logo
Денежное обращение, кр 2008

7.3. Условия проведения денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе.

В среднесрочной перспективе органам денежно-кредитного регулирования предстоит реализовывать свою политику в условиях, которые с большой вероятностью будут существенно отличаться от складывавшихся на протяжении последних трех-четырех лет. Эти условия сводятся к следующему.

1. Переход от положительного сальдо к отрицательному сальдо по текущим операциям платежного баланса России. В основе данной тенденции – интенсивный рост импорта, устойчиво опережающий расширение экспорта.

При сохранении существующих тенденций даже при относительно высоких ценах на нефть (Urals - 50-55 долл./барр.) к 2010 г. объем поступлений средств в страну от экспорта товаров и услуг, инвестиционных и трудовых доходов превысит объем выплат за рубеж по данным позициям.

Сжатие сальдо баланса по текущим операциям создаст возможность для отказа от интервенций Банка России на валютном рынке, осуществляемых с целью сдерживания роста курса. Более того, может возникнуть необходимость в некоторой девальвации рубля для подержания сбалансированности платежного баланса России.

2. Многократное увеличение потребности российской экономики в инвестициях, связанное с ускорением выбытия мощностей вследствие их физического и морального износа.

По оценкам, в течение трех-четырех лет потребность российской экономики в инвестициях для сохранения стабильного и динамичного роста увеличится приблизительно в полтора раза в постоянных ценах.

Это создает стратегический выбор:

Основными источниками такого риска являются:

В этих неустойчивых условиях ориентация на привлечение внешних ресурсов для финансирования инвестиций будет означать усиление нестабильности потенциального роста как финансового сектора, так и экономики в целом.

4. Качественное расширение присутствия зарубежных инвесторов в национальной банковской системе.

Реализация сценария полномасштабной экспансии зарубежных финансовых институтов, с одной стороны, предполагает поддержание капитализации банковской системы, увеличение спектра и качества банковских услуг вследствие возрастающей конкуренции. С другой стороны, как свидетельствует опыт стран Восточной Европы и Латинской Америки, такой сценарий создает риск утраты значительной части суверенитета в финансовой сфере.

Сбалансированный вариант развития, при котором государственные, иностранные и частные банки будет занимать приблизительно равные доли в совокупных активах банковского сектора возможен. Однако его необходимым условием является целенаправленная политика государства по повышению конкурентоспособности национального финансового сектора.

5. Переход различных стран к новым международным стандартам банковского надзора и правилам управления банковскими рисками Базель-II.

Устойчивость трансграничных капитальных потоков и возможность успешной конкуренции российских банков на рынках третьих стран в значительной мере будут определяться скоростью и полнотой внедрения новых стандартов на российском рынке.

Новые международные стандарты станут одним из компонентов институционального разделения финансовых рынков различных стран на развитые и развивающиеся. Банки и компании стран, не реализующих рекомендации новых стандартов, могут оказаться в условиях ценовой и конкурентной дискриминации. Наиболее сильное воздействие данные изменения окажут на уровень их международных кредитных рейтингов, возможность привлечения займов по конкурентным ставкам и на длительные сроки. Уровень резервирования международными кредиторами и инвесторами средств по операциям с банками и компаниями данных стран увеличится более чем в три раза.

6. Начало формирования в России полноценных институтов развития (Банк развития, государственные институты поддержки экспорта, инноваций и др.).

Опыт многих успешных экономик показывает, что деятельность институтов развития является одним из ключевых элементов быстрой модернизации, повышения конкурентоспособности, обеспечения инфраструктурных предпосылок роста.

Так же имеет ключевое значение то обстоятельство, что данные институты, как правило, играют важную роль в формировании конкурентоспособного национального финансового сектора. Они оказывают поддержку национальному финансовому сектору в тех сферах, где имеют место так называемые «провалы рынка», включая доступ к долгосрочным инвестиционным ресурсам.

Кроме того, эти институты способны обеспечить повышение качества поступающего на рынки иностранного капитала. Последнее становится возможным благодаря тому, что они принимают на себя часть долгосрочных инвестиционных рисков, что ведет к замещению неустойчивого краткосрочного капитала долгосрочным.

От успешности реализации попытки формирования системы данных институтов во многом зависит, удастся ли экономике взять «инвестиционный барьер», не прибегая к массированному привлечению внешних капиталов. От этого же в значительной степени будет зависеть и устойчивость развития финансового сектора и экономики в среднесрочном периоде.

В силу отмеченных причин уже в перспективе ближайших лет органы денежно-кредитного регулирования России столкнутся с необходимостью решать следующие проблемы.

Важнейшая проблема – обеспечение способности российского финансового сектора к резкому расширению финансирования производственных инвестиций с опорой преимущественно на внутренние ресурсы. Свойственные российским банкам в настоящее время уровень капитализации, обеспеченности долгосрочными пассивами и степень развития технологий управления рисками критически недостаточны для решения этой проблемы.

Далее: сохранение устойчивости национального финансового сектора в условиях перехода от укрепления к стабилизации или даже ослаблению рубля. Такой переход может создать существенные трудности с обслуживанием внешней задолженности как самих банков, так и кредитуемых ими компаний.

Важно и еще одно обстоятельство: переход к новым механизмам поддержания ликвидности банковской системы – от пополнения ликвидности, обеспечиваемого покупкой валюты в официальные резервы, к пополнению ликвидности за счет рефинансирования банков со стороны Банка России. Запуск таких механизмов потребует существенного расширения залоговой базы, используемой при рефинансировании. С учетом недостаточного качества и отсутствия адекватной рыночной оценки большинства активов, которые могут быть предоставлены банками в качестве залогов, такое расширение будет означать принятие на себя Банком России определенных кредитных рисков. Готовность к принятию разумных рисков подразумевает наличие у органов денежно-кредитного регулирования политической воли, а также способности к выработке технологий управления данными рисками.

Возникнет также проблема невозможности сохранения устойчивости финансового сектора при сложившейся структуре трансграничных капитальных потоков, с высокой долей спекулятивного капитала и, соответственно, гипертрофированной чувствительностью к изменениям обменного курса.

Ситуация усугубляется ипотечным кризисом в США, который начался в 2006 году. Главной его причиной стал рост невозвратов жилищных кредитов неблагонадежными заемщиками. Кризис стал заметен и начал приобретать международные масштабы весной 2007 года, когда New Century Financial Corporation, крупнейшая ипотечная компания США, занимающаяся кредитованием ненадежных заемщиков, ушла с Нью-Йоркской фондовой биржи. В течение следующих нескольких месяцев понесли убытки или оказались банкротами десятки подобных компаний. Летом кризис затронул инвестиционные фонды крупнейших финансовых компаний, вложившие средства в ипотечные облигации: Bear Stearns, Goldman Sachs, BNP Paribas. Волна ипотечного кризиса, прокатившаяся по Соединенным Штатам, не миновала кредитно-финансовые учреждения в других частях планеты. На международных рынках стал намечаться кризис ликвидности. Центробанки всего мира начали вливать в свои финансовые системы десятки и сотни миллиардов долларов. На данный момент можно подытожить некоторые очевидные последствия этого кризиса. Больше всего, естественно, пострадали американские фондовые компании, которые выстраивали свою деятельность главным образом на ипотечных кредитах и всевозможных крупномасштабных операциях с недвижимостью. Известно, что они потеряли от 15 до 80 процентов своих капиталов, но надеются вернуть их в дальнейшем. Пострадали, в основном, крупные фонды - такие как Highbridge, Campbell, особенно Goldman Sachs. Другие, которые по размерам меньше и рисковали меньше, потеряли до 5 процентов. Так или иначе, но ни одно фондовое предприятие в США не обошло стороной это финансовое потрясение [2].

Толчки кризиса по ту сторону Атлантики внятно ощутили и в Европе. Если еще в середине года прирост валового внутреннего продукта стран Евросоюза в целом на 2007 год оценивался более чем в 2 процента, то после кризиса, прирост составил всего лишь 1,2 процента. Например, французский банк BNP Paribas в экстренном порядке заморозил всякие операции в трех своих фондах, напрямую связанных с ипотечной деятельностью в США. Тем не менее потерь не удалось избежать - акции, которыми оперируют эти фонды, упали в цене на 6-8 процентов. Поскольку обстановка постепенно, вроде бы, стабилизируется, руководство BNP Paribas приняло решение возобновить работу этих фондов [2].

США – крупнейший азиатский экспортер, поэтому последствия ипотечного кризиса существенно влияют и на страны Азии. Резкое падение доллара, до 15-летнего минимума, увеличило ревальвацию национальных валют стран Азии. Это, в свою очередь, сделало азиатские страны менее конкурентоспособными на мировых рынках. Кризис в ипотеке США произвел психологически шоковое воздействие на обладателей капиталов, которые ищут, но не всегда находят, выгодного им применения, на владельцев акций, которые пострадали от падения курсов многих акционерных предприятий. Короче говоря, утрачено и без того хрупкое доверие к кредитно-финансовой системе и идут поиски новых, более надежных сфер и ниш для сохранения и приумножения денежных средств [3].

Последствия ипотечного кризиса в США ограниченно сказались на российском рынке. Очень метко об этом сказал заместитель председателя Банка России Константин Корищенко: "Все, что происходит в той части мира, где активно развивались инструменты с повышенным риском, до нас докатывается ограниченными волнами" [4]. На фоне ограниченной ликвидности в мировой финансовой системе российские банки, особенно в конце месяца, когда приходит период осуществления налоговых платежей, также испытывают дополнительные потребности в ликвидности, Центробанк будет удовлетворять эти потребности, используя существующие механизмы.