2.2.2. Государственный кредит
Государственный кредит выделяют в самостоятельное звено государственных финансов ввиду специфики финансово-кредитных отношений, обеспечивающих привлечение средств в централизованные фонды государства.
Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, в которых государство выступает в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.
Государство может принимать на себя роль заемщика средств (государственный займ) и (или) кредитора, предоставляющего ссуды или гарантии юридическим и физическим лицам. Необходимость существования государственного кредита связана в основном с тем, что рост государственных расходов опережает расширение собственной доходной базы, а кредит позволяет покрывать запланированные расходы дефицитного бюджета.
Государственный кредит имеет ряд особенностей как источник формирования бюджета:
он носит добровольный характер (в отличие от налогообложения);
в его основе лежат принципы возвратности и платности; обеспечением госзаймов являются не конкретные ценности, как при банковском кредите, а все имущество, находящееся в собственности государства, имущество данной территории или какой-либо ее доход;
займы, как правило, не являются целевыми, но на уровне территорий средства достаточно часто привлекают под определены цели;
значительный рост государственного займа негативно влияет на экономический рост, так как обслуживание возникающего гocударственного долга влечет за собой дополнительные расходы бюджета;
государственный кредит является инструментом финансового и денежно-кредитного регулирования, средством осуществления. финансовой политики.
Финансовое и денежно-кредитное регулирование с помощью государственного кредита осуществляется по следующим направлениям:
размещая займы среди инвесторов, государство воздействует на объем денежной массы в обращении;
мобилизация сбережений физических лиц снижает платежеспособный спрос;
операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под залог высоколиквидных государственных ценных бумаг (ломбардный кредит) Центральным банком РФ являются инструментами регулирования ликвидности коммерчески) банков; эмитируя ценные бумаги, государство увеличивает спрос на заемные средства, способствуя «удорожанию» кредита, что отрицательно действует на развитие экономики и вызывает перелив средств из реального сектора экономики в финансовый.
Государственный кредит функционирует в форме:
Государственных займов;
Государственных ссуд;
Государственных гарантий.
1. Государственные займы являются способом привлечения государством для ликвидации дефицита государственного бюджета средств различных инвесторов на условиях добровольности, срочности, платности и возвратности.
Государственные займы можно классифицировать следующим образом:
1)по субъектам заемных отношений:
- размещаемые центральными органами управления;
- размещаемые территориальными органами управления;
2)по месту размещения:
- внутренние;
- внешние;
3)по способу обращения:
- рыночные, свободно покупаемые и продаваемые;
- нерыночные, не подлежащие свободному обращению на рынке ценных бумаг;
4)в зависимости от срока привлечения средств:
- краткосрочные (до 1 года);
- среднесрочные (от 1 года до 5 лет);
- долгосрочные (от 5 лет и более);
5) по обеспеченности долговых обязательств:
- закладные, обеспечиваемые конкретным залогом (займы местных органов власти);
- беззакладные, обеспечиваемые всем имуществом государства;
6) по способу выплаты (получения) дохода:
- выигрышные, по которым доход может быть получен в денежной или вещевой форме на основе тиражей выигрыша;
- процентные, которые предусматривают выплату дохода, рассчитанного на основе процентной ставки к номиналу, определенной по конкретному купону, и выплачиваемого раз в квартал, год, или при погашении займа;
- с нулевым купоном (с дисконтом), предполагающие получение дохода за счет дисконта, т. е. за счет размещения по цене ниже номинала;
7) по методу определения дохода:
- с твердым доходом;
- плавающим доходом, который в период экономической нестабильности (частого пересмотра ставки рефинансирования) позволяет снижать уровень расходов по обслуживанию займов.
2. Государственные ссуды - предоставление предприятиям и субъектам Федерации из средств бюджета, на основе срочности, платности, возвратности кредитных ресурсов для развития экономики и решения важных социально-экономических задач.
Формами предоставления государственных ссуд (государственного кредита) являются:
бюджетные ссуды предприятиям и субъектам Федерации, предоставление, эффективность и возвратность которых контролируется государством;
товарные кредиты, предоставляемые за счет средств бюджета организациям различных отраслей для сезонного обеспечения ресурсами (например, сезонное обеспечение агропромышленного комплекса горючесмазочными материалами, минеральными удобрениями и т. п.);
льготные кредиты, выделяемые для решения важных социально-экономических задач (например, выделение льготных кредитов администрациям районов Крайнего Севера и приравненных ним местностям для обеспечения завоза топлива и других важнейших ресурсов в навигационный период);
инвестиционный налоговый кредит - разновидность бюджетной ссуды, которую получают предприятия, имеющие крупное народнохозяйственное значение, в пределах сумм налоговых платежей в федеральный бюджет (на год или на несколько лет).
3.Государственные гарантии - обязательства федеральной правительства под кредиты, получаемые отдельными хозяйствующими субъектами и органами исполнительной власти субъектов Федерации.
Эти гарантии, как правило, выдаются Министерством финансов по отдельным распоряжениям правительства и выступают форме условного государственного долга.
Государственный кредит в форме ссуды или гарантии, когда государство выступает в роли кредитора или гаранта, оказывает положительное воздействие на экономику и способствует достижению определенных социальных и политических целей.
Государственным внутренним долгом РФ являются выраженные в рублях долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами. Правомерно к государственному долгу относить и задолженность по заработной плате работникам бюджетных организаций. Он обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.
Государственный долг может выражаться в следующих формах:
- кредиты, получаемые Правительством РФ;
- государственные займы, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг;
- другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.
Политику, проводимую в отношении государственного внутреннего долга РФ, определяет Федеральное собрание на основе предложений, разрабатываемых Правительством РФ совместно с Центральным банком РФ. Верхний предел государственного долга устанавливают при утверждении федерального бюджета.
- Содержание
- 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 3.Основные разделы по дисциплине «Финансы и кредит»
- Тема 1. Деньги и денежное обращение
- 1.1.Основные функции денег
- 1.3. Эмиссия денег
- 1.4. Виды денег
- 1.5. Денежное обращение
- 1.6. Инфляция: сущность, причины возникновения
- 1.Внутренние факторы
- 2. Внешние факторы
- 1. По степени проявления
- 2. По форме проявления
- Тема 2. Финансовая система, ее функции и звенья
- 2.1. Финансы как социально-экономическая категория
- 2.2. Составляющие финансовой системы
- 2.2.1. Государственные и муниципальные финансы
- Общественные функции бюджета
- Свойства бюджета
- Бюджетный процесс и его основные этапы
- Принципы построения бюджетной системы
- 2.2.2. Государственный кредит
- 2.2.3. Государственные внебюджетные фонды
- Характеристика государственных внебюджетных фондов
- 1.Пенсионный фонд рф
- 2.Фонд социального страхования
- 3.Фонд обязательного медицинского страхования
- 4. Целевые бюджетные фонды
- 2.2.4. Страхование как экономическая категория
- 2.2.5. Финансы предприятий Сущность и функции финансов предприятия
- Функции финансов предприятий
- 4.Обеспечивающая и контрольная
- 5. Контрольная функция
- 2. Краткосрочные источники финансирования
- 2.2.6. Финансы домашних хозяйств
- Тема 3. Кредитная система государства
- 2.1.Развитие кредитной системы России
- 3.2.Функции кредитной системы
- 3.3. Уровни банковской системы
- 1 Уровень банковской системы.
- 2 Уровень банковской системы.
- 3.4. Кредитные инструменты
- Тема 4. Финансовый менеджмент
- 4.1 Система управления финансами предприятия
- 4.2. Функции, задачи и цеди финансового менеджера
- Тема 5. Финансовые риски и контроль
- 5.1. Финансовые риски, сущность и виды
- Классификация рисков
- 5.2. Финансовый контроль, его цели и задачи
- 5.2.1. Формы и методы финансового контроля
- Методы проведения финансового контроля
- Тема 6. Финансовый ранок
- 6.1.Рынок ссудного капитала
- 6.2. Фондовый рынок
- Функции рынка ценных бумаг
- 6.2.1. Ценные бумаги, основные функции и виды
- Виды ценных бумаг
- 5. Депозитные и сберегательные сертификаты коммерческих банков
- 6. Чек и коносамент
- 7. Производные ценные бумаги:
- 6.2.2. Регулирование рынка ценных бумаг
- 6.3. Валютный рынок
- Тема 7. Валютная система
- 7.1. Эволюция мировой валютной системы
- 7.2 . Международный кредит и мировой рынок ссудных капиталов
- В зависимости от срока, на который предоставляется
- 7.3. Международные финансовые организации
- Тема 8 Правовые основы управления финансами в рф
- 4. Словарь используемых терминов по учебной дисциплине (глоссарий)
- Банкнота – это расписка содержащая требование банку-эмитенту выдать ее предъявителю указанное в ней количество монет.
- 5. Вопросы на экзамен (очная форма обучения)
- 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 1. Основная
- 2.Дополнительная
- 3. Электронная библиотека