logo
Лекции по ЭКОНОМИКЕ ЭТ

Тема: Равновесие спроса и предложения. Эластичность.

Равновесная цена. В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и объемов предложения.

Рис. 1. Цена предложения превышает цену спроса (РS > РD)

В условиях неразвитой рыночной экономики цена предложения может значительно превышать цену спроса (рис. 1),а объем пред­ложения не соответствовать объему спроса (рис. 2).

Рис. 2. Объем предложения превышает объем спроса

(QS > QD)

В первом слу­чае максимальная цена, которую в состоянии дать за данный товар (или услугу) покупатели, значительно ниже той минимальной цены, которую в состоянии предложить продавцы. Следовательно, рынок для данного товара (услуги) еще не сложился: покупатели еще недо­статочно богаты, чтобы предъявить на него спрос.

Во втором случае максимальный объем спроса ниже минимально допустимого объема предложения. Объем спроса настолько мал, что производителям не­выгодно поставлять товар в столь микроскопических количествах.

В ходе развития рынка осуществляется процесс взаимного приспособления продавцов и покупателей. Важную роль при этом играют цены, которые способствуют быстрому обмену необходимой информацией. Они делают условия обмена простыми, ясными и стандартизированными для всех участников рыночной экономики (см. рис. 3).Точка равновесия обозначается Е (от латинскогоEquilibrium).

Рис. 3. Цена равновесия и отклонения от нее

В точке равновесия

PE = PS = PD

где

PE —равновесная цена;

PS— цена предложения;

РS —цена спроса.

Это означает, что

qE = Qs = qD

где QE— равновесный объем;

QS— объем предложения;

QD— объем спроса.

Равновесная ценацена, уравновеши­вающая спрос и предложение в результате действия конкурент­ных сил.

Образование равновесной цены —процесс, требующий определенного количества времени. В условиях совершенной кон­куренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спро­са и цен предложения, объема спроса и объема предложения. В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители.

Поскольку цена равновесия обычно ниже макси­мально предлагаемой потребителями цены, величину излишка (вы­игрыша) потребителя графически можно изо­бразить через площадьPmaxEPE(см. рис. 4).В свою очередь, равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее передовые фирмы.

Если Е —точка равновесия, то цена, по которой продаются и покупаются товары, равна РE, а объем проданного товара равен QE(см. рис. 4).Следовательно, совокупная (общая) выручка равнаTR =PExQE. Совокупные издержки (затраты) произво­дителей равны площади фигуры 0РminEQE.

Рис. 4. Излишек потребителя, издержки и излишек производителя

Разница между общей выручкой PEx QE(площадью прямо­угольника 0PEEQE) и совокупными издержками (площадь 0PminEQE) и составляет излишек (выигрыш) производителя (площадь РEЕРmin).

Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс А. Смит назвал механизмом "неви­димой руки"). Превышение цены спроса над ценой предложения способствует перераспределению ресурсов в пользу отраслей с высоким платежеспособным спросом.

Высокие цены свидетельст­вуют об относительной редкости благ, побуждая к расширению их производства и тем самым к лучшему удовлетворению обществен­ных потребностей. Так как равновесная цена значительно превы­шает издержки у тех производителей, затраты которых ниже сред­них, то она способствует перераспределению ресурсов от худших производителей к лучшим, повышая эффективность функциониро­вания национальной экономики в целом.

Если установ­ленная государством максимальная цена (потолок цены) находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, если государст­во устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (так называемая субсидируемая цена), то образуетсяизлишек.Фиксация цен означает отключение механизма рыночной координации.

В случаях, когда цена находится ниже равновесного уров­ня,дефицит не ослабевает, а усиливается, к тому же к денежным затратам потребителя добавляются неденежные (см. рис. 5).

Рис. 5. Затраты потребителя в условиях законодательно установленного потолка цен

Пос­ледние связаны с поисками товаров, стоянием в очередях и т.д. — все они являются омертвленными затратами (deadweightcost), ко­торые не служат расширению производства дефицитного товара. Они оседают в сфере распределения дефицитного товара и не до­ходят до тех, кто его реально производит.

Потолок цен "подрезает" излишек производителей и тем самым снижает стимулы к его про­изводству на тех предприятиях, у которых издержки производства данного товара минимальны, поэтому дефицит не убывает.

Наобо­рот, те, кто продает (или распределяет) дефицитный товар, заинте­ресованы в сохранении его дефицита, потому что он становится источником их доходов (потому что увеличивает размеры неденеж­ных затрат —см. рис. 5).Поэтому они всячески будут пропа­гандировать государственное регулирование цен под различными "благовидными" предлогами.

В случаях, когда цена находится выше равновесной,воз­никает необходимость дополнительных мер, стимулирующих огра­ничение предложения и увеличение спроса, чтобы сократить раз­рыв между субсидируемой и равновесной ценами.