logo
Денежное обращение, кр 2008

6.10.2.6 Благотворительные фонды

Развитие благотворительных фондов также связано с рядом обстоятельств. Во-первых, благотворительность стала частью предпринимательства. Во-вторых, создание благотворительных фондов имеет весьма прагматичную причину - стремление владельцев крупных личных состояний избежать больших налогов при передаче наследств и дарении. Последнее обстоятельство наиболее важное и определяющее, поскольку позволяет крупным собственникам укрывать свои капиталы от обложения подоходным налогом и налогом на наследство.

Создавая благотворительные фонды, крупные собственники и корпорации финансируют: образование (университеты, колледжи, школы), научно-исследовательские институты, центры искусств, церкви, различные общественные организации. Передача средств в благотворительные фонды осуществляется в виде крупных денежных поступлений или пакетов акций. За счет этого благотворительные фонды действуют на рынке капиталов, вкладывая средства в различные ценные бумаги или получая дивиденды с переданных им ценных бумаг, и таким образом увеличивают свой капитал.

Пассивные операции благотворительных фондов складываются из благотворительных поступлений в виде денежных средств и ценных бумаг, а активные - из вложений в различные ценные бумаги, включая государственные, а также в недвижимость. Большую часть активов (более 90%) составляют акции и облигации корпораций. Приоритет в создании благотворительных фондов принадлежит США. В этой стране они начали создаваться еще в довоенные годы на базе крупнейших личных состояний Карнеги, Форда, Рокфеллера и других богатых семейств. В последующие годы представители других крупных состояний тоже стали организовывать благотворительные фонды. Большое количество фондов возникло в юго-западной части страны (Калифорния, Техас, Невада, Луизиана). В послевоенные годы начали создаваться аналогичные фонды в странах Западной Европы и Японии.

Как правило, благотворительная деятельность крупных банкиров и промышленников в области образования, здравоохранения, культуры, искусства используется в их интересах в качестве имиджа и рекламы. Колледжи, институты и университеты готовят на их средства кадры, т.е. человеческий капитал, который впоследствии приносит высокие прибыли крупнейшим корпорациям и увеличивает капитал первоначальных благотворительных пожертвований. Благотворительные фонды активно работают на рынке ценных бумаг и проводят различные операции, связанные с покупкой и продажей акций и облигаций.

6.9. Банковская прибыль, ее источники,

ликвидность банков

Как во всякой другой сфере на вложенный капитал, кредитные учреждения стремятся получить прибыль. Типичным доходом здесь является банковская прибыль, которая получается благодаря эффек­тивности всех операций банка. Вначале определяется валовая при­быль банка по операциям и элементам. Сюда включаются, прежде всего, доходы от учетно-ссудных операций (проценты по ссудам), дивиденды и проценты от ценных бумаг, прибыль от учредительства и биржевых сделок, комиссионные от переводных и доверительных операций, доходы от заграничных кредитов, валютных операций. Доходы банка по операциям обеспечивают превышение ссудного процента над процентами по депозитам, которые банк выплачивает своим клиентам за хранение денежных средств на счетах банка. Ссудный процент обеспечивает доход банка в форме маржи. Если из этой маржи (суммы операционных доходов) вычесть расходы на зарплату и жалование служащим, на выплату процентов по вкладам, на материально-техническое оснащение банка, то в распоряжении банка остается чистая прибыль. Из нее выплачиваются налоги, де­лаются перечисления в резервные фонды, выплачиваются дивиден­ды акционерам. Отношение чистой прибыли к собственному капита­лу представляют норму банковской прибыли, которая тяготеет к средней норме прибыли в народном хозяйстве.

Благодаря конкуренции поддерживается перелив капитала из одной сферы в другую, хотя монополизация банковской деятельно­сти может препятствовать такому переливу. Крупнейшие банки мо­гут использовать свое положение и высоко прибыльные операции (учредительство, биржевые спекуляции и др.) для увеличения своих прибылей.

С прибыльностью банков тесно связано понимание банков­ской ликвидности. Прежде всего, это понятие предполагает сбалан­сированность деятельности банка, устранение диспропорции по его операциям. Если, например, банк за счет краткосрочных ресурсов выдает большое число долгосрочных кредитов или вкладывает чрез­мерно большое количество средств в ценные бумаги, то ресурсы банка становятся все более замороженными и, значит, менее ликвидными. Средства вкладчиков могут быть востребованы в любой момент, и, если банк не способен удовлетворить их он оказывается банкротом. Ликвидность банка состоит в том, чтобы поддерживать свою способность в срок погашать обязательства. А эта способность определяется соотношением активов и пассивов, а также отношени­ем активов к собственному капиталу банка. При этом нет необходи­мости поддерживать абсолютную ликвидность, добиваться точного соответствия активов пассивам на каждый срок. Определенные по­вышения активов пассивами могут быть даже необходимы. Но фор­мально важно поддерживать баланс банка и особенно важно при­держиваться таких показателей ликвидности, как соотношения акти­вов и пассивов по срокам.

В наше время компьютеризации и информатизации эффектив­ность работы банка зависит от его технического оснащения. Высо­копроизводительная техника помогает повышать эффективность конторского труда, снижать издержки и повышать прибыльность операций. Современное техническое оснащение банков предполагает компьютеризацию расчетов, применение новейшей электронной техники, механизацию операций. Толчком к такой механизации по­служило быстрое увеличение чекового оборота (7-10 % в год) и необходимость сокращать гигантские затраты на него (6-10 млн. долл.).

Первая полностью автоматизированная электронная установка для обработки чеков и ведения текущих счетов была применена в 1959 г. в США в одном из отделений «Бэнк оф Америка». Затем стали создаваться электронные поточные линии для обработки чеков и других видов платежной банковской документации. Сюда входили сортировочные и считывающие аппараты, печатные устройства.

С конца 60-х годов стали применяться более совершенные ЭВМ третьего поколения, позволяющие использовать дистанционные устройства, выносные пульты (терминалы), которые быстро дают сведения о состоянии счета клиентов, осуществляют начисления и списания по счетам, делают начисления процентов и записи остатков. В 70-х годах были созданы расчетные центры для обслуживания различных фирм, учреждений, торговых организаций и служб услуг. Каждый такой центр способен обслуживать 6 млн. абонентов, а система таких центров способна работать на 100 млн. и более владельцев счетов. В таких центрах применяются пластиковые карточки с необходимой информацией. В США уже в 80-е годы стали действовать системы автоматического перечисления заработной платы на банковские счета. Зарплата работников государственных учреждений и средства по специальному страхованию стали переводиться тоже безналично. Затем стали вводиться системы безналичной оплаты коммунальных услуг. Постепенно создавалась автоматизированная система расчетов по всему народному хозяйству. Хотя продолжают еще существовать и элементы старой системы расчетов. Но уже к началу 1983 г. в США имелось 38 тыс. автоматов-кассиров, и потребителями использовалось более 120 млн. дебетовых карточек. Значит, уже тогда на одну семью приходилось 15 карточек и осуществлялось 1,5 млрд операций. Пластиковые карточки имеют теперь три магнитные дорожки, на которых могут фиксироваться и переда­ваться до 100 слов, цифр, знаков. Внедряются более совершенные коды и секретные знаки, гарантирующие их от подделки и использования посторонними лицами. Банковская система России, начиная с 1987 г., претерпела существенные преобразования. Однако она еще далека от требований рыночной экономики.