Теория потребительского поведения
Под потреблениемпонимается процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей.
При осознании потребностей возникает мотивация к труду. В этом случае потребности приобретают конкретную форму – форму интереса. Экономический интерес– это форма проявления экономических потребностей. Потребности формируют спрос, который во многом зависит от вкусов и предпочтений людей.
Полезность– это показатель степени удовлетворения, вызванного потреблением какого-либо набора товаров и услуг или каким-либо отдельным товаром.
Общая полезность- это мера общего удовлетворения, полученного от потребления товара или набора товаров и услуг за данный период времени.
Предельная полезность товара- это изменение общей полезности, вызванное изменением в потреблении данного товара или услуги, на одну единицу при условии, что потребление других товаров остается неизменным.
В экономической литературе принято обозначать предельную полезность MU, общую полезность -TU . Предположим, что мы измеряем предельную полезность какого-то товараХ. При данных обозначениях алгебраическое выражение предельной полезности товараХ будет выглядеть следующим образом:
, где
DTUx–приращение общей полезности;
DQx- увеличение количества потребляемого блага/
Увеличение обшей полезности по мере роста потребления стабильно сопровождается падением темпов прироста полезности. Данное явление получило название уменьшающейся предельной полезности.
Падение предельной полезности называется законом уменьшающейся предельной полезности, который можно сформулировать следующим образом: если потребление всех других товаров остается фиксированным, то предельная полезность данного товара будет уменьшаться по мере увеличения его потребления в рамках определенного периода времени.
Современный вариант модели потребительского предпочтения основывается на следующих трех предпосылках. Первая из них состоит в том, что потребитель знает и сформировал свои потребности и может их ранжировать (сравнивать).
Способность ранжировать все товары (наборы) еще не определяет решение об их покупке. Предпочтение (ранжирование) не означает выбор и оно независимо от цен.
Вторая предпосылка заключается в транзитивности предпочтений. Транзитивность означает, что если потребитель предпочитает наборА наборуВ, а последний - набору С, он должен предпочитать наборА набору С. Транзитивность также подразумевает, что если покупатель не делает различий между альтернативамиА иВ и междуВ и С, то тогда он не должен делать различий междуА и С. Она означает и то, что два набора всегда можно косвенно сопоставить с любым третьим набором товаров и услуг.
Третья предпосылка утверждает, что большее количество товара предпочитается меньшему. Поскольку потребитель рассматривает возможности обмена одного товара на другой, даже если он не желает потреблять больше данного товара, все равно «большее для него будет иметь известную ценность».
- Денежные агрегаты — виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности, то есть возможностью быстрого превращения в наличные деньги.
- Тема: рынок капитала
- Дискреционная и недискреционная фискальная политика
- Тема: Макроэкономическая структура национальной экономики
- Тема: Государственные расходы
- Тема: Теория инвестиций
- Тема: Рынок труда
- Показатели эффективности производства
- Тема: Банковская система России
- Тема: Теория экономического роста
- Тема: Теория экономического цикла
- Тема: Безработица в современной экономике
- Тема: Инфляция, сущность, формы, социально-экономические последствия
- Тема: Мировая валютная система
- Тема: Налоговая система
- Тема: Кривая Лаффера
- Тема: Социальная политика государства и принципы ее проведения
- Тема: Ведущие социально-экономические функции государства
- Тема: Экономические системы и ее типы.
- 1. Административно-командная экономическая система
- 2. Рыночную экономику характеризует
- Тема: Рыночная система: спрос и предложение
- Тема: Равновесие спроса и предложения. Эластичность.
- Тема: Эластичность спроса и предложения
- Эластичность спроса. Важную роль в изучении возможных реакций со стороны экономических агентов на изменение цены играет понятие эластичности.
- Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент.
- Эластичность спроса по цене и совокупная выручка
- Факторы, влияющие на эластичность:
- Кратчайший (а), короткий (б) и длительный (в) периоды
- Фирма: издержки производства и прибыль
- Фирма: условия равновесия
- Теория потребительского поведения
- Кривые безразличия и их свойства.
- Проблема выбора в условиях бюджетных ограничений.
- Условия максимизации полезностей.