logo
Денежное обращение, кр 2008

10.5. Платежный баланс и управления внешним долгом

Валютная система государств повсюду регулируется и поддержи­вается при помощи платёжных балансов, на чьих статьях отража­ются операции по международным экономическим связям страны с другими странами. Платёжный баланс представляет собой соот­ношения платежей, произведенных страной за границей, поступлений, полученных ею из-за границы за определённый период вре­мени (месяц, квартал, год).

Приведем гипотетический пример подобного платежного баланса(таблица 1):

Таблица 1

Пример платежного баланса(условный):

№ п/п

Платежи

Наименование

Сумма

Сальдо

1.

Счет текущих операций

1.

Товарный экспорт

+250

2.

Товарный импорт

-500

3.

Сальдо балансов внешней торговли

-250

4.

Экспорт услуг

+90

5.

Импорт услуг

-40

6.

Сальдо баланса товаров и услуг

-200

7.

Чистые доходы от инвестиций

+20

8.

Чистые денежные переводы

-10

9.

Сальдо баланса по текущим операциям

-190

2.

Счет движения капиталов

10.

Приток капитала

+200

11.

Отток капитала

-60

12.

Баланс движения капиталов

+100

13.

Баланс по текущим операциям и движения капиталов

-50

3.

Официальные резервы

+50

14.

Сальдо платежного баланса

0

Различают платёжный баланс по текущим операциям и баланс движения капиталов и кредитов. Текущие операции фиксируют торго­вый баланс - соотношение стоимости экспорта и импорта товаров страны за соответствующий период. К текущим операциям относят так же платежи по услугам - по транспорту, по страхованию, комиссионным операциям, туризму, проценты и дивиденды по капиталовложениям, платежи по лицензиям за использование изобретений и патентов.

Платежи по экспорту и импорту государственного и частного, долгосрочного и краткосрочного капиталов отражаются в платёжном балансе как балансе капиталов и кредитов. Сюда записывают объемы прямых и портфельных инвестиций, склады в банках, коммерческие кредиты, специальные финансовые операции и др.

До 1992 года платёжный баланс России составлялся по мето­ду, отличному от международной практики. С этого года он впервые стал составляться по методологии МВФ.

Платёжный баланс России по текущим опе­рациям за 1995 год (млрд. долл. США) отражен в таблице 2.

Таблица 2

Платёжный баланс России по текущим опе­рациям за 1995 год (млрд. долл. США):

Наименование операций

Кредит

Дебет

Сальдо

Счет текущих операций

99,4

87,1

12,3

Торговый баланс

81,6

58,9

22,7

Экспорт товаров

81,6

Импорт товаров

58,9

Нефакторные услуги

12,4

20,6

-8,2

Баланс услуг, труда и капитала

4,3

7,1

-2,8

Текущие трансферты

1,1

0,6

0,5

Из баланса следует, что счёт текущих операций сведён с положи­тельным сальдо в 12,3 млрд. долларов. Это свидетельство положитель­ного сальдо по торговому балансу. А баланс международных услуг име­ет отрицательный результат, поскольку для России дефицитными ока­зались туристские и строительные услуги. Кроме того, в 1995 году отрицательным оказался баланс по капиталу (-11,1 млрд. долл.), по­скольку оказался большим вывоз капиталов за границу (-20 млн. долл.). Значительные суммы капиталов оседают на счетах Западных банков.

Платёжный баланс конкретизируется каждый год в расчёт­ный баланс, в котором представляются требования и обязательства страны по отношению к зарубежным странам. В отличие от платёж­ного баланса, в расчётный баланс входят все требования и обяза­тельства, по которым страна не произвела платежи за предыдущие периоды. Страна по платежам за границу может выступать либо должником, либо кредитором. Внешняя задолженность может рас­ти и сокращаться. Рост внешнего долга отрицательно сказывается на развитии экономики страны и её состоянии денежной системы, увеличивается расходная статья в государственном бюджете на обслуживание долга, значит, нужно уменьшать расходы государства по другим экономическим и социальным потребностям.

Таблица 3

Характеристика внешнего и внутреннего долга России:

Вид долга

Год

1996

1997

1998

2002

Внутренний

316

560

786

3500

Внешний

690

766

887

4305

Справочно: млрд. долл.

124,1

136,8

148

150

курс долл.

5,56

5,96

6,3

28,7

Государственный - всего

1006

1326

1637

7805

К сожалению, в последние пятнадцать лет внешний долг Рос­сии постоянно возрастал. Если в 1985 году внешний долг составлял сумму 28,3 млрд. долларов, то в 1990 году он увеличился до 59,8 млрд., в 1996 году до 130 млрд., а в 1998 году он равнялся 140, а в 1999 году он вырос до 157 млрд. долларов. А по некоторым данным, он составил в 1999 году сумму 202,9 млрд. долларов. Из этой суммы рестуктурированный долг бывшего СССР, который Россия взяла на себя, соста­вил 123,3 млрд. долларов (154 % от общей его суммы), долги Россий­ских компаний - 25 млрд. долларов (12%), платежи по Евробондам - 16,2 млрд. долларов (8 %), платежи по облигациям внутреннего займа - 11,4 млрд. долларов (6%), долги Российских банков - 19,2 млрд. долларов (9 %). Прочие долги 2,8 млрд. долларов (1%). Структура и платежи по внешнему долгу России с учётом долгов СССР (по данным Министерства Финансов РФ) представлены в таблице 4.

Таблица 4

Структура и платежи по внешнему долгу России с учётом долгов СССР (по данным Министерства Финансов РФ)

Вид долга

Общая сумма (долл.)

Сумма выплат в 1999г. (долл.)

Еврооблигации

15,85 млрд.

1,66 млрд.

ОВВЗ (3й, 4й и 5й выпуски и долги бывшего СССР)

нет данных

1,66 млрд.

Долги Лондонскому клубу

32,3 млрд.

2,22 млрд.

Долги Парижскому клубу

38,7 млрд.

3,7 млрд.

Другие долги СССР

нет данных

210,2 млрд.

Торговые соглашения СССР

нет данных

728,8 млн.

Долги перед МВФ

18,9 млрд.

5,8 млрд.

Долги ВБ

900 млн.

900 млн.

Долги по двухсторонним соглашениям

нет данных

1,1 млрд.

Выплаты по этим долгам превышают возможности планового бюджета. Это означает погашение задолженности не за счет внеш­него финансирования, а за счет того, что правительство заимствует у ЦБ, и значит за счет дополнительной эмиссии.

Государство в международной экономической системе долж­но овладевать и современными методами управления внешним дол­гом. В настоящее время для каждого государства приобретает ис­ключительное значение управление внешним долгом.

Чтобы отодвинуть сроки погашения займа, государство обыч­но прибегает к практике конверсии государственных займов, т. е. к системе мероприятий, которые помогают отсрочить погашение зай­ка, превратить краткосрочные обязательства государства в средние и долгосрочные обязательства. Для этого казначейство может, на­пример, обменять (с согласия инвесторов) свои краткосрочные обя­зательства на средне- и долгосрочные - бумаги. Оно может также вы­купить свои краткосрочные обязательства за счет выпуска нового долгосрочного займа под более высокий процент. Но надо иметь в ви­ду, что такие мероприятия дают временный эффект, но не упрочи­вают стабильность бюджета, поскольку общая сумма задолженнос­ти возрастает с увеличением процентных ставок.

Управление государственным долгом предполагает не просто сбалансирование бюджета и покрытие его дефицита. Задача заклю­чается в том, чтобы добиваться макроэкономического регулирова­ния, при котором увеличивается занятость, гасятся циклические ко­лебания, растет деловая активность, повышается общий уровень платежеспособного спроса населения. Такая политика представляет собой сложное манипулирование увеличением расходов бюджета и снижением налогов. Увеличение государственных расходов повы­шает в стране объем совокупного спроса, а понижение налогов созда­ет более благоприятные условия для увеличения капиталовложе­ний, особенно для средних и мелких предприятий. При этом дефи­цитность государственного бюджета не должна увеличиваться, не должна углубляться инфляция. Дефицит бюджета может быть пас­сивным, если государственные доходы сокращаются в результате падения экономической активности. Такая практика имеет место у нас в Российской Федерации в настоящее время. Но если дефицит бюджета связан с ростом деловой активности в стране и создаются условия для его сокращения, то такой дефицит получил название ак­тивного. Идею активного дефицита предлагают использовать пред­ставители неокейнсианского направления в экономической науке. Они особенно активно предлагали ее в послевоенный период. Нужно только следить за тем, чтобы активные бюджетные дефициты не спо­собствовали монетаризации долга, бесконтрольному увеличению де­нежной массы и обесцениванию национальных валют. Необходимо периодически «охлаждать» экономику и избегать инфляционного ее перегрева. Государству нужно осторожно проводить и дефляционные (антиинфляционные) мероприятия, которые приводят к сокращению государственных расходов, удорожанию кредита, сжатию денежной массы. А это, в свою очередь, способствует уменьшению капиталовложений, совокупного спроса, увеличению безработицы. В таком противоречии процессе государство должно выбирать приоритеты, ставить конкретные цели в решении комплексных про­блем денежного обращения, экономической активности в стране, проблем социальной сферы.

Специальные проблемы внешней задолженности государства решаются и использованием международного кредита. Поскольку экономическая жизнь все больше интернационализируется, по­стольку должна повышаться активность государства в использова­нии заемных средств за рубежом. Необходимо учитывать, что по внешним операциям заемщиками выступают транснациональные компании и транснациональные банки, различного рода фонды, а также иностранные правительственные органы. Государства за­имствуют ссудные капиталы в наднациональных рынках ссудных капиталов. Поэтому необходимо выгодно использовать межгосудар­ственные соглашения о внешних займах, точнее фиксировать валю­ты и их паритеты на момент выпуска займа. Банки и предприятия на национальных рынках размещают внешние займы на основе госу­дарственных лицензии.

Необходимо учитывать, что внешний государственный долг страны образуется теперь как на межправительственной основе, так и на основе кредитов частных банков, их консорциумов. Послед­ние будут выступать все активнее на международном рынке ссуд­ных капиталов по мере развития открытости нашей экономики. По своему характеру различаются долгосрочный и краткосрочный внешний государственный долг. Жаль, что только в последнее вре­мя наша страна стала использовать практику внешних займов на облигационной основе.

Кроме того, надо учитывать объем задолженности стране со стороны других государств. Ведь многие страны должны России больше, чем она должна развитым странам. Необходимо уметь про­давать долги нуждающимся. Понятно, что рост задолженности РФ связан и с трудностями переходного периода. Для преодоления эко­номического кризиса, охватившего все отрасли экономики России, приходится прибегать к иностранным кредитам, инвестициям, гу­манитарной помощи. Примечательно сравнение двух стран в этом плане. Если США с 1980-х годов стала нетто-кредитором, а до этого выступала страной нетто-должником (чистая задолженность США превышает 10% ВНП и достигла более триллиона долларов), то Россия по необходимости перестроечного периода стала нетто-должником. Ее внешний долг составляет более 10% ВНП. К тому же Россия взяла на себя и внешние долги других стран, входящих ранее в СССР как союзные республики. Не надо забывать, что международный кредит дает возможность привлекать дополнительные средства для покрытия дефицита бюджета и для развития экономики страны. Не забудем также, что с ростом внешней задолженности обостряется проблема зависимости экономики от кредиторов и дебиторов, кото­рая часто становится неподконтрольной для национальных средств. Все перечисленное надо иметь в виду при управлении внешним дол­гом. Управление им должно быть системным.