logo
Osnovy_sotsial'nogo_strakhovaniya

7.3. Пути решения первоочередных задач

Формирование систем обязательного социального страхо­вания является задачей крупного, национального масштаба. Требуется с учетом состояния экономики, национальных тради­ций и культуры определить правовые формы, разработать орга­низационные и экономические механизмы, обеспечивающие реализацию важнейших принципов социального страхования:

солидарной ответственности страхователей и за­страхованных за обеспечение социальных гарантий защиты застрахованных;

личной ответственности работников, включая и ма­териальное их участие, за формирование их прав как застрахованных (продолжительный страховой стаж, отказ от утаивания фактического размера заработной таты, сохране­ние своего здоровья и трудоспособности);

ответственности государства за состоянием право­вого поля социального страхования, за соблюдением социаль­ных гарантий прав работающих по защите от социальных (профессиональных) рисков, отказ от попыток использовать ресурсы обязательного социального страхования для других, пусть и важных, целей.

Законодательное воплощение этих принципов требует ре­шения ряда крупных задач, важнейшими из которых являются:

формирование собственного правового поля социально­го страхования, имеющего четкие законодательные рамки, фиксирующие и не допускающие смешиания с правовыми поля­ми личного страхования, с одной стороны, и социальной помо­щью, с другой;

разграничение функций и полномочий по организации и управлению системой и отдельными видами социального страхования основных социальных субъектов (работодателей, работников и государства), с ролевых их позиций - страхо­вателей, застрахованных, организующих и контролирующих органов;

формирование механизмов паритетного участия пред­ставителей всех субъектов обязательного социального стра­хования в процессе управления, а также определение форм, уровней и механизмов реализации социальных гарантий, обес­печиваемых различными видами социального страхования;

определение финансовых механизмов социального страхования с учетом формирования оптимальной нагрузки субъектов страхования, увязанной с политикой заработной платы, доходов и налоговой политики в странах СНГ, обособ­ление финансовой системы обязательного социального стра­хования от бюджетов всех уровней;

разработки инструментария и формирования инфра­структуры управления социальным страхованием - моделей актуарных расчетов, информационной базы, определение статуса актуарных центров, страховых организаций и трольных органов.

Крупный масштаб задач по построению институциональ­ной базы социального страхования в странах СНГ требует вы­работки адекватной для каждой из них модели социального страхования, разработки для этого соответствующей доктрины, позволяющей на научной основе иметь и реализовывать законы. Самым сложным, по-видимому, является глубокое осознание того, что без создания экономических, правовых и организаци­онных механизмов социального страхования невозможно нала­дить цивилизованное пенсионное обеспечение, эффективную помощь нуждающимся семьям, больным и инвалидам.

Социальное страхование имеет ключевое, определяю­щее значение для благополучия трудящихся, их семей и всего общества в целом. Его нормативная база входит в число ос­новных прав человека и является одним из важнейших средств достижения социального согласия в обществе, со­действуя тем самым социальному миру и участию в жизни общества всех социальных групп населения. Оно составляет неотъемлемую часть социальной политики правительств на индустриальных и постиндустриальных этапах развития и играет существенную роль в недопущении и снижении бед­ности. На основе профессиональной и общенациональной со­лидарности и справедливо организованной социальной за­щит, социальное страхование способствует укреплению че­ловеческого достоинства, равенства и социальной справедливости. Оно имеет также большое значение для политической интеграции, повышения индивидуального статуса и развития демократии.

Эти и ряд других качеств социального страхования вы­двигают задачу построения данного института социальной за­щиты в число приоритетных задач для стран СНГ в ближайшее десятилетие.

В этой связи обмен опытом стран СНГ в этой сфере пред­ставляется плодотворным направлением сотрудничества, орга­низацию которого представляется целесообразным проводить на постоянной основе, в рамках соответствующей совместной программы, органическими компонентами которой могли бы стать конференции, публикации, аналитическое и информаци­онное сопровождение.