logo
Osnovy_sotsial'nogo_strakhovaniya

5.2. Вероятностный характер социальных рисков и функции социального страхования

Специфика построения механизма социального страхо­вания заключается в том, что в связи с неотвратимым и массо­вым характером риска данный институт защиты изначально предусматривает массовый характер охвата страхованием по­давляющее большинство трудозанятого населения. Поэтому для оценки вероятности и величины риска используется инст­рументарий учета «совокупной опасности» утраты заработков для профессиональных групп и для всего трудозанятого насе­ления страны.

Что касается вероятности события для отдельного застра­хованного, то тут могут быть две типичные ситуации.

1. Событие является неопределенным - и для от­дельного застрахованного оно может произойти (и даже неоднократно), а может и не произойти: страхование от несчастных случаев на производстве, по безработице, меди­цинское страхование. Если страховое событие происходит, то застрахованное лицо получает право на страховую вы­плату, и при этом общая сумма для отдельных застрахо­ванных может значительно (многократно) превышать уп­лаченную (им и за него его работодателем) сумму страхо­вых взносов. В случае, если страховое событие не происходит на протяжении страхового периода, то права застрахованных на уплаченные в его пользу суммы страхо­вых взносов теряются. Таким образом, те кто не реализовал своих страховых прав (из-за отсутствия страхового события) оказывают солидарную поддержку тем застрахован­ным, для которых страховое событие наступило. В этом проявляется функция перераспределения доходов между за­страхованными.

2. Наступление страхового события непременно произойдет (пенсионное страхование), но только для тех застрахованных, которые доживут до определенного пе­риода, например, до общеустановленного законом возраста выхода на пенсию. И те из них, которые проживут больше среднестатистического периода, получат больший объем страховых выплат (пенсий).

Эквивалентность страховых взносов и выплат поддержи­вается как в первом, так и втором случае в целом по страховой организации, но для отдельных застрахованных она не выдер­живается. Механизм социального страхования может перераспреде­лять доходы «горизонтально» среди работников, обеспечивае­мых одной социальной структурой, которые принадлежат или принадлежали в прошлом к одной группе по доходам. Например, от работников к пенсионерам или от работников к тем, кто вре­менно не работает по причине болезни, беременности или родам. «Вертикальное» перераспределение доходов означает переме­щение доходов от высокооплачиваемых к низкооплачиваемым.

Такое имеет место, например, в механизмах социального пенсионного страхования, где низкооплачиваемые в прошлом работники могут получать пенсии, размеры которых по отно­шению к их заработку будут составлять большое соотношение, чем для высокооплачиваемых категорий работников. При этом и те, и другие категории работников вносили страховые взносы по одной и той же процентной ставке. Сходным образом реали­зуется «вертикальное» перераспределение доходов в системах страховой медицины.

С помощью механизмов «вертикального» перераспределе­ния достигается солидарное перераспределение финансовых ре­сурсов между профессиями, регионами, между городом и де­ревней. Вопрос состоит при этом в обоснованности пропорций перераспределения, которые не должны подрывать у страхова­телей и застрахованных веру в социальную справедливость таких мер.

Для раскрытия других характеристик экономической природы социального страхования (помимо социальной защиты наемного труда) необходимо определить основные интересы 1 социальных субъектов, что наиболее плодотворно с позиций 1 анализа воспроизводственных процессов как общественного I производства, так и рабочей силы.

Известно, что рабочая сила одновременно выступает как элемент производительных сил общества и как субъект экономических отноше­ний (т.е. носителем определенных свойств общественного труда). Стои­мость рабочей силы определяется стоимостью жизненных средств, необ­ходимых для поддержания работника в общественно нормальном для данных условий состоянии жизнедеятельности, а также для поддержания его семьи [4, с. 423].

Заработная плата, которая является денежным выражени­ем основной части стоимости рабочей силы для подавляющего большинства работников наемного труда идет на непосредст­венное потребление, то есть реально обеспечивает только те­кущие потребности существования работника и его семьи.

Как подчеркивал еще в конце XIX века В.Г. Яроцкий, что «по условиям образования величины заработной платы, она не может значительно превышать минимум средств и доходов, не­обходимых на покрытие обыкновенных текущих расходов рабо­чего, а значит, из текущих заработков и нельзя скопить доста­точное количество средств на покрытие экстренных расходов, связанных с риском всякой работы» [5, с. 439-440].

Поэтому социальное страхование завоевало «себе место» как институт социальной защиты только в конце XIX века, ко­гда развенчались либеральные иллюзии, доминирующие в об­щественном мнении, которые были связаны с установками и надеждами на личную ответственность и предусмотритель­ность граждан. Основная масса работников наемного труда в случаях наступления утраты трудоспособности (старости, бо­лезни, несчастного случая) не в состоянии поддерживать свое материальное положение с помощью личных сбережений.

Рекомендация МОТ № 67 «Об обеспечении дохода» (1944 г.) в пункте 5 Руководящих принципов отмечает: «Область случаев, охватываемых обязательным социаль­ным страхованием, должна включать в себя все случаи, в которых застрахованному лицу препятствует зарабаты­вать средства в жизни нетрудоспособность или неспособ­ность получить оплачиваемую работу, или в которых это лицо умирает, оставляя находившуюся на его иждивении семью» [6, с. 593].

Анализ эволюционных форм социальной защиты и усло­вий формирования социального страхования свидетельствуют, что они органически связаны с формами жизнедеятельности (в городах, малыми семьями), найма рабочей силы (10-12 часовой рабочий день при невысокой заработной плате), которые при­несло с собой в середине XIX века крупное машинное произ­водство. Данные формы жизнедеятельности постоянно воспро­изводят угрозы утраты трудоспособности для наемных работ­ников и вызывают материальную неустойчивость для наемного труда. Это обусловлено тем, что способность к труду, которая предлагается работником на рынке труда, является единствен­ным источником его существования, а заработная плата высту­пает единственной формой его дохода.

В этой связи экономическая сущность обязательного страхования - как отмечает Э.Г. Тучкова - «коренится в про­изводственных отношениях и связана с реальной стоимостью рабочей силы. Стоимость рабочей силы не может определяться в развитых странах ценой лишь «живого» труда в период ее функционирования непосредственно в процессе производства. Она включает в себя и другие оплачиваемые периоды, в част­ности, пенсионный период жизни человека. Поэтому одним из элементов, формирующих стоимость рабочей силы, являются страховые взносы, уплачиваемые как каждым работодателем, так и работником» [7, с. 15].

С позиций организации общественного производства не­устойчивое материальное состояние работников и их семей оз­начает, что любой сбой в воспроизводственном процессе рабо­чей силы приводит не только их к материальным лишениям, нужде и бедности, но приводит одновременно к нарушению нормального хода производства общественного продукта. Дру­гими словами, массовые риски носят характер общественный (или социальный) в силу их:

а) широкого распространения;

б) с позиций значимости для общества;

в) с точки зрения необходимости применения мер обще­ственного масштаба для их минимизации и компенсации.

Следует подчеркнуть следующий момент: последствия при наступлении социальных рисков неблагоприятно воздействуют не только на рабочих, но и на предпринимателей, на общество и государство, так как приводят к сбоям в производственном про­цессе, порождают лишения, нужду и бедность. Объективный, массовый и повседневный характер социальных рисков, уязви­мость при их наступлении всех субъектов трудовых отношений, предопределяет их высокую актуальность и вызывает заинтере­сованность в солидарных действиях по созданию соответст­вующих механизмов и институтов по защите от них. Интересы, связанные социальными рисками, для социальных субъектов при этом проявляются:

для работников наемного труда в учете при продаже своей способности к труду не только текущих, но и долгосроч­ных материальных потребностей, на всех этапах жизнедея­тельности, включая возможные периоды утраты трудоспо­собности вследствие болезни, несчастного случая, старости;

для работодателей (предпринимателей) предусматри­вать в составе затрат на производство неизбежные издержки, связанные с утратой трудоспособности персонала на всех эта­пах его жизненного цикла;

для государства при разработке и осуществлении со­циальной политики предусматривать создание институтов социальной защиты, которые выполняли бы функции воспроиз­водства рабочей силы с позиции Минимизации и компенсации социальных рисков.

Это в свою очередь означает, что эффективными меха­низмами защиты от социальных рисков могут выступать не ин­дивидуальные способы защиты (личные сбережения, индиви­дуальное страхование), а массовые их разновидности, которые в силу крупных масштабов затрат, сложных социальных, эко­номических, правовых, организационных, медико-реабилита­ционных форм позволяют достичь социального согласия в об­ществе по распределению финансового бремени, сопровож­дающего данные риски, между социальными субъектами.

Исторический опыт человечества отобрал наиболее уни­версальный механизм защиты от социальных рисков в форме обязательного социального страхования. Только институт обя­зательного социального страхования в силу своих возможностей позволяет снимать объективное, постоянно возникающее проти­воречие между двумя общественными явлениями:

объективной необходимостью непрерывного, беспере­бойного функционирования рабочей силы в процессе общест­венного производства (что в свою очередь обеспечивает воз­можность ее воспроизводства как таковой);

объективной заданностью случаев наступления соци­альных рисков, обусловленных условиями жизнедеятельности людей (старением, болезнями, несчастными случаями, смертью), что проявляется в формах материальной необеспеченности, потребностями лечения и реабилитации.

Органическая идентичность доходов работников в формах выплачиваемой заработной платы и ее резервируемой части на случай наступления социальных рисков позволяет соизмерять (взвешивать) издержки на воспроизводство способности к тру­ду работников как для текущих моментов (заработная плата), так и для случаев, когда такая способность утрачивается (стра­ховые резервы для всей совокупности рабочей силы).

В этой связи важнейшей функцией социального стра­хования выступает воспроизводственная, которая обеспе­чивает трансформацию части заработной платы в страхо­вые резервы для строго целевого использования. С макроэко­номической (с народнохозяйственной) точки зрения источником резервирования выступает необходимый труд и необходимый продукт — как объективная основа важнейших социально-экономических пропорций регулирования стоимости рабочей силы. В микроэкономическом же разрезе (то есть на уровне предприятий) - это часть издержек произ­водства (себестоимости продукции). Их общественно нор­мальный уровень объективно складывается как результат двух составляющих: величины признаваемых социальных рис­ков (их частоты и тяжести) и законодательно установлен­ной мерой их компенсации.

Достижение общественного согласия (в законодательной или договорной форме) по уровню компенсации является од­ним из центральных моментов в социальной политике государ­ства, что в итоге воплощается в определении размеров страховых тарифов. Такой методологический подход позволяет ре­шать ряд задач:

а) определять требуемую величину страховых резервов, которые необходимы для удовлетворения материальных по­требностей работников в случае наступления для них страхо­вых случаев и размер которых сопоставим со сложившемся уровнем текущей заработной платы;

б) определять полную стоимость рабочей силы, которую должен оплатить совокупный работодатель и размер которой можно определить по следующей формуле:

Срс=ЗП+ССсс (1)

где:

Срс - стоимость рабочей силы (полная);

ЗП - заработная плата;

ССсс - страховые взносы по обязательному социальному страхованию, которые определяются как часть от получаемой заработной платы до утраты трудоспособности.

На основе принципа эквивалентности обеспечивается ба­ланс объемов страховых взносов и выплат. Поэтому страховые выплаты являются превращенной формой заработной платы (ее зарезервированной частью), право на которую может быть реа­лизовано только при наступлении страховых случаев: установ­ленного по закону возраста выхода на пенсию, несчастного слу­чая, приведшего к инвалидности или смерти кормильца.

В системе социального страхования исходя из его природы каждый субъект экономических и социальных отношений реа­лизует свой интерес:

работники (и члены их семей) могут рассчитывать на солидарную страховую защиту при наступлении случаев ут­раты доходов (старости, болезни, несчастного случая на про­изводстве или безработицы);

работодатели, внося страховые взносы (как разновид­ность и часть оплаты труда), защищают себя от сбоев в функционировании рабочей силы и считают себя ответствен­ными за формирование социального мира;

государство, делегируя (через законы) права за созда­ние обществ взаимного страхования социальным субъектам, снимает с себя функции организатора социальной защиты и сводит свою ответственность за социальный мир к роли контролера и арбитра.

Другой важнейшей функцией социального страхования выступает функция солидарного перераспределения стра­ховых резервов при наступлении страховых случаев. Данная функция реализует перераспределение страховых средств с позиции солидарного участия субъектов страхования в ока­зании материальной помощи тем из них, для которых на­ступают страховые случаи. Экономическим механизмом социального страхования выступает солидарная (замкнутая в рамках страхового сообщества) раскладка материального ущерба. Это позволяет страховым субъектам, которые не затронуты страховыми случаями поддерживать тех, кто ими затронут. Это выражается в том, что здоровые пла­тят за больных и за инвалидов, трудозанятые оказывают солидарную поддержку безработным.

Экономический механизм перераспределения в системе социального страхования организован на основе формирова­ния страхового фонда с помощью определения заранее фик­сированных страховых платежей и который является спе­циализированным источником возмещения ущерба застра­хованным.

Организация института социального страхования преду­сматривает изначально массовый охват страхованием практи­чески все трудозанятое население и учитывает специфику со­циальных рисков отдельных профессиональных групп рабо­тающих. Поэтому для оценки вероятности и величины риска используется инструментарий учета «совокупной опасности» утраты заработков для профессиональных групп и для всего трудозанятого населения страны.

К функциям социального страхования относится соци­альная защита застрахованных. Она является целеполагающей для двух других: воспроизводственной и перераспре­делительной. Социальная защита в социальном страховании выражается в сохранении имеющегося (достигнутого) жиз­ненного уровня застрахованных с помощью механизмов ком­пенсации утраченного заработка или дополнительных не­предвиденных расходов, связанных с лечением или реабилита­цией (медицинской, профессиональной или социальной).

Принципиальные моменты, которые отличают социаль­ное страхование от других институтов социальной защиты (социальной помощи или личного страхования) состоят в сле­дующем:

застрахованные защищаются от утраты заработной платы, т.е. размер страховых взносов и компенсационных вы­плат увязан именно с заработной платой для сравнения - со­циальная помощь и личное страхование такой зависимости не обеспечивают;

получателями страховых выплат могут быть только застрахованные (в отдельных случаях члены их семей, напри­мер при утрате кормильца, при этом размер выплат учитыва­ет наличие у них иждивенцев - членов семьи), которые своими личными страховыми взносами и взносами в их пользу работо­дателей приобрели право на данный вид социальной защиты. Других условий не выдвигается.

Рекомендация МОТ № 67 «Об обеспечении дохода» (1944 г.) в пункте 1 Руководящих принципов отмечает «о вос­становлении до приемлемых размеров дохода, утраченного по причине нетрудоспособности (включая старость)» [6, с. 592].

В соответствующих международных актах отмечается, что «понятие «до приемлемых размеров» следует толковать в качестве ссылки на прежний доход пользующегося защитой лица». В Конвенции № 102 в разделе XI содержится в качестве приложения таблица (размер периодических выплат) размеров возмещения утраченного дохода - как правило, не ниже 50 %, которые сочтены Международной конференцией труда в каче­стве приемлемых для различных вероятных случаев (см. табл. 8). Более высокие нормы (Конвенция № 103 и Рекоменда­ция №95, Конвенция № 121 и Рекомендация № 121, Конвен­ция № 128 и Рекомендация №131, Конвенция № 130 и Реко­мендация № 134, Конвенция № 158 и Рекомендация № 176) по­вышают размер пособий на 5-15 пунктов в зависимости от каждого случая. В протоколе, приложенном к Европейскому кодексу социального обеспечения, зафиксированы аналогич­ным образом более высокие уровни пособий, что отражено также в пересмотренном Европейском кодексе. В последнем международном акте предусматривается, между прочим, до­полнительное повышение размера пособий для лиц, имеющих иждивенцев (на 10-15 пунктов).

Права застрахованных, уровни их защиты и перечень стра­ховых услуг основаны на размерах заработной платы, которая служит базой для исчисления страховых взносов, периодов уп­латы страховых взносов, других квалификационных характери­стиках социального страхования (возраст выхода на пенсию, на­пример). При этом не принимается во внимание степень нуж­даемости (как это имеет место при социальной помощи).

В социальном страховании (и особенно в пенсионном его сегменте) используется другой подход: размер страхового пла­тежа выражает степень солидарности с другими застрахован­ными (страхового сообщества) с учетом личного вклада от­дельного застрахованного (персонифицированный учет страхо­вых взносов). Другими словами, насколько ты поддерживаешь других своими страховыми взносами, настолько другие под­держивают тебя.

Таблица 8

Периодические выплаты типичному получателю в соответствии с Конвенцией МОТ № 102 [6, с. 1078]

Охватываемый случай

Типичный получатель

Процент от общей суммы общих доходов

Болезнь

Мужчина с женой и двумя детьми

45

Безработица

40

Старость

Мужчина с женой в пенсионном возрасте

40

Трудовое увечье:

нетрудоспособность

Мужчина с женой и двумя детьми

50

инвалидность

-//-

50

потеря кормильца

Вдова с двумя детьми

40

Беременность и роды

Женщина

45

Инвалидность

Мужчина с женой и двумя детьми

40

Потеря кормильца

Вдова с двумя детьми

40

Таким образом, условия предоставления выплат в системе социального страхования (пособий, пенсий), их размер и сроки взаимосвязаны с системой страховых взносов, что создает ме­ханизм заинтересованности застрахованных в уплате страхо­вых взносов и решает тем самым проблему учета индивидуаль­ного вклада застрахованных.

С учетом вышеприведенных характеристик экономиче­ской природы и функций социального страхования его опре­деление как экономической категории включает в себя со­вокупность экономических отношений социальных субъек­тов, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы и достигнутый в обществе уровень социальной защиты насе­ления, на основе солидарности и самоответственности за­страхованных и страхователей.

Организационно-правовой формой социального страхова­ния выступают, как правило, общества взаимного страхова­ния. Это связано с тем, что по своей природе они наиболее полно отвечают основополагающим принципам организации социального страхования - самоответственности и солидар­ной взаимопомощи его участников.

Следует при этом отметить, что целевая функция любого вида страхования состоит в перераспределении (или раскладке) убытков нескольких лиц (физических или юриди­ческих) между многими. В наиболее классической формуле выражения своего предназначения страхование описывает­ся как взаимный эквивалентный обмен рисками (потенци­альными убытками). Заинтересованные в реализации данной функции субъекты объединяются в общества взаимного страхования и формируют для этих целей страховой фонд, предназначенный для погашения будущих убытков. При этом в большинстве случаев не ставится дополнительная задача получения прибыли с помощью организации деятель­ности страхового фонда. То есть данная форма страхова­ния «довольствуется» возмещением убытков, а поэтому ос­новывается на бесприбыльном характере организации хо­зяйственной деятельности.

В этой связи экономический механизм взаимного страхо­вания построен на праве собственности средствами страхового фонда его участниками.

Таким образом общества взаимного страхования являются организациями уникальными и отличными от других видов стра­хования, так как их клиенты одновременно выступают их вла­дельцами: страхователь, уплачивая взносы (покупая полис), ста­новится совладельцем страхового общества, т.е. страховщиком.

Еще одна важная особенность взаимного страхова­ния - требования однородности состава участников обще­ства взаимного страхования, которые имеют схожие (идентичные) имущественные интересы и риски в хозяйст­венной или социальной сфере (социальные риски, связанные с вопросами найма персонала). Поэтому не может быть вза­имного обмена убытками, например между металлургиче­скими и сельскохозяйственными предприятиями, между транспортными организациями (авиационными, морскими, автомобильными) и организациями учебного профиля. При­рода, частота и тяжесть последствий убытков у них бу­дет существенно иной, что будет служить непреодолимы­ми препятствиями при выработке критериев справедливого распределения рисков.

В настоящее время общества взаимного страхования представляют собой достаточно распространенную форму на страховом рынке, особенно в сфере личного и социального страхования. Например, их доля в данном сегменте страхового рынка составляет в США - 53 %, Великобритании и ФРГ - около 50 %.

Причины возникновения обществ взаимного страхования различны, но среди них прежде, всего выделяется очевидное стремление страховщиков получать страховые услуги по себе­стоимости или достигать высоких гарантированных условий страхований (пенсионного, медицинского, от несчастных слу­чаев на производстве). Для обеспечения надежности и гарантированности в данной сфере формируются особые юридические лица, общества с ответственностью, ограниченной при этом не суммой оплаченных акций, а гарантиями оплаты будущих убытков (расходов). Данная задача решается с помощью зако­нов, в которых определяются обязательные элементы страхо­вания, правовой статус страховщиков, финансовые механизмы сбора и расходования средств, способы их контроля с позиции соблюдения эквивалентности взносов и выплат. Для этого фик­сируются наиболее принципиальные моменты организации данного вида страхования: страховые взносы обособляются от бюджетных средств различных уровней - как правило, отно­сятся на себестоимость производимой продукции, страховые услуги предоставляются также по себестоимости; суммы дохо­дов общества должны быть равны его расходам, включая четко регламентированные размеры по страховым резервам, расхо­дам на ведение дела, платежам на перестрахование рисков.

При этом законодательно проводится грань между страховыми взносами и налогами, подчеркивается, что страховые взносы носят строго целевой и возвратный ха­рактер (они как бы маркируются) по своей направленности на замещение конкретного вида убытков. В обязательном социальном страховании они предназначаются для замеще­ния заработной платы при наступлении определенных ви­дов социальных рисков: старость, болезнь, несчастный случай, безработица, Необходимость обеспечения консти­туционных гарантий на социальную защиту на конкретные виды социальных рисков обуславливают комплекс требова­ний по организации финансовых механизмов, где одним из основных которых является эквивалентность взносов и вы­плат.

Для этого применяется инструментарий актуарных расче­тов, позволяющих на основе достоверной статистики и про­гнозных расчетов демографической ситуации и положения на рынке труда проводить среднесрочные и долгосрочные оценки сбалансированности доходов и расходов, давать рекомендации по размерам страховых тарифов, уточнять уровни гарантиро­ванных выплат и предоставляемых услуг.