logo
40

2.2.2. Государственный кредит

Государственный кредит выделяют в самостоятельное звено государственных финансов ввиду специфики финансово-кредитных отношений, обеспечивающих привлечение средств в централизованные фонды государства.

Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, в которых государство выступает в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.

Государство может принимать на себя роль заемщика средств (государственный займ) и (или) кредитора, предоставляющего ссуды или гарантии юридическим и физическим лицам. Необходимость существования государственного кредита связана в основном с тем, что рост государственных расходов опережает расширение собственной доходной базы, а кредит позволяет покрывать запланированные расходы дефицитного бюджета.

Государственный кредит имеет ряд особенностей как источник формирования бюджета:

Финансовое и денежно-кредитное регулирование с помощью государственного кредита осуществляется по следующим направлениям:

Государственный кредит функционирует в форме:

  1. Государственных займов;

  2. Государственных ссуд;

  3. Государственных гарантий.

1. Государственные займы являются способом привлечения государством для ликвидации дефицита государственного бюджета средств различных инвесторов на условиях добровольности, срочности, платности и возвратности.

Государственные займы можно классифицировать следующим образом:

1)по субъектам заемных отношений:

- размещаемые центральными органами управления;

- размещаемые территориальными органами управления;

2)по месту размещения:

- внутренние;

- внешние;

3)по способу обращения:

- рыночные, свободно покупаемые и продаваемые;

- нерыночные, не подлежащие свободному обращению на рынке ценных бумаг;

4)в зависимости от срока привлечения средств:

- краткосрочные (до 1 года);

- среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

- долгосрочные (от 5 лет и более);

5) по обеспеченности долговых обязательств:

- закладные, обеспечиваемые конкретным залогом (займы местных органов власти);

- беззакладные, обеспечиваемые всем имуществом государства;

6) по способу выплаты (получения) дохода:

- выигрышные, по которым доход может быть получен в денежной или вещевой форме на основе тиражей выигрыша;

- процентные, которые предусматривают выплату дохода, рассчитанного на основе процентной ставки к номиналу, определенной по конкретному купону, и выплачиваемого раз в квартал, год, или при погашении займа;

- с нулевым купоном (с дисконтом), предполагающие получение дохода за счет дисконта, т. е. за счет размещения по цене ниже номинала;

7) по методу определения дохода:

- с твердым доходом;

- плавающим доходом, который в период экономической нестабильности (частого пересмотра ставки рефинансирования) позволяет снижать уровень расходов по обслуживанию займов.

2. Государственные ссуды - предоставление предприятиям и субъектам Федерации из средств бюджета, на основе срочности, платности, возвратности кредитных ресурсов для развития экономики и решения важных социально-экономических задач.

Формами предоставления государственных ссуд (государственного кредита) являются:

3.Государственные гарантии - обязательства федеральной правительства под кредиты, получаемые отдельными хозяйствующими субъектами и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Эти гарантии, как правило, выдаются Министерством финансов по отдельным распоряжениям правительства и выступают форме условного государственного долга.

Государственный кредит в форме ссуды или гарантии, когда государство выступает в роли кредитора или гаранта, оказывает положительное воздействие на экономику и способствует достижению определенных социальных и политических целей.

Государственным внутренним долгом РФ являются выраженные в рублях долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами. Правомерно к государственному долгу относить и задолженность по заработной плате работникам бюджетных организаций. Он обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Государственный долг может выражаться в следующих формах:

- кредиты, получаемые Правительством РФ;

- государственные займы, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг;

- другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Политику, проводимую в отношении государственного внутреннего долга РФ, определяет Федеральное собрание на основе предложений, разрабатываемых Правительством РФ совместно с Центральным банком РФ. Верхний предел государственного долга устанавливают при утверждении федерального бюджета.