logo
Osnovy_sotsial'nogo_strakhovaniya

6.2. Принципы организации социального страхования

Формирование национальной системы социального стра­хования в России обуславливает необходимость применения базовых принципов организации данного института социаль­ной защиты.

Мировой, более чем столетний, опыт развития соци­ального страхования позволяет в качестве основополагаю­щих принципов и ядра его построения выделить следующие:

личной (индивидуальной) материальной ответст­венности;

солидарной взаимопомощи;

оптимальной поддержки (субсидиарности).

взаимной ответственности (реципрокности) по ис­полнению законом установленных обязанностей субъектами страховых отношений: государством, работодателями, работниками;

Принцип личной ответственности. Основополагающая роль, в организации социального страхования принадлежит принципу личной ответственности работников. Это обуслов­лено природой экономических отношений капиталистической формации. Предоставленная (формальная) правовая свобода гражданам, сопряжена с ответственностью каждого индиви­дуума принимать самостоятельные решения по поводу того, каким образом ему участвовать в экономической жизни обще­ства и как обустраивать свою жизнь (выбор профессии, наце­ленность на образование, готовность смены места жительства и места работы), что в итоге накладывает на каждого бремя от­ветственности за индивидуально принятые решения.

Данный принцип проистекает из базовых ценностей есте­ственного и позитивного права: свободное развитие личности подразумевает личную ответственность человека перед собой, семьей и обществом. Считается, что человек наделен свободой, которая тесно сопряжена с ответственностью. Самостоятельное формирование и обустройство своей жизни неразрывно связано с личной предусмотрительностью и ответственностью за пра­вильные решения и совершенные поступки.

Одной из сфер реализации принципа личной ответствен­ности в рыночной экономике является сфера материального положения человека и, особенно, те жизненные ситуации, ко­гда он не может своим трудом зарабатывать себе на жизнь: ста­рость, болезнь, инвалидность, безработица. Человек Должен учитывать сам возможность наступления неблагоприятных пе­риодов в своей жизни и заранее предусматривать упреждаю­щие меры: резервировать материальные ресурсы, заботиться о своем здоровье, помогать членам общины и т.д.

В рыночной экономике для большинства работающих эту задачу помогают решить специально созданные для этого ин­ституты личного и социального страхования.

По мнению западногерманских ученых Зоколя, Лайенбаха и Кальтенбаха, для рыночной экономики принцип личной от­ветственности является основным принципом построения и развития национальных систем социального страхования, кото­рый воплощен в финансовом механизме компенсации послед­ствий социального риска усилиями самих работников [21, с. 85]. Для этого сами работники должны делать взносы, т.е. выступать одновременно и страховщиками и застрахован­ными. Аргументируется это тем, что выплачиваемые пособия должны быть правом, а не помощью, а взносы самих за­страхованных - служить средством для поддержания дос­тоинства получателя пособия.

Такой подход в максимальной мере реализован в институ­те личного страхования, когда величина страховых выплат (сумм) строго соответствует размеру уплаченных страховых премий и определяется исходя из принципа эквивалентности: определенному риску соответствуют размеры платежа и стра­ховых выплат.

В отличие от личного страхования, которое строится на основе договорных отношений и финансовых возможностей страхователей, а значит по схеме, когда выплаты полностью обеспечиваются взносами, для социального страхования прин­цип личной ответственности реализуется исходя из установок сохранения заработной платы. Поэтому страховые взносы и страховые выплаты должны стремиться к эквивалентности, хо­тя в полной мере ее не достигают не только по отношению друг к другу, но и к тому заработку (доходу), с которого они исчис­ляются. Обычно коэффициент замещения заработной платы варьируется в пределе 50-70 %.

Принцип солидарной взаимопомощи работодателей и работников. Индивидуальная ответственность за социальные риски не всегда может гарантировать страховую защиту. В жизни бывают ситуации, которые не зависят от отдельного че­ловека, например, опасность техногенных катастроф или про­фессиональных рисков. Природа этих рисков обусловливается сложным комплексом технических, экономических и социаль­ных причин.

Кроме того, страховое событие может наступить для за­страхованного на ранних этапах его трудовой деятельности, ко­гда он еще не накопил достаточных страховых прав, а значи­тельная величина утраты трудоспособности и продолжитель­ные временные периоды предстоящих выплат приводят к уязвимому положению застрахованного.

В этой связи требуется применение принципа солидарной взаимопомощи при организации социального страхования. Его смысл состоит во взаимной помощи: «сегодня я материально помогаю другим, ожидая при этом, что в случае, если наступит страховой случай со мной, и мне будет оказана материальная помощь».

Принцип субсидпарности. В формировании националь­ных систем социального страхования важное место занимает принцип субсидиарное (subsidium (лат.) - помощь, под­держка, субсидии), или оптимальной поддержки.

В середине XIX века существенный вклад в осмысление принципа субсидиарности внес фон Кеттелер (немецкий като­лический богослов и епископ г. Майнца) при разработке кон­ституционного устройства германского государства исходя из потребностей федеративной ее модели.

Он, пожалуй, первым дал определение «субсидиарному праву», которое позволяет народу самостоятельно «самому обеспечить и совершить то, что он может сделать сам в своем доме, в своей общине, в своем отечестве... Тогда бы чрезмер­ному управлению и изданию несметных законов пришел бы конец» [22, с. 47]. Взгляды Кеттелера исходят из положения о том, что «каждый индивид должен иметь возможность осуще­ствлять те права, которые он может осуществить. Государство, по-моему, не машина, а живой организм с живыми членами, в котором каждый член имеет свое собственное право, свою соб­ственную функцию, устраивает свою собственную свободную жизнь. Такими членами являются: индивид, семья, община и т.д. Каждый нижележащий член свободно движется в своей сфере и пользуется правом свободного самоопределения и са­моуправления. Только там, где нижележащий член этого орга­низма более не в состоянии сам достичь своей цели или сам предотвратить угрожающую ему опасность, в его пользу начи­нает действовать вышележащий член» [22, с. 49].

Такой подход к пониманию роли человека определяющим образом влияет на формирование структурного устройства об­щества и государства, которое предполагает передачу выше­стоящим инстанциям (например, в системе: семья - община -регион- республика- федеральный центр) только тех полно­мочий, которые не могут быть выполнены на нижестоящем уровне [22, с. 50-53].

Исходя из такого представления о сущности принципа субсидиарности при формировании механизмов оптимальной поддержки членов общества ставится и решается ряд взаимо­связанных вопросов:

• каков оптимальный объем опеки государства по отно­шению к семье, гражданину и общественным структурам?

• каковы механизмы обеспечения права на самоответст­венность личности и общественных структур с позиции воз­можности самостоятельно выполнять задачи и функции жизне­обеспечения?

Принцип взаимной ответственности (реципрокности) по исполнению законом установленных обязанностей субъ­ектами страховых отношений проистекает из публичного правового характера института обязательного социального страхования.

В демократическом обществе индивид вступает в трудо­вые отношения, в которых его индивидуальная ответственность (по поводу защиты от социальных рисков) должна подкреп­ляться не только правовыми нормами закона, но и взаимной ответственностью государства и работодателя.

Другими словами, институт социального страхования мо­жет эффективно функционировать только в случае, когда все субъекты правоотношений социально ответственны за испол­нение установленных обязанностей.

Это во многом объясняет возможность появления и эф­фективного функционирования института социального страхо­вания в Западной Европе. В западной цивилизации социальная ответственность подданного, а позднее и гражданина, превра­тилась в общепринятую норму во многом благодаря таким пра­вовым институтам, как вассалитет и публичный суд. Вассаль­ный договор предполагал ответственность властителя и его подданного за выполнение обоюдных обязательств. Известный историк Марк Блок отмечает такую характерную черту запад­ного феодализма, в общественной жизни которого существен­ную роль играл договор, обязательный для властителей. Если обоюдные обязательства не выполнялись, то независимый (публичный) суд устанавливал ответственность каждой из до­говаривающихся сторон и подтверждал соответствующие права и обязанности.

В российском социуме государственная власть еще не сформировала механизмов, основанных на реципрокном поведении. Так, зачастую без должной методологической и право­вой проработки государство меняет законодательство в сфере социального обеспечения: вводит и отменяет страховой взнос работников (в размере 1% заработной платы) в Пенсионный фонд России; вводит и отменяет страхование по безработице; использует не по назначению финансовые ресурсы Фонда со­циального страхования, Пенсионного фонда России, не обеспе­чивает реализацию накопленных пенсионных прав, заработан­ных по ранее действовавшим пенсионным законам.

Ответственность государства за надлежащую организа­цию социальной защиты населения зафиксирована в Конститу­ции Российской Федерации и международных документах.

В преамбуле Всеобщей декларации прав человека отме­чается, что «государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод».

Конвенция № 102 касается этой темы, давая в статье 71.3 следующее определение: «член Организации берет на себя об­щую ответственность за надлежащее предоставление пособий, предусмотренных в соответствии с настоящей Конвенцией, и принимает с этой целью все необходимые меры; он обеспечи­вает, чтобы в случаях, когда это требуется, необходимые стати­стические обследования и расчеты, связанные с финансовым балансированием, проводились периодически и во всяком слу­чае до какого-либо изменения в размерах пособий, ставок стра­ховых взносов или налогов, идущих на финансирование охва­тываемых случаев страхования». А в статье 72.2 содержится даже следующее положение: «член Организации принимает на себя общую ответственность за надлежащее руководство соот­ветствующими учреждениями и службами при применении данной Конвенции».

Толкование «общая ответственность» государства конеч­но, в значительной степени различается в разных странах, на­пример, может принимать форму утверждения основных правил руководства или доходить до того, что брать на себя непо­средственное осуществление некоторых или всех процедур принятия решения.

В этой связи достаточно упомянуть о том, что в ходе под­готовки к принятию Конвенции № 102 отмечалось, что «меж­дународная регламентация должна, прежде всего, уделять вни­мание эффективности и последствиям применения различных методов, не обращая большого внимания на их форму».

Такой простой и гибкий подход позволяет, используя руко­водящие принципы для общего использования, совместимые с различными формами национальной организации управления со­циальным обеспечением, стремиться к тому, чтобы государство полностью не отказалось от своей ответственности, ссылаясь, на­пример, на децентрализацию задач и на необходимость учитывать преимущественное значение рыночных отношений.