:
1. Повышение уровня социальной защиты работающих возможно при согласованных действиях правительственных, предпринимательских и профсоюзных структур. С помощью совершенствования механизмов социального страхования и обеспечения можно двигаться к достижению социального согласия. Каждый член общества должен осознанно участвовать в оказании помощи согражданам, нуждающимся в поддержке, будучи уверенным, что в свое время ему также будет оказана помощь.
Социальный консенсус требуется укреплять и усиливать с помощью законодательных и нормативных актов, разработанных с участием правительства, предпринимателей, профсоюзов и трудящихся на базе механизмов трипартизма.
2. Совершенствование таких механизмов социальной защиты, какими являются системы социального страхования и социальной помощи, возможно при условии гармонизации отношений основных социальных субъектов: работающих (их семей), работодателей и государства. Выполнение обязанностей в рамках такой ответственности означает, что на переходных этапах (таковой переживает сейчас Россия) требуется определенное перераспределение ресурсов для сохранения приемлемого уровня жизни.
Изменение пропорции этого перераспределения касается всех субъектов и их ресурсов: принадлежащих самому работающему (поощрение целевых сбережений в дополнение к пенсионному обеспечению, накопление средств на случай болезни), семье (повышение целевой ориентации накоплений), работодателям (сбалансированности расходов на заработную плату и средств на обязательные и добровольные виды социального страхования) и государству (совершенствование механизмов бюджетного обеспечения социальной помощи, а также социального страхования государственных служащих).
Масштабы перераспределения средств будут зависеть от наличия ресурсов и целей, поставленных перед собой каждой из заинтересованных сторон, но перераспределение должно в обязательном порядке предусматривать обеспечение базового прожиточного минимума, увязанного с такими размерами выплат (страховых сбережений), которые позволяют достойно преодолевать трудности.
В этой связи одной из основных целей в области социальной защиты является построение механизмов по сбалансированию интересов всех субъектов, по гармонизации общей ответственности, механизмов, основанных на общенациональной, коллективной и личной ответственности.
3. Совершенствование механизмов социальной защиты возможно при органическом сочетании систем социального страхования и социальной помощи. Их взаимодополняющая роль может быть обеспечена за счет построения трехуровневой системы социальной защиты.
Минимальный уровень социальной защиты обеспечивается за счет государства (бюджетные источники финансирования), управляется правительственными структурами, имеет своей целью удовлетворение основных нужд беднейших слоев населения на уровнях, прожиточных минимумов. Условие предоставления социальной помощи - проверка материального положения граждан. В первую очередь это относится к социальным гарантиям граждан.
Страховая солидарность достигается в основном благодаря внесению взносов самими застрахованными и работодателями, в необходимых случаях привлекаются дотации из государственного бюджета. Целесообразно предусмотреть минимальные размеры пособий (не ниже предусмотренных соответствующими конвенциями МОТ) и услуг, являющихся формой страховой защиты от социальных рисков. Учет социальных рисков находит свое выражение в существующих видах (отраслях) обязательного социального страхования и дифференцированных отчислениях (страхование от несчастных случаев на производстве, на случай заболеваний, безработицы). В то же время, если социальный риск имеет достаточно известные и стабильные характеристики, обязательные страховые выплаты целесообразно строить на принципах единообразия (пенсия по старости, медицинское обслуживание и т.д.).
Финансирование страховых выплат, очевидно, должно сочетать как элементы перераспределения (страхование от несчастных случаев на производстве, страхование на случай болезни), так и регулируемую капитализацию взносов (например, страхование пенсии по старости).
Дополнительный уровень. Задача разделения ответственности по социальной защите между основными субъектами требует своего разрешения также с помощью личных инициатив - как самих работников, так и работодателей, будь то напрямую или через частные пенсионные фонды или через коммерческое страхование. Эти инициативы должны всегда быть нацелены на предоставление дополнительной помощи с учетом нужд каждого человека, дополняя социальную защиту, основанную на солидарности (но не в ущерб последней). Такие дополнительные системы, являясь нацеленными на отдельно взятого работника и его семью, требуют, тем не менее, осуществления определенного, предусмотренного законом, контроля, с тем, чтобы эти системы соответствовали действующим нормам, касающимся практики инвестирования, передачи прав и ответственности, практики бухгалтерского учета и управления.
Представляется, что основу новой модели социального страхования, соответствующей рыночной экономике, составляют следующие направления:
• определение роли, прав и обязанностей основных субъектов страхования - работников, работодателей, страховых организаций и государства;
• конституирование основных видов социального страхования как самостоятельных автономных систем социальной защиты;
• определение минимальных норм социальной защиты в случае утраты трудоспособности, круга лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, порядка назначения пособия, оказания всех видов социальной помощи;
• определение основных источников финансовых поступлений в фонды страхования, обоснование социально-справедливой модели распределения финансового «бремени» между работодателями, застрахованными и государством, достижение на этой основе социального консенсуса по доле вкладов всех заинтересованных сторон;
• определение состава и структуры органов страхования, их функций, прав и полномочий, ответственности, условий и субъектов правопреемства, гарантов финансово-правовой стабильности и надежности социальной защиты.
Отношения основных субъектов страхования: как достичь гармонии
Переход к новой экономической системе принципиально меняет роль основных субъектов права в области социального страхования: государства, предприятий (работодателей), работников и страховых организаций.
Особая роль в организации системы социального страхования принадлежит государству. Являясь, с одной стороны, «арбитром» в трудовых отношениях работников и предпринимателей, государство, вместе с тем, представляет третью равноправную сторону в системе социального партнерства.
Если раньше государство являлось собственником средств производства и одновременно было призвано обеспечивать интересы работников, то теперь его роль должна стать принципиально иной:
• быть посредником в трудовых отношениях с помощью установления законов, в которых учитываются интересы как работников, так и работодателей, формировать механизмы системы социального страхования и обеспечения;
• быть гарантом социальной защиты работников с помощью исполнительной власти, которая призвана контролировать реализацию законов и уровень социальной защиты работников, оказывать целевую помощь наиболее социально уязвимым группам населения;
• создавать экономико-правовые предпосылки для развития социальной сферы и инфраструктуры в области охраны труда, здравоохранения, систем медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, подготовки и переподготовки кадров.
Таким образом, государственное участие в социальном страховании заключается прежде всего в создании определенной законодательной базы, правовой среды социального страхования, утверждении в законодательном порядке обязательного характера тех или иных видов страхования, а также размеров страховых взносов и пособий.
Наряду с этим, государством, как правило, обеспечивается финансовая поддержка отдельных видов страхования и системы в целом - особенно в кризисных условиях. Средства государства используются для выплат всеобщего характера и обеспечения минимального уровня страховых пособий, если для этого недостаточно страховых взносов первых двух субъектов страхования.
Предприятия (работодатели) должны стать подлинно субъектами социального страхования, в полной мере обеспечивая:
• социальную защиту наемных работников на всех этапах воспроизводственного цикла при приеме на работу, в процессе работы, а также в случае утраты трудоспособности или сокращения рабочих мест;
• покрытие основной доли финансовых затрат на страховую защиту, которая должна охватывать весь трудовой и послетрудовой период жизнедеятельности человека.
Роль работников радикально меняется. Для них, как субъектов социальной защиты, наиболее актуальной в переходный период становится проблема обеспечения личной ответственности за свое материальное благосостояние. Более активное участие работников в страховых взносах, а также в органах управления социальным страхованием на всех уровнях позволит им занять должное место в системе социального страхования.
Исходя из этого, и управление деятельностью страховой организации осуществляется на основе представительства интересов всех ее основных участников работников, предпринимателей (работодателей) и государства.
Роль страховых организаций должна существенно возрасти. Они становятся основными посредниками во взаимоотношениях между работодателем и работниками, решая весь комплекс задач в области страховой защиты - компенсацию утраты трудоспособности работникам, организацию медицинского лечения, в том числе пострадавших на производстве, медицинской, социальной и профессиональной их реабилитации, а также формирование социальной инфраструктуры, обеспечивающей достойную социальную защиту.
Таким образом, развитие системы социального страхования является делом всех субъектов права в области социального страхования. Каждый член общества должен осознанно участвовать в оказании солидарной (страховой) помощи своим согражданам, находящимся в неблагоприятном положении из-за наступления того или иного случая социального риска, надеясь, естественно, что в свое время в ответ получит такую же помощь. Поэтому первой предпосылкой для создания систем социального страхования является достаточно высокий уровень общественного осознания необходимости коллективной (профессиональной) солидарности. Согласие в обществе по поводу организации системы социального страхования требуется укреплять с помощью разработки системы норм и положений, в чем должны принимать участие не только государственные структуры, а, прежде всего, объединения предпринимателей и профсоюзы.
- Основы социального страхования
- Введение
- Раздел I место и рольсоциального страхования в системе социальной защиты работников
- Глава 1 категория, формы и механизмы социальной защиты
- 1.1. Социально-экономическое содержание категории «социальная защита» работников
- 1.2. Формы и механизмы социальной защиты
- Глава 2 эволюция доктрин и национальных систем социальной защиты
- 2.2. Этапы развития систем социальной защиты в западных странах
- 2.3. Эволюция социальной защиты в России
- Глава 3 институты социальной защиты и современные задачи их развития в россии
- 3.1. Институты социальной защиты: теория вопроса
- 3.2. Институты социальной защиты: сравнительный анализ
- 3.3. Системные проблемы становления института обязательного социального страхования в России
- Глава 4 актуарные расчеты - методологическая основа социального страхования
- 4.1. Актуарные методы - важнейшее условие обоснования пенсионного страхования
- 4.2. Актуарная модель и системные проблемы
- 4.3. Законодательное обеспечение актуарной деятельности
- Раздел III
- Глава5 предмет социального страхования
- 5.1. Категории и виды социального страхования
- Классификация видов страхования
- 5.2. Вероятностный характер социальных рисков и функции социального страхования
- Глава 6 теоретические основы социального страхования и эволюция формирования страховых механизмов
- 6.1. Исторические и теоретические предпосылки формирования культуры социального страхования
- 6.2. Принципы организации социального страхования
- 6.3. Сравнительный анализ отечественной и западной моделей социального страхования
- Раздел IV пути формирования отечественной системы социального страхования
- Глава 7 вопросы институционального построения национальных систем социального страхования в странах снг
- 7.1. Модернизация систем социальной защиты и место в ней социального страхования
- 7.2. Трудности и «болезни роста» социального страхования
- 7.3. Пути решения первоочередных задач
- Глава 8 задачи формирования системы социального страхования в россии
- 8.1. Проблемы перехода от системы государственного социального обеспечения к системе социального страхования
- 8.2. Концептуальные основы формирования системы социального страхования в России
- 8.3. Организация социального страхования: законодательное закрепление гарантий
- 8.4. Формирование рыночной модели финансирования социального страхования
- 8.5. Организационно-управленческие вопросы
- 8.6. Стратегия и тактика предстоящих реформ системы социальной защиты
- Литература
- Содержание
- 105005, Москва, Елизаветинский пер., д. 6, офис 23