logo
Лекции по ЭКОНОМИКЕ ЭТ

Теория потребительского поведения

Под потреблениемпонимается процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей.

При осознании потребностей возникает мотивация к труду. В этом случае потребности приобретают конкретную форму – форму интереса. Экономический интерес– это форма проявления экономических потребностей. Потребности формируют спрос, который во многом зависит от вкусов и предпочтений людей.

Полезность– это показатель степени удовлетворения, вызванного потреблением какого-либо набора товаров и услуг или каким-либо отдельным товаром.

Общая полезность- это мера общего удовлетворения, получен­ного от потребления товара или набора товаров и услуг за данный период времени.

Предельная полезность товара- это изменение общей полез­ности, вызванное изменением в потреблении данного товара или услуги, на одну единицу при условии, что потребление других то­варов остается неизменным.

В экономической литературе принято обозначать предельную полезность MU, общую полезность -TU . Предположим, что мы измеряем предельную полезность какого-то товараХ. При данных обозначениях алгебраическое выражение предельной полезности товараХ будет выглядеть следующим образом:

, где

DTUx–приращение общей полезности;

DQx- увеличение количества потребляемого блага/

Увеличение обшей полезности по мере роста потребления стабильно сопровождается падением темпов прироста полезности. Данное явление получило название уменьшающейся предельной полезности.

Падение предельной полезности называется законом уменьшающейся предельной полезности, который можно сформу­лировать следующим образом: если потребление всех других товаров остается фиксированным, то предельная полезность данного товара будет уменьшаться по мере увеличения его потребления в рамках определенного периода времени.

Современный вариант модели потребительского предпочтения основывается на следующих трех предпосылках. Первая из них состоит в том, что потребитель знает и сформировал свои потреб­ности и может их ранжировать (сравнивать).

Способность ранжировать все товары (наборы) еще не опре­деляет решение об их покупке. Предпочтение (ранжирование) не означает выбор и оно независимо от цен.

Вторая предпосылка заключается в транзитивности предпочте­ний. Транзитивность означает, что если потребитель предпочита­ет наборА наборуВ, а последний - набору С, он должен предпо­читать наборА набору С. Транзитивность также подразумевает, что если покупатель не делает различий между альтернативамиА иВ и междуВ и С, то тогда он не должен делать различий меж­дуА и С. Она означает и то, что два набора всегда можно косвен­но сопоставить с любым третьим набором товаров и услуг.

Третья предпосылка утверждает, что большее количество това­ра предпочитается меньшему. Поскольку потребитель рассматри­вает возможности обмена одного товара на другой, даже если он не желает потреблять больше данного товара, все равно «большее для него будет иметь известную ценность».