Тема: Налоговая система
Налоговая системапредставляет собой взаимосвязанное единство существующих в государстве налогов, форм и методов их взимания, а также соответствующих государственных организаций и учреждений.
Субъекты, или лица, на которых законодательством возложены налоговые обязательства, именуются налогоnлателъщиками.
То, на что начисляются налоги, следует называть объектами налогообложения. Сумма денег, с которой взимается налог, естьналоговая база, а часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в виде того или иного налога, представляет собойналоговую ставку.
Налоговая политика- система мероприятий государства в области налогообложения, которая строится с учетом компромисса интересов государства и налогоплательщиков.
Налоги выполняют фискальную и регулирующую функции.
Фискальная функция налогов связана с обеспечением государственного бюджета денежными ресурсами.
Регулирующая функция осуществляет коррекцию хозяйственного развития для придания экономическому росту устойчивого характера.
Регулирующая функция налогов осуществляется по следующим направлениям:
- обеспечение общего экономического равновесия, в том числе смягчение конъюнктурных циклических колебаний;
- перевод экономики на более высокую ступень конкурентоспособности;
- обеспечение социальной гармонии через перераспределение доходов.
Принципы налогообложения– это правила, которыми следует руководствоваться при построении налоговой системы, к ним относятся:
Принцип справедливости, который предполагает равенство налогов на доходы рыночных структур. Это означает, что налоги должны быть равными для каждого уровня дохода. Этот принцип исторически возник в противовес подушевому, утверждая необходимость накладывать налог не на человека, а на его доход.
Сегодня принцип справедливости увязывают с требованиями равенства налогообложения для предприятий различной формы собственности. Рыночная экономика предполагает, что только конкуренция, а не различного рода преференции, должна дать импульс развитию производства.
Принципопределенности и точности налогов предполагает, что размер налогов, сроки, способ и порядок их исчисления должны быть точно определены и понятны налогоплательщикам.
Принцип удобства взимания налогов для налогоплательщика предполагает, что каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, при котором плательщику легче выполнить требования налогообложения.
Принцип экономичности (эффективности) ориентирует на необходимость соблюдения условий, при которых:
а) разрыв между расходами по сбору и организации налогообложения и самими налоговыми поступлениями должен быть наибольшим;
б) тяжесть налогообложения ,не должна подрывать возможность продолжения производства и лишать государство в последующем налоговыx поступлений.
Принцип обязательности уплаты налогов предполагает действие неизбежности осуществления платежа. Этому способствует эффективное налоговое право, использующее систему штрафов и санкций, налогового контроля и принуждения. Важную роль играет сформированный экономический климат, при котором скрытие налогов и несвоевременная их уплата должны дать меньше выгод по сравнению с рисками невыполнения обязательств перед бюджетом.
Особое значение в структуре налогов имеет их деление на прямые и косвенные. Прямые налогипривязываются к субъектам рынка (физическим и юридическим лицам), а не к товарам. Их платят владельцы доходов. Прямые налоги различаются по объекту обложения, в качестве которого может стать денежный доход или имущество (физический капитал). Денежный доход облагается налогом у граждан (личный подоходный налог) и у предприятий(налоги на прибыль). Налог на физический капитал или на имущество (налог на собственность, включая землю и другую ценную недвижимость, налог на наследство) является удобной формой взимания налогов, поскольку налогоплательщикам трудно искусственно снизить налогооблагаемую базу.
Косвенные налогипривязываются к товарам и услугам и включаются в цену. Покупатель, оплачивая покупку, может и не предполагать, что он оплачивает косвенный налог. К этому виду налогов относится налог с оборота, который во многих странах заменен налогом с продаж, налогом на добавленную стоимость, акцизы и т.д. Каждый из указанных налогов имеет свою смысловую нагрузку.
Налог с оборота взимается от общей выручки. Он не имеет привязки к отдельному товару, в отличие отакциза.
Налог на добавленную стоимость (НДС) взимается на каждой стадии производства. Налоговые поступления в бюджет от НДС оказываются зависимыми от количества предприятий, связанных между собой разделением труда по последовательной обработке изготавливаемой продукции.
Увеличение ставок прямых налогов или введение нового вида прямого налога обычно вызывает социальную напряженность. Косвенное налогообложение считается более надежным бюджетным источником. Оно дает меньшие возможности уклоняться от налогов и имеет более слабую зависимость от колебаний конъюнктуры. Поэтому налоговая политика может склоняться к преимущественному использованию этих налогов. Однако увеличение косвенного налога приводит к повышению продажной цены и снижает платежеспособный спрос, что может привести к спаду производства и недобору налоговых поступлений.
Направления совершенствования налогового механизма России:
1) уменьшение налогового бремени, особенно для тех, кто инвестирует в развитие новых технологий;
2) изменение структуры налоговых поступлений за счет поэтапного увеличения доли физических лиц (доходов и имущества), а также рентных платежей в природоэксплутирующих отраслях, и соответственно сокращении доли, приходящейся на бизнес;
3) сокращение налоговых льгот;
4) расширение налогооблагаемой базы за счет перекрытия каналов ухода от налогов и перетока их в теневой сектор экономики.
Налоговая система должна реформироваться и по линии ее организационно-правового блока, что предполагает:
1) повышение качества налогового законодательства, которое позволило бы отсекать возможности уклонения от налогов;
2) осуществление жесткого оперативного контроля за соблюдeнием налогового законодательства, пресекая «теневые» хозяйственные операции;
3) ускоренное развитие информационных технологий в налоговой системе, позволяющих отслеживать реальную налогооблагаемую базу и осуществлять прицельный контроль за выполнением налоговой дисциплины.
- Денежные агрегаты — виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности, то есть возможностью быстрого превращения в наличные деньги.
- Тема: рынок капитала
- Дискреционная и недискреционная фискальная политика
- Тема: Макроэкономическая структура национальной экономики
- Тема: Государственные расходы
- Тема: Теория инвестиций
- Тема: Рынок труда
- Показатели эффективности производства
- Тема: Банковская система России
- Тема: Теория экономического роста
- Тема: Теория экономического цикла
- Тема: Безработица в современной экономике
- Тема: Инфляция, сущность, формы, социально-экономические последствия
- Тема: Мировая валютная система
- Тема: Налоговая система
- Тема: Кривая Лаффера
- Тема: Социальная политика государства и принципы ее проведения
- Тема: Ведущие социально-экономические функции государства
- Тема: Экономические системы и ее типы.
- 1. Административно-командная экономическая система
- 2. Рыночную экономику характеризует
- Тема: Рыночная система: спрос и предложение
- Тема: Равновесие спроса и предложения. Эластичность.
- Тема: Эластичность спроса и предложения
- Эластичность спроса. Важную роль в изучении возможных реакций со стороны экономических агентов на изменение цены играет понятие эластичности.
- Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент.
- Эластичность спроса по цене и совокупная выручка
- Факторы, влияющие на эластичность:
- Кратчайший (а), короткий (б) и длительный (в) периоды
- Фирма: издержки производства и прибыль
- Фирма: условия равновесия
- Теория потребительского поведения
- Кривые безразличия и их свойства.
- Проблема выбора в условиях бюджетных ограничений.
- Условия максимизации полезностей.