Тема: Рыночная система: спрос и предложение
Рынок —это место встречи продавцов и покупателей; между ними осуществляется обмен по цене, о которой удалось договориться. При этом происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок означает взаимную передачу прав собственности.
Рынок выступает как специфическая форма взаимосвязи между обособленными в рамках общественного разделения труда производителями, каждый из которых хозяйствует самостоятельно, на свой страх и риск.
Общественные потребности выявляются с помощью системы цен. Они передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее экономных методов производства и наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует перераспределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов, использующих передовую технологию и высококачественные ресурсы.
Мы чаще сталкиваемся с такими товарами и услугами, цены на которые устанавливаются заранее. Это типично для несовершенной конкуренции. Цены на рынке могут складываться в процессе как личного, так и безличного контакта (см. рис. 1).
Трансакционные издержки. Одна из главных проблем функционирования рынка —это проблематрансакционных издержек — издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности.
Понятие трансакционных издержек было введено в экономическую теорию Р. Коузом в статье "Природа фирмы" (1937).Они включают расходы, связанные с поиском информации, затраты на ведение переговоров, работу по измерению свойств товара (услуги), издержки по спецификации и защите прав собственности, а также траты, связанные с преодолением оппортунистического поведения контрагентов. Политическая экономия XIXв. фактически абстрагировалась от трансакционных издержек. Однако в XXв. не замечать их стало просто невозможно.
Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса.
Эта зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть изображена графически.
Кривая спроса— кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.
В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (спрос) —по горизонтальной оси (см. рис. 2).
Рис. 2. Зависимость величины спроса от цены
Изображенная кривая характеризует состояние цен и объема покупок продукции Х в определенный момент времени (например, на 1января 2010г.). Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене.
В общем виде:
QD = f (P),
где ОD —величина спроса (demand);
Р —цена (price).
Кроме цены, на спрос влияют и другие факторы. Рассмотрим это влияние подробнее.
Функция спроса. Функция спроса— функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов.
Важнейшим из них является цена на единицу блага в данный момент. Мы уже выяснили, что чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Изменение цен означает движение по кривой спроса (см. рис. 3).
Рис. 3. Кривая спроса
На спрос влияют не только цены, но и иные факторы: 1)увеличение (или сокращение) доходов потребителя, 2)изменение вкусов и предпочтений, 3)ценовые и дефицитные ожидания, 4)колебание расходов на рекламу, 5)изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров, 6)рост (или уменьшение) количества покупателей и др.
Спрос является функцией всех этих факторов:
QD = f (Р, I, Z, W, Psub, Pcom, N, В), (3.1)
где QD—спрос;
Р—цена;
I—доход;
Z—вкусы;
W—ожидания (waiting);
Psub - цена на товары-субституты;
Pcom– цена на комплементарные товары;
N —количество покупателей;
В —прочие факторы.
Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево (см. рис. 3.).
Рис. 3. Функция спроса (сдвиг кривой спроса)
Например, увеличение денежных доходов потребителей(при отсутствии инфляции) означает повышение спроса, то есть сдвиг кривойDв положение D2.При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя и ряда других свойств, которые будут выяснены позже.
Такая ситуация типична для большинства товаров за исключением низкокачественных. Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается, то есть кривая перемещается из положения Dв положениеD1.
Рост цен на товар, который является субститутом,данного товара, повышает спрос на данный товар. Например, рост цен на красные гвоздики может переключить часть спроса на розовые (или белые) гвоздики, вследствие чего цена их также начнет расти. Это позволяет сделать вывод о том, чтоесли два товара взаимозаменяемы, (являются товарами-субститутами), то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Рост цен на красные гвоздики привел к росту спроса на розовые гвоздики.
Наоборот, повышение цен на взаимодополняемое (комплементарное) благосокращает спрос на него. Например, рост цен на лыжи приведет к уменьшению объема их продаж. Следствием сокращения объема продаж лыж будет падение спроса на лыжные крепления. Падение спроса на них заставит продавцов снизить их цены.
Таким образом, если два товара взаимодополняемы (комплементарны), то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.
В нашем примере рост цен на лыжи привел к падению спроса на лыжные крепления.
Важным фактором, влияющим на спрос, является число покупателей. Поясним это на примере. Допустим, у нас имеются два покупателя —Андреев и Борисов, индивидуальные функции спроса которых известны (см. рис. 4 а). Тогда совокупный спрос может быть определен путем сложения спроса Андреева и Борисова (см. рис. 4 б).
а)Индивидуальный спрос б)Совокупный спрос
Рис. 4. Индивидуальный и совокупный спрос
В реальной рыночной экономике, когда речь идет о числе покупателей, чрезвычайно важно учитывать их половозрастную структуру, средний размер семей, долю лиц пенсионного возраста и т.д.
На изменение спроса влияют и вкусы потребителей, однако их влияние порой довольно трудно определить однозначно. К тому же один и тот же фактор может оказывать разное (нередко прямо противоположное) влияние на различные группы населения.
Итоги:Движение вдоль кривой спроса отражает изменение величины спроса: чем выше цена, тем ниже (при прочих равных условиях) величина спроса и, наоборот, чем ниже цена, тем выше величина спроса.Сдвиг кривой спроса влево или вправо отражает изменение спроса: оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию спроса.
Кривая предложения. Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения, то легко заметим, что зависимость величины предложения от цены прямая: чем выше цена, тем большее количество товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. Например, при цене 20долл. производители согласны продать лишь две единицы блага X,при цене 30долл. —четыре единицы, а при цене50долл. —шесть единиц блага X.
В общем виде: Qs = f(P),
где Qs— величина предложения (supply);
Р —цена (price)
Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения.
Зависимость количества произведенных благ от уровня цен может быть изображена графически.
Кривая предложения— кривая, которая показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.
В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (предложение) —по горизонтальной оси (см. рис. 5).
0 Q
Рис. 5. Зависимость величины предложения от цены
Изображенная кривая S(от англ.supply) характеризует уровень цен и объем продаж блага Х в определенный момент времени (например, на 1января 2010г.). Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене. Кроме цены, на предложение влияют и другие факторы.
Функция предложения. Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов.
Как мы уже выяснили, важнейшим из них является цена на единицу блага в данный момент времени. Изменение цены означает движение по кривой предложения (см. рис. 6).
Рис. 6. Кривая предложения (изменение величины предложения)
В действительности на предложение блага влияют не только цены самого блага, но и другие факторы: 1) цены факторов производства (ресурсов), 2) технология, 3) ценовыеи дефицитные ожиданияагентов рыночной экономики, 4) размер налогов и субсидий, 5) количество продавцов и др. Величина предложения является функцией всех этих факторов:
Qs = f(P, Pr, К, Т, N, В), (3.2.)
где Pr— цены ресурсов;
К —характер применяемой технологии;
Т —налоги и субсидии;
N —количество продавцов;
В —прочие факторы.
Например, повышение цен на факторы производства означает сокращение предложения, то есть сдвиг кривой Sв положение S1. Наоборот, в случае понижения цен на факторы производства произойдет увеличение предложения, что приведет к сдвигу кривой S в положениеS2(см. рис. 7).
Рис. 7. Функция предложения (сдвиг кривых предложений)
Поэтому функция предложения отражает затраты ресурсов, владельцам которых производитель уплатил по цене лучшей альтернативы. Если бы он не смог этого сделать, то владельцы ресурсов использовали бы их в производстве других товаров.
Итоги:Движение вдоль кривой предложения отражает изменение величины предложения: чем выше цена, тем выше (при прочих равных условиях) величина предложения и, наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения. Сдвиг кривой предложения влево или вправо отражает изменение предложения: оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию предложения.
Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени. Обычно различают кратчайший, краткосрочный (короткий) и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В кратчайшем периоде все факторы производства постоянны, в краткосрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном —все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т. д.).
Рис. 8. Изменение цен и объема предложения в кратчайший (а), короткий (б) и длительный (в) периоды
В условиях кратчайшего рыночного периодаповышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (см. рис. 8 а).
В условиях короткого периодаповышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (см. рис. 8 б).
В условиях длительного периодаувеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен (см. рис. 8 в).
- Денежные агрегаты — виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности, то есть возможностью быстрого превращения в наличные деньги.
- Тема: рынок капитала
- Дискреционная и недискреционная фискальная политика
- Тема: Макроэкономическая структура национальной экономики
- Тема: Государственные расходы
- Тема: Теория инвестиций
- Тема: Рынок труда
- Показатели эффективности производства
- Тема: Банковская система России
- Тема: Теория экономического роста
- Тема: Теория экономического цикла
- Тема: Безработица в современной экономике
- Тема: Инфляция, сущность, формы, социально-экономические последствия
- Тема: Мировая валютная система
- Тема: Налоговая система
- Тема: Кривая Лаффера
- Тема: Социальная политика государства и принципы ее проведения
- Тема: Ведущие социально-экономические функции государства
- Тема: Экономические системы и ее типы.
- 1. Административно-командная экономическая система
- 2. Рыночную экономику характеризует
- Тема: Рыночная система: спрос и предложение
- Тема: Равновесие спроса и предложения. Эластичность.
- Тема: Эластичность спроса и предложения
- Эластичность спроса. Важную роль в изучении возможных реакций со стороны экономических агентов на изменение цены играет понятие эластичности.
- Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент.
- Эластичность спроса по цене и совокупная выручка
- Факторы, влияющие на эластичность:
- Кратчайший (а), короткий (б) и длительный (в) периоды
- Фирма: издержки производства и прибыль
- Фирма: условия равновесия
- Теория потребительского поведения
- Кривые безразличия и их свойства.
- Проблема выбора в условиях бюджетных ограничений.
- Условия максимизации полезностей.