10.5. Платежный баланс и управления внешним долгом
Валютная система государств повсюду регулируется и поддерживается при помощи платёжных балансов, на чьих статьях отражаются операции по международным экономическим связям страны с другими странами. Платёжный баланс представляет собой соотношения платежей, произведенных страной за границей, поступлений, полученных ею из-за границы за определённый период времени (месяц, квартал, год).
Приведем гипотетический пример подобного платежного баланса(таблица 1):
Таблица 1
Пример платежного баланса(условный):
№ п/п | Платежи | ||
Наименование | Сумма | Сальдо | |
1. | Счет текущих операций |
|
|
1. | Товарный экспорт | +250 |
|
2. | Товарный импорт | -500 |
|
3. | Сальдо балансов внешней торговли |
| -250 |
4. | Экспорт услуг | +90 |
|
5. | Импорт услуг | -40 |
|
6. | Сальдо баланса товаров и услуг |
| -200 |
7. | Чистые доходы от инвестиций | +20 |
|
8. | Чистые денежные переводы | -10 |
|
9. | Сальдо баланса по текущим операциям |
| -190 |
2. | Счет движения капиталов |
|
|
10. | Приток капитала | +200 |
|
11. | Отток капитала | -60 |
|
12. | Баланс движения капиталов |
| +100 |
13. | Баланс по текущим операциям и движения капиталов |
| -50 |
3. | Официальные резервы |
| +50 |
14. | Сальдо платежного баланса |
| 0 |
Различают платёжный баланс по текущим операциям и баланс движения капиталов и кредитов. Текущие операции фиксируют торговый баланс - соотношение стоимости экспорта и импорта товаров страны за соответствующий период. К текущим операциям относят так же платежи по услугам - по транспорту, по страхованию, комиссионным операциям, туризму, проценты и дивиденды по капиталовложениям, платежи по лицензиям за использование изобретений и патентов.
Платежи по экспорту и импорту государственного и частного, долгосрочного и краткосрочного капиталов отражаются в платёжном балансе как балансе капиталов и кредитов. Сюда записывают объемы прямых и портфельных инвестиций, склады в банках, коммерческие кредиты, специальные финансовые операции и др.
До 1992 года платёжный баланс России составлялся по методу, отличному от международной практики. С этого года он впервые стал составляться по методологии МВФ.
Платёжный баланс России по текущим операциям за 1995 год (млрд. долл. США) отражен в таблице 2.
Таблица 2
Платёжный баланс России по текущим операциям за 1995 год (млрд. долл. США):
Наименование операций | Кредит | Дебет | Сальдо |
Счет текущих операций | 99,4 | 87,1 | 12,3 |
Торговый баланс | 81,6 | 58,9 | 22,7 |
Экспорт товаров | 81,6 |
|
|
Импорт товаров |
| 58,9 |
|
Нефакторные услуги | 12,4 | 20,6 | -8,2 |
Баланс услуг, труда и капитала | 4,3 | 7,1 | -2,8 |
Текущие трансферты | 1,1 | 0,6 | 0,5 |
Из баланса следует, что счёт текущих операций сведён с положительным сальдо в 12,3 млрд. долларов. Это свидетельство положительного сальдо по торговому балансу. А баланс международных услуг имеет отрицательный результат, поскольку для России дефицитными оказались туристские и строительные услуги. Кроме того, в 1995 году отрицательным оказался баланс по капиталу (-11,1 млрд. долл.), поскольку оказался большим вывоз капиталов за границу (-20 млн. долл.). Значительные суммы капиталов оседают на счетах Западных банков.
Платёжный баланс конкретизируется каждый год в расчётный баланс, в котором представляются требования и обязательства страны по отношению к зарубежным странам. В отличие от платёжного баланса, в расчётный баланс входят все требования и обязательства, по которым страна не произвела платежи за предыдущие периоды. Страна по платежам за границу может выступать либо должником, либо кредитором. Внешняя задолженность может расти и сокращаться. Рост внешнего долга отрицательно сказывается на развитии экономики страны и её состоянии денежной системы, увеличивается расходная статья в государственном бюджете на обслуживание долга, значит, нужно уменьшать расходы государства по другим экономическим и социальным потребностям.
Таблица 3
Характеристика внешнего и внутреннего долга России:
Вид долга | Год | |||
1996 | 1997 | 1998 | 2002 | |
Внутренний | 316 | 560 | 786 | 3500 |
Внешний | 690 | 766 | 887 | 4305 |
Справочно: млрд. долл. | 124,1 | 136,8 | 148 | 150 |
курс долл. | 5,56 | 5,96 | 6,3 | 28,7 |
Государственный - всего | 1006 | 1326 | 1637 | 7805 |
К сожалению, в последние пятнадцать лет внешний долг России постоянно возрастал. Если в 1985 году внешний долг составлял сумму 28,3 млрд. долларов, то в 1990 году он увеличился до 59,8 млрд., в 1996 году до 130 млрд., а в 1998 году он равнялся 140, а в 1999 году он вырос до 157 млрд. долларов. А по некоторым данным, он составил в 1999 году сумму 202,9 млрд. долларов. Из этой суммы рестуктурированный долг бывшего СССР, который Россия взяла на себя, составил 123,3 млрд. долларов (154 % от общей его суммы), долги Российских компаний - 25 млрд. долларов (12%), платежи по Евробондам - 16,2 млрд. долларов (8 %), платежи по облигациям внутреннего займа - 11,4 млрд. долларов (6%), долги Российских банков - 19,2 млрд. долларов (9 %). Прочие долги 2,8 млрд. долларов (1%). Структура и платежи по внешнему долгу России с учётом долгов СССР (по данным Министерства Финансов РФ) представлены в таблице 4.
Таблица 4
Структура и платежи по внешнему долгу России с учётом долгов СССР (по данным Министерства Финансов РФ)
Вид долга | Общая сумма (долл.) | Сумма выплат в 1999г. (долл.) |
Еврооблигации | 15,85 млрд. | 1,66 млрд. |
ОВВЗ (3й, 4й и 5й выпуски и долги бывшего СССР) | нет данных | 1,66 млрд. |
Долги Лондонскому клубу | 32,3 млрд. | 2,22 млрд. |
Долги Парижскому клубу | 38,7 млрд. | 3,7 млрд. |
Другие долги СССР | нет данных | 210,2 млрд. |
Торговые соглашения СССР | нет данных | 728,8 млн. |
Долги перед МВФ | 18,9 млрд. | 5,8 млрд. |
Долги ВБ | 900 млн. | 900 млн. |
Долги по двухсторонним соглашениям | нет данных | 1,1 млрд. |
Выплаты по этим долгам превышают возможности планового бюджета. Это означает погашение задолженности не за счет внешнего финансирования, а за счет того, что правительство заимствует у ЦБ, и значит за счет дополнительной эмиссии.
Государство в международной экономической системе должно овладевать и современными методами управления внешним долгом. В настоящее время для каждого государства приобретает исключительное значение управление внешним долгом.
Чтобы отодвинуть сроки погашения займа, государство обычно прибегает к практике конверсии государственных займов, т. е. к системе мероприятий, которые помогают отсрочить погашение зайка, превратить краткосрочные обязательства государства в средние и долгосрочные обязательства. Для этого казначейство может, например, обменять (с согласия инвесторов) свои краткосрочные обязательства на средне- и долгосрочные - бумаги. Оно может также выкупить свои краткосрочные обязательства за счет выпуска нового долгосрочного займа под более высокий процент. Но надо иметь в виду, что такие мероприятия дают временный эффект, но не упрочивают стабильность бюджета, поскольку общая сумма задолженности возрастает с увеличением процентных ставок.
Управление государственным долгом предполагает не просто сбалансирование бюджета и покрытие его дефицита. Задача заключается в том, чтобы добиваться макроэкономического регулирования, при котором увеличивается занятость, гасятся циклические колебания, растет деловая активность, повышается общий уровень платежеспособного спроса населения. Такая политика представляет собой сложное манипулирование увеличением расходов бюджета и снижением налогов. Увеличение государственных расходов повышает в стране объем совокупного спроса, а понижение налогов создает более благоприятные условия для увеличения капиталовложений, особенно для средних и мелких предприятий. При этом дефицитность государственного бюджета не должна увеличиваться, не должна углубляться инфляция. Дефицит бюджета может быть пассивным, если государственные доходы сокращаются в результате падения экономической активности. Такая практика имеет место у нас в Российской Федерации в настоящее время. Но если дефицит бюджета связан с ростом деловой активности в стране и создаются условия для его сокращения, то такой дефицит получил название активного. Идею активного дефицита предлагают использовать представители неокейнсианского направления в экономической науке. Они особенно активно предлагали ее в послевоенный период. Нужно только следить за тем, чтобы активные бюджетные дефициты не способствовали монетаризации долга, бесконтрольному увеличению денежной массы и обесцениванию национальных валют. Необходимо периодически «охлаждать» экономику и избегать инфляционного ее перегрева. Государству нужно осторожно проводить и дефляционные (антиинфляционные) мероприятия, которые приводят к сокращению государственных расходов, удорожанию кредита, сжатию денежной массы. А это, в свою очередь, способствует уменьшению капиталовложений, совокупного спроса, увеличению безработицы. В таком противоречии процессе государство должно выбирать приоритеты, ставить конкретные цели в решении комплексных проблем денежного обращения, экономической активности в стране, проблем социальной сферы.
Специальные проблемы внешней задолженности государства решаются и использованием международного кредита. Поскольку экономическая жизнь все больше интернационализируется, постольку должна повышаться активность государства в использовании заемных средств за рубежом. Необходимо учитывать, что по внешним операциям заемщиками выступают транснациональные компании и транснациональные банки, различного рода фонды, а также иностранные правительственные органы. Государства заимствуют ссудные капиталы в наднациональных рынках ссудных капиталов. Поэтому необходимо выгодно использовать межгосударственные соглашения о внешних займах, точнее фиксировать валюты и их паритеты на момент выпуска займа. Банки и предприятия на национальных рынках размещают внешние займы на основе государственных лицензии.
Необходимо учитывать, что внешний государственный долг страны образуется теперь как на межправительственной основе, так и на основе кредитов частных банков, их консорциумов. Последние будут выступать все активнее на международном рынке ссудных капиталов по мере развития открытости нашей экономики. По своему характеру различаются долгосрочный и краткосрочный внешний государственный долг. Жаль, что только в последнее время наша страна стала использовать практику внешних займов на облигационной основе.
Кроме того, надо учитывать объем задолженности стране со стороны других государств. Ведь многие страны должны России больше, чем она должна развитым странам. Необходимо уметь продавать долги нуждающимся. Понятно, что рост задолженности РФ связан и с трудностями переходного периода. Для преодоления экономического кризиса, охватившего все отрасли экономики России, приходится прибегать к иностранным кредитам, инвестициям, гуманитарной помощи. Примечательно сравнение двух стран в этом плане. Если США с 1980-х годов стала нетто-кредитором, а до этого выступала страной нетто-должником (чистая задолженность США превышает 10% ВНП и достигла более триллиона долларов), то Россия по необходимости перестроечного периода стала нетто-должником. Ее внешний долг составляет более 10% ВНП. К тому же Россия взяла на себя и внешние долги других стран, входящих ранее в СССР как союзные республики. Не надо забывать, что международный кредит дает возможность привлекать дополнительные средства для покрытия дефицита бюджета и для развития экономики страны. Не забудем также, что с ростом внешней задолженности обостряется проблема зависимости экономики от кредиторов и дебиторов, которая часто становится неподконтрольной для национальных средств. Все перечисленное надо иметь в виду при управлении внешним долгом. Управление им должно быть системным.
- Методические рекомендации
- 1. Деньги: сущность, функции, виды
- 1.1 Деньги, возникновение денег
- 1.2. Деньги, сущность, функции, денежные агрегаты
- 1.3. Формы современных денег
- 2. Закон денежного обращения
- 3. Виды денежных систем и их элементы
- 4. Потоки денежного обращения в
- 5. Регулирование денежного рынка
- 5.2. Монетаристский и кейнсианский подход о формировании спроса на деньги
- 5.3. Равновесие денежного рынка
- 5.4. Организация денежного обращения. Плановая и рыночная система рыночной экономики
- 5.5. Эффект мультипликатора в рыночной системе: разница между денежным мультипликатором и мультипликатором дохода
- 6. Кредитная система
- 6.1. Содержание и функции кредита. Виды кредита
- 6.3. Активные операции банков
- 6.4. Пассивные операции банков
- 6.5. Расчетные и кассовые операции банков
- 6.6. Кредитные операции банков
- 6.7. Структура баланса коммерческого банка
- 6.10 Специализированные кредитные учреждения
- Инвестиционные банки
- 6.10.2 Специализированные внебанковские кредитно-финансовые институты
- 6.10.2.1 Страховые компании
- 6.10.2.2 Пенсионные фонды
- 6.10.2.3 Инвестиционные компании
- 6.10.2.4 Ссудосберегательные ассоциации
- 6.10.2.5 Финансовые компании
- 6.10.2.6 Благотворительные фонды
- 7. Особенности современной
- 7.1. Характеристика кредитно-денежной политики России до 2002 года
- 7.3. Условия проведения денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе.
- 7.4.Предлагаемый Банком России подход к проведению денежно-
- 7.5. Предложения банковского сообщества по корректировке денежно-кредитной политики
- 7.5.1. Основные принципы
- 7.5.2. Основные меры Развитие системы рефинансирования.
- Развитие рынка межбанковского кредитования.
- Расширение базы долгосрочных ресурсов банковской системы.
- Поддержка капитализации банковской системы.
- Развитие механизмов управления рисками.
- Меры по повышению конкурентоспособности национальной банковской системы.
- 8. Ликвидная ловушка
- 9. Инфляция
- 9.1. Инфляция: сущность, причины, социально-экономические последствия
- 9.2. Измерение уровня интенсивности инфляции
- 9.3. Управление инфляцией в российской федерации
- 10. Валютная система
- Понятие валюты и валютной системы. Мировое хозяйство — основа валютной системы.
- 10.2. Исторические стадии развития валютной системы: золотомонетный стандарт, Бреттон-Вудская и Ямайская системы
- 10.3. Курсы валют и их регулирование
- 10.5. Платежный баланс и управления внешним долгом
- Библиографический список
- 394026 Воронеж, Московский просп., 14