6.2. Принципы организации социального страхования
Формирование национальной системы социального страхования в России обуславливает необходимость применения базовых принципов организации данного института социальной защиты.
Мировой, более чем столетний, опыт развития социального страхования позволяет в качестве основополагающих принципов и ядра его построения выделить следующие:
• личной (индивидуальной) материальной ответственности;
• солидарной взаимопомощи;
• оптимальной поддержки (субсидиарности).
• взаимной ответственности (реципрокности) по исполнению законом установленных обязанностей субъектами страховых отношений: государством, работодателями, работниками;
Принцип личной ответственности. Основополагающая роль, в организации социального страхования принадлежит принципу личной ответственности работников. Это обусловлено природой экономических отношений капиталистической формации. Предоставленная (формальная) правовая свобода гражданам, сопряжена с ответственностью каждого индивидуума принимать самостоятельные решения по поводу того, каким образом ему участвовать в экономической жизни общества и как обустраивать свою жизнь (выбор профессии, нацеленность на образование, готовность смены места жительства и места работы), что в итоге накладывает на каждого бремя ответственности за индивидуально принятые решения.
Данный принцип проистекает из базовых ценностей естественного и позитивного права: свободное развитие личности подразумевает личную ответственность человека перед собой, семьей и обществом. Считается, что человек наделен свободой, которая тесно сопряжена с ответственностью. Самостоятельное формирование и обустройство своей жизни неразрывно связано с личной предусмотрительностью и ответственностью за правильные решения и совершенные поступки.
Одной из сфер реализации принципа личной ответственности в рыночной экономике является сфера материального положения человека и, особенно, те жизненные ситуации, когда он не может своим трудом зарабатывать себе на жизнь: старость, болезнь, инвалидность, безработица. Человек Должен учитывать сам возможность наступления неблагоприятных периодов в своей жизни и заранее предусматривать упреждающие меры: резервировать материальные ресурсы, заботиться о своем здоровье, помогать членам общины и т.д.
В рыночной экономике для большинства работающих эту задачу помогают решить специально созданные для этого институты личного и социального страхования.
По мнению западногерманских ученых Зоколя, Лайенбаха и Кальтенбаха, для рыночной экономики принцип личной ответственности является основным принципом построения и развития национальных систем социального страхования, который воплощен в финансовом механизме компенсации последствий социального риска усилиями самих работников [21, с. 85]. Для этого сами работники должны делать взносы, т.е. выступать одновременно и страховщиками и застрахованными. Аргументируется это тем, что выплачиваемые пособия должны быть правом, а не помощью, а взносы самих застрахованных - служить средством для поддержания достоинства получателя пособия.
Такой подход в максимальной мере реализован в институте личного страхования, когда величина страховых выплат (сумм) строго соответствует размеру уплаченных страховых премий и определяется исходя из принципа эквивалентности: определенному риску соответствуют размеры платежа и страховых выплат.
В отличие от личного страхования, которое строится на основе договорных отношений и финансовых возможностей страхователей, а значит по схеме, когда выплаты полностью обеспечиваются взносами, для социального страхования принцип личной ответственности реализуется исходя из установок сохранения заработной платы. Поэтому страховые взносы и страховые выплаты должны стремиться к эквивалентности, хотя в полной мере ее не достигают не только по отношению друг к другу, но и к тому заработку (доходу), с которого они исчисляются. Обычно коэффициент замещения заработной платы варьируется в пределе 50-70 %.
Принцип солидарной взаимопомощи работодателей и работников. Индивидуальная ответственность за социальные риски не всегда может гарантировать страховую защиту. В жизни бывают ситуации, которые не зависят от отдельного человека, например, опасность техногенных катастроф или профессиональных рисков. Природа этих рисков обусловливается сложным комплексом технических, экономических и социальных причин.
Кроме того, страховое событие может наступить для застрахованного на ранних этапах его трудовой деятельности, когда он еще не накопил достаточных страховых прав, а значительная величина утраты трудоспособности и продолжительные временные периоды предстоящих выплат приводят к уязвимому положению застрахованного.
В этой связи требуется применение принципа солидарной взаимопомощи при организации социального страхования. Его смысл состоит во взаимной помощи: «сегодня я материально помогаю другим, ожидая при этом, что в случае, если наступит страховой случай со мной, и мне будет оказана материальная помощь».
Принцип субсидпарности. В формировании национальных систем социального страхования важное место занимает принцип субсидиарное (subsidium (лат.) - помощь, поддержка, субсидии), или оптимальной поддержки.
В середине XIX века существенный вклад в осмысление принципа субсидиарности внес фон Кеттелер (немецкий католический богослов и епископ г. Майнца) при разработке конституционного устройства германского государства исходя из потребностей федеративной ее модели.
Он, пожалуй, первым дал определение «субсидиарному праву», которое позволяет народу самостоятельно «самому обеспечить и совершить то, что он может сделать сам в своем доме, в своей общине, в своем отечестве... Тогда бы чрезмерному управлению и изданию несметных законов пришел бы конец» [22, с. 47]. Взгляды Кеттелера исходят из положения о том, что «каждый индивид должен иметь возможность осуществлять те права, которые он может осуществить. Государство, по-моему, не машина, а живой организм с живыми членами, в котором каждый член имеет свое собственное право, свою собственную функцию, устраивает свою собственную свободную жизнь. Такими членами являются: индивид, семья, община и т.д. Каждый нижележащий член свободно движется в своей сфере и пользуется правом свободного самоопределения и самоуправления. Только там, где нижележащий член этого организма более не в состоянии сам достичь своей цели или сам предотвратить угрожающую ему опасность, в его пользу начинает действовать вышележащий член» [22, с. 49].
Такой подход к пониманию роли человека определяющим образом влияет на формирование структурного устройства общества и государства, которое предполагает передачу вышестоящим инстанциям (например, в системе: семья - община -регион- республика- федеральный центр) только тех полномочий, которые не могут быть выполнены на нижестоящем уровне [22, с. 50-53].
Исходя из такого представления о сущности принципа субсидиарности при формировании механизмов оптимальной поддержки членов общества ставится и решается ряд взаимосвязанных вопросов:
• каков оптимальный объем опеки государства по отношению к семье, гражданину и общественным структурам?
• каковы механизмы обеспечения права на самоответственность личности и общественных структур с позиции возможности самостоятельно выполнять задачи и функции жизнеобеспечения?
Принцип взаимной ответственности (реципрокности) по исполнению законом установленных обязанностей субъектами страховых отношений проистекает из публичного правового характера института обязательного социального страхования.
В демократическом обществе индивид вступает в трудовые отношения, в которых его индивидуальная ответственность (по поводу защиты от социальных рисков) должна подкрепляться не только правовыми нормами закона, но и взаимной ответственностью государства и работодателя.
Другими словами, институт социального страхования может эффективно функционировать только в случае, когда все субъекты правоотношений социально ответственны за исполнение установленных обязанностей.
Это во многом объясняет возможность появления и эффективного функционирования института социального страхования в Западной Европе. В западной цивилизации социальная ответственность подданного, а позднее и гражданина, превратилась в общепринятую норму во многом благодаря таким правовым институтам, как вассалитет и публичный суд. Вассальный договор предполагал ответственность властителя и его подданного за выполнение обоюдных обязательств. Известный историк Марк Блок отмечает такую характерную черту западного феодализма, в общественной жизни которого существенную роль играл договор, обязательный для властителей. Если обоюдные обязательства не выполнялись, то независимый (публичный) суд устанавливал ответственность каждой из договаривающихся сторон и подтверждал соответствующие права и обязанности.
В российском социуме государственная власть еще не сформировала механизмов, основанных на реципрокном поведении. Так, зачастую без должной методологической и правовой проработки государство меняет законодательство в сфере социального обеспечения: вводит и отменяет страховой взнос работников (в размере 1% заработной платы) в Пенсионный фонд России; вводит и отменяет страхование по безработице; использует не по назначению финансовые ресурсы Фонда социального страхования, Пенсионного фонда России, не обеспечивает реализацию накопленных пенсионных прав, заработанных по ранее действовавшим пенсионным законам.
Ответственность государства за надлежащую организацию социальной защиты населения зафиксирована в Конституции Российской Федерации и международных документах.
В преамбуле Всеобщей декларации прав человека отмечается, что «государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод».
Конвенция № 102 касается этой темы, давая в статье 71.3 следующее определение: «член Организации берет на себя общую ответственность за надлежащее предоставление пособий, предусмотренных в соответствии с настоящей Конвенцией, и принимает с этой целью все необходимые меры; он обеспечивает, чтобы в случаях, когда это требуется, необходимые статистические обследования и расчеты, связанные с финансовым балансированием, проводились периодически и во всяком случае до какого-либо изменения в размерах пособий, ставок страховых взносов или налогов, идущих на финансирование охватываемых случаев страхования». А в статье 72.2 содержится даже следующее положение: «член Организации принимает на себя общую ответственность за надлежащее руководство соответствующими учреждениями и службами при применении данной Конвенции».
Толкование «общая ответственность» государства конечно, в значительной степени различается в разных странах, например, может принимать форму утверждения основных правил руководства или доходить до того, что брать на себя непосредственное осуществление некоторых или всех процедур принятия решения.
В этой связи достаточно упомянуть о том, что в ходе подготовки к принятию Конвенции № 102 отмечалось, что «международная регламентация должна, прежде всего, уделять внимание эффективности и последствиям применения различных методов, не обращая большого внимания на их форму».
Такой простой и гибкий подход позволяет, используя руководящие принципы для общего использования, совместимые с различными формами национальной организации управления социальным обеспечением, стремиться к тому, чтобы государство полностью не отказалось от своей ответственности, ссылаясь, например, на децентрализацию задач и на необходимость учитывать преимущественное значение рыночных отношений.
- Основы социального страхования
- Введение
- Раздел I место и рольсоциального страхования в системе социальной защиты работников
- Глава 1 категория, формы и механизмы социальной защиты
- 1.1. Социально-экономическое содержание категории «социальная защита» работников
- 1.2. Формы и механизмы социальной защиты
- Глава 2 эволюция доктрин и национальных систем социальной защиты
- 2.2. Этапы развития систем социальной защиты в западных странах
- 2.3. Эволюция социальной защиты в России
- Глава 3 институты социальной защиты и современные задачи их развития в россии
- 3.1. Институты социальной защиты: теория вопроса
- 3.2. Институты социальной защиты: сравнительный анализ
- 3.3. Системные проблемы становления института обязательного социального страхования в России
- Глава 4 актуарные расчеты - методологическая основа социального страхования
- 4.1. Актуарные методы - важнейшее условие обоснования пенсионного страхования
- 4.2. Актуарная модель и системные проблемы
- 4.3. Законодательное обеспечение актуарной деятельности
- Раздел III
- Глава5 предмет социального страхования
- 5.1. Категории и виды социального страхования
- Классификация видов страхования
- 5.2. Вероятностный характер социальных рисков и функции социального страхования
- Глава 6 теоретические основы социального страхования и эволюция формирования страховых механизмов
- 6.1. Исторические и теоретические предпосылки формирования культуры социального страхования
- 6.2. Принципы организации социального страхования
- 6.3. Сравнительный анализ отечественной и западной моделей социального страхования
- Раздел IV пути формирования отечественной системы социального страхования
- Глава 7 вопросы институционального построения национальных систем социального страхования в странах снг
- 7.1. Модернизация систем социальной защиты и место в ней социального страхования
- 7.2. Трудности и «болезни роста» социального страхования
- 7.3. Пути решения первоочередных задач
- Глава 8 задачи формирования системы социального страхования в россии
- 8.1. Проблемы перехода от системы государственного социального обеспечения к системе социального страхования
- 8.2. Концептуальные основы формирования системы социального страхования в России
- 8.3. Организация социального страхования: законодательное закрепление гарантий
- 8.4. Формирование рыночной модели финансирования социального страхования
- 8.5. Организационно-управленческие вопросы
- 8.6. Стратегия и тактика предстоящих реформ системы социальной защиты
- Литература
- Содержание
- 105005, Москва, Елизаветинский пер., д. 6, офис 23