Тема: Инфляция, сущность, формы, социально-экономические последствия
Современная инфляция- это процесс восстановления равновесия между товарным обеспечением, определяющим товарное обращение, и денежным обращением, неизбежным проявлением которого является рост общего уровня цен.
Формы проявления современной инфляции:
1. По степени проявления и темпам наращивания инфляционных процессов:
- ползучая инфляция, проявляющаяся в длительном постепенном росте цен. Для такой инфляции характерны невысокие темпы их роста, примерно до десяти процентов в год, которые воспринимаются как результат ассортиментных сдвигов;
- галопирующая инфляция в виде скачкообразного роста цен. Такая инфляция трудноуправляема. Галопирующий рост цен проявляет себя неодинаково и не имеет строго обозначенных количественных параметров, так как инфляционные процессы зависят от уровня развития страны, социально-экономической структуры, несхожего механизма регулирования ценовых процессов;
- гиперинфляция, которая представляет наибольшую опасность. Темпы роста цен при этой инфляции очень высоки, свыше 50% в месяц (в течение нескольких месяцев). Особенностью этого вида инфляции является ее неуправляемость: цены перестают выполнять свои функции, на полную мощность работает печатный станок, развивается спекуляция, производство дезорганизуется.
2. По способам возникновения:
- административная инфляция, порождаемая административно-управляемыми ценами;
- инфляция издержек, проявляющаяся в росте цен на ресурсы, факторы производства, вследствие чего растут издержки производства и обращения, а вместе с ними и цены на товары и услуги;
- инфляция спроса, проявляющаяся в превышении спроса над предложением, что ведет к росту цен;
- инфляция предложения, проявляющаяся в росте цен, обусловленном увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов;
- импортируемая инфляция, вызванная воздействием внешних факторов, таких, как чрезмерный приток иностранной валюты в страну, повышение импортных цен и т.д.;
- индуцированная инфляция, обусловленная какими-либо другими экономическими факторами;
- кредитная инфляцuя, которая вызвана чрезмерной кредитной экспансией;
3. С позиции ожидаемости:
- ожидаемая инфляция – может предсказываться, прогнозироваться с достаточной степенью надежности;
- непредвиденная инфляция - уровень инфляции, оказавший выше ожидаемого за определенный период (прогноз ее невозможен).
4. С позиции сбалансированности:
- сбалансированная - цены на товары и услуги растут в одинаковых пропорциях;
- несбалансированная - цены на товары и услуги растут в разных пропорциях. Несбалансированная инфляция характерна для высокомонополизированных экономик.
5. В зависимости от того, какие формы принимает инфляционное неравновесие рынков, различают:
- открытые типы инфляции, которым свойственна тенденция к повышению цен;
- подавленные типы, которые возникают, потому что государство пытается подавить, погасить формы проявления инфляции в место того, чтобы систематически заниматься противоинфляционной политикой.
6. Структурная инфляция, вызванная диспропорциями между отраслями и секторами хозяйства, неэластичностью предложения по отношению к спросу, слабой мобильностью факторов производства.
Инфляция измеряется с помощью индекса цен. Индекс цен oпpeдeляет их общий уровень по отношению к базисному периоду. Темп инфляции для данного года можно вычислить следующим образом: индекс цен базисного года вычесть из индекса цен текущего года и разделить эту разницу на индекс цен базисного года, затем умножить на 100%. Количественно измерить инфляцию можно и способом, связанным с использованием так называемого«правила величины 70». Это правило обычно применяется тогда, когда надо установить, сколько потребуется времени для удвоения уровня цен. Для этого необходимо разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции.
Важнейшей целью антиинфляционной политики является управление антиинфляционным процессам таким образам, чтобы сделать инфляцию предсказуемой, а ее уровень - умеренным. Для этого используются денежно-кредитные, бюджетные, налоговые методы, мероприятия в области политики доходов, стабилизационные программы, проведение радикальных экономических реформ. Выделяют два варианта проведения антиинфляционной политики:
- ортодоксальный вариант, который предполагает максимальное использование рыночных регуляторов, либерализацию условий деятельности предприятий на внутреннем и внешнем рынках; введение свободных цен и поддержание плавающего и стабильного курса национальной валюты; постоянное сокращение деятельности государства в экономике; поддержание темпов роста денежной массы в соответствии с возможностями производства;
- гетеродоксальнный вариант, основанный на более активном вмешательстве государства в ход экономических процессов и предполагающий: временное замораживание заработной платы, роста цен; поддержку предпринимательства; снижение налогов; привлечение сбережений населения; развитие рыночной инфраструктуры; регулирование внешней торговли и валютных операций.
Одной из форм организации денежно-кредитной политики является таргетирование инфляции, которое рассматривается как один из способов борьбы с инфляцией. Таргетирование - установление центральным банком количественно определенных целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита.
Инфляционное таргетирование - требует системы мер, включающих: публичное провозглашение плановых показателей инфляции; заключение ценовых соглашений для обеспечения ценовой стабильности; стратегию, опирающуюся на новые формы и обладающую большей гибкостью и толерантностью по отношению к способам достижения конечной цели; оповещение общественности и рынков о целях и планах регулирующих органов; повышение ответственности регулирующих органов за достижение плановых показателей.
Условиями перевода денежно-кредитной политики в режим таргетирования инфляции являются: способность центрального банка про водить независимую денежную политику и предоставление ему свободы в выборе инструментов при достижении установленных плановых темпов инфляции, возможность у управляющих органов моделировать и предсказывать инфляцию, оценивать временные лаги денежно-кредитной политики.
1. В большей мере страдают от инфляции люди, которые получают относительнофиксированные номинальные доходы, поскольку инфляция перераспределяет доходы, уменьшая их у получателей фиксированных доходов и увеличивая их у других групп населения. Люди, живущие на нефиксированные доходы, выигрывают от инфляции. Их номинальные доходы обгоняют уровень цен, следовательно, их реальные доходы увеличиваются.
2. Кроме того, инфляция снижает реальную стоимость сбережений (срочных счетов в банке, страховых полисов, ежегодной ренты и других активов с фиксированной стоимостью). Стоимость сбережений будет падать, если уровень инфляции больше, чем процентная ставка.
3. Инфляция перераспределяет доходы также между дебиторами и кредиторами. Непредвиденная инфляция, в частности, приносит выгоду дебиторам (получателям ссуд) за счет кредиторов (ссудодателей). Поскольку с ростом цен покупательная способность денежной единицы падает, получателю ссуд выдают «дорогие» деньги, а он возмещает их «дешевыми» деньгами.
Выигрывают от инфляции:
4. Те, кто покупал недвижимость под залог с фиксированной процентной ставкой. С одной стороны, инфляция значительно облегчает реальное бремя задолженности по закладным, с другой номинальная стоимость долгов возрастает быстрее, чем общий уровень цен.
5. Правительство, накопившее огромный государственный долг. Инфляция облегчает правительству реальное бремя долга.
Таким образом, инфляция произвольно «облагает налогами» тех, кто получает фиксированные доходы, и «субсидирует» тех, чьи денежные доходы меняются. Непредвиденная инфляция наказывает владельцев сбережений и приносит выгоды получателям займов за счет кредиторов.
Последствия дефляции прямо противоположны. При постоянном общем объеме ВНП реальные доходы увеличиваются у тех, кто имеет фиксированные доходы. Кредиторы также выигрывают.
Негативные социально-экономические последствия инфляции вынуждают правительство разных стран проводить определенную экономическую политику. Различают две их части: антиинфляционную стратегию, объединяющую цели и методы долговременного характера, и антиинфляционную тактику.
1. Антиинфляционная стратегия. Составляющие антиинфляционной стратегии:
● Гашение антиинфляционных ожиданий. Правительство должно ставить перед собой определенные антиинфляционные задачи, информировать об этом население, и добиваться их выполнения. Здесь срабатывает эффект объявления: производители и потребители убеждаются, что правительство способно выполнять свои обещания, и изменяют свое экономическое поведение;
● Долгосрочная денежная политика. Связана с введением жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. Она должна сочетаться с разгосударствлением экономики, с развитием рыночной инфраструктуры;
● Сокращение бюджетного дефицита. Это возможно осуществить двумя путями: увеличением налогов или уменьшением расходов государства. Но необходимо иметь в виду, что большие налоги могут подорвать стимулы к труду и инвестированию, сократить поступления в бюджет. Кроме того, высокие налоговые ставки сами по себе являются инфляционными факторами. В мире наблюдается общая тенденция к снижению ставок налога на прибыль. Это дает импульс инвестициям, росту производства и занятости, а значит — и доходов, подлежащих налогообложению. Кроме того, нужно пойти на снижение государственных расходов за счет структурной перестройки производства, демилитаризации и конверсии, формирование новых рынков (информации, средств связи и т. д.). В случае, когда инфляционная обстановка нетерпима, используется тактическое антиинфляционное напряжение.
2. Антиинфляционная тактика должна быть направлена на увеличение предложение товаров без повышения спроса или на снижение спроса без падения предложения. Важную роль здесь может сыграть повышение степени товарности народного хозяйства. Этому содействует льготное налогообложение предприятий, продающих побочные продукты производства, услуги, информацию, формирующие новые рынки. Мощным фактором снижения инфляции является приватизация государственной собственности, реализация государственных стратегических запасов, материальных ресурсов предприятий, массированный потребительский импорт. Регулирование спроса предусматривает повышение норм сбережений, и уменьшение уровня их ликвидности. Для этого значительно повышаются процентные ставки по вкладам, по государственным облигациям, форсируется приватизация. Иногда даже вводится временное замораживание вкладов. Когда полностью исчерпаны все способы противодействия инфляции, может быть проведена денежная реформа конфискационного типа.
- Денежные агрегаты — виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности, то есть возможностью быстрого превращения в наличные деньги.
- Тема: рынок капитала
- Дискреционная и недискреционная фискальная политика
- Тема: Макроэкономическая структура национальной экономики
- Тема: Государственные расходы
- Тема: Теория инвестиций
- Тема: Рынок труда
- Показатели эффективности производства
- Тема: Банковская система России
- Тема: Теория экономического роста
- Тема: Теория экономического цикла
- Тема: Безработица в современной экономике
- Тема: Инфляция, сущность, формы, социально-экономические последствия
- Тема: Мировая валютная система
- Тема: Налоговая система
- Тема: Кривая Лаффера
- Тема: Социальная политика государства и принципы ее проведения
- Тема: Ведущие социально-экономические функции государства
- Тема: Экономические системы и ее типы.
- 1. Административно-командная экономическая система
- 2. Рыночную экономику характеризует
- Тема: Рыночная система: спрос и предложение
- Тема: Равновесие спроса и предложения. Эластичность.
- Тема: Эластичность спроса и предложения
- Эластичность спроса. Важную роль в изучении возможных реакций со стороны экономических агентов на изменение цены играет понятие эластичности.
- Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент.
- Эластичность спроса по цене и совокупная выручка
- Факторы, влияющие на эластичность:
- Кратчайший (а), короткий (б) и длительный (в) периоды
- Фирма: издержки производства и прибыль
- Фирма: условия равновесия
- Теория потребительского поведения
- Кривые безразличия и их свойства.
- Проблема выбора в условиях бюджетных ограничений.
- Условия максимизации полезностей.