2.2. Составляющие финансовой системы
Ведущим звеном любой финансовой системы выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию - это главный централизованный фонд денежных средств государства. Государственный бюджет является также главным средством перераспределения национального дохода (НД). Через это звено перераспределяется до 40% НД. Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 80% и более общей суммы его доходов.
В странах с развитой рыночной экономикой за государственным бюджетом закрепляются главные налоги: налог на прибыль корпораций, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины. Это во многом обусловлено тем, что из государственного бюджета производятся основные расходы государства: на военные цели; управление; правоохранительную деятельность; вмешательство в экономику; социальные расходы и субсидии. За счет средств государственного бюджета осуществляется также выравнивание бюджетов разных уровней - предоставляются субсидии и кредиты региональным и местным органам власти.
Второе звено государственной финансовой системы - местные бюджеты. В унитарных государствах местные бюджеты не входят в государственный бюджет. В федеративных государствах местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в федеральный бюджет.
За местными бюджетами закреплены второстепенные налоги - подоходный налог, ресурсные налоги, поэтому они, как правило, дефицитны и не могут нормально функционировать без субсидий и кредитов из государственного бюджета. Большая часть расходов местных бюджетов направляется на социальные цели.
Третье звено государственной финансовой системы - государственный кредит, который представляет собой форму кредитных отношений между государством, юридическими и физическими лицами, когда государство выступает как заемщик, кредитор или гарант. Чаще всего государство выступает как заемщик, используя средства государственного кредита для погашения дефицита государственного бюджета. Поэтому объективная необходимость государственного кредита обусловлена, в первую очередь, превышением государственных расходов над его доходами. Государство постоянно испытывает потребность в дополнительных финансовых ресурсах, тогда как доходы не всегда покрывают его расходы. В этом случае государство выступает как заемщик. Реже государство выступает как кредитор, предоставляя займы другим государствам или частным компаниям. Если же государство берет на себя ответственность за погашение частных обязательств, то оно выступает как гарант.
Четвертое звено государственной финансовой системы - внебюджетные специальные фонды. Эти фонды имеют постоянный источник, а мобилизация и использование средств осуществляется в особых формах и особыми методами. Внебюджетные фонды не зависят от средств государственного бюджета, используются строго по целевому назначению - для оказания социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики.
В странах с развитой рыночной экономикой наиболее крупными внебюджетными фондами являются государственные социальные внебюджетные фонды, средства которых используются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, пособий по временной нетрудоспособности, безработице и т.п.
Пятым элементом государственной финансовой системы является государственное страхование. Это форма страхования, при которой в качестве страховщика выступает государственная организация. Чаще всего в условиях рыночной экономики страхование осуществляется специальными частными страховыми компаниями. Однако и государство берет на себя страхование некоторых видов риска, образуя централизованный страховой (резервный) фонд. Он формируется не только в денежной, но и в натуральной форме за счет общегосударственных ресурсов и находится в распоряжении правительства.
Создание такого фонда связано, как правило, с наличием страховых рисков природного и техногенного характера и возмещением ущерба от стихийных бедствий, катастроф, экологических аварий и т.п. Реже государственное страхование связано с экономическими факторами (риски при экспортно-импортных операциях, поставках, осуществляемых государством) или экономической нестабильностью.
И, наконец, шестым элементом государственной финансовой системы выступают финансы государственных предприятий. Государственные предприятия в развитых странах получили широкое развитие лишь после Второй мировой войны (1946-1950). В этот период национализации подлежали в основном отсталые, неконкурентоспособные отрасли национального хозяйства - железные дороги, воздушный транспорт, энергетические отрасли (электроэнергетика, газовая, угольная промышленность и др.). В настоящее время в государственной собственности находятся, как правило, низкорентабельные или убыточные отрасли. Но эти отрасли очень важны для развития любого национального хозяйства.
В России до конца 80-х гг. все предприятия были в основном государственными. Сегодня государственные предприятия существуют в форме казенных, унитарных и муниципальных предприятий.
Все перечисленные шесть основных элементов государственной финансовой системы характерны и для России. Более подробно о них будет сказано ниже.
- Содержание
- 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 3.Основные разделы по дисциплине «Финансы и кредит»
- Тема 1. Деньги и денежное обращение
- 1.1.Основные функции денег
- 1.3. Эмиссия денег
- 1.4. Виды денег
- 1.5. Денежное обращение
- 1.6. Инфляция: сущность, причины возникновения
- 1.Внутренние факторы
- 2. Внешние факторы
- 1. По степени проявления
- 2. По форме проявления
- Тема 2. Финансовая система, ее функции и звенья
- 2.1. Финансы как социально-экономическая категория
- 2.2. Составляющие финансовой системы
- 2.2.1. Государственные и муниципальные финансы
- Общественные функции бюджета
- Свойства бюджета
- Бюджетный процесс и его основные этапы
- Принципы построения бюджетной системы
- 2.2.2. Государственный кредит
- 2.2.3. Государственные внебюджетные фонды
- Характеристика государственных внебюджетных фондов
- 1.Пенсионный фонд рф
- 2.Фонд социального страхования
- 3.Фонд обязательного медицинского страхования
- 4. Целевые бюджетные фонды
- 2.2.4. Страхование как экономическая категория
- 2.2.5. Финансы предприятий Сущность и функции финансов предприятия
- Функции финансов предприятий
- 4.Обеспечивающая и контрольная
- 5. Контрольная функция
- 2. Краткосрочные источники финансирования
- 2.2.6. Финансы домашних хозяйств
- Тема 3. Кредитная система государства
- 2.1.Развитие кредитной системы России
- 3.2.Функции кредитной системы
- 3.3. Уровни банковской системы
- 1 Уровень банковской системы.
- 2 Уровень банковской системы.
- 3.4. Кредитные инструменты
- Тема 4. Финансовый менеджмент
- 4.1 Система управления финансами предприятия
- 4.2. Функции, задачи и цеди финансового менеджера
- Тема 5. Финансовые риски и контроль
- 5.1. Финансовые риски, сущность и виды
- Классификация рисков
- 5.2. Финансовый контроль, его цели и задачи
- 5.2.1. Формы и методы финансового контроля
- Методы проведения финансового контроля
- Тема 6. Финансовый ранок
- 6.1.Рынок ссудного капитала
- 6.2. Фондовый рынок
- Функции рынка ценных бумаг
- 6.2.1. Ценные бумаги, основные функции и виды
- Виды ценных бумаг
- 5. Депозитные и сберегательные сертификаты коммерческих банков
- 6. Чек и коносамент
- 7. Производные ценные бумаги:
- 6.2.2. Регулирование рынка ценных бумаг
- 6.3. Валютный рынок
- Тема 7. Валютная система
- 7.1. Эволюция мировой валютной системы
- 7.2 . Международный кредит и мировой рынок ссудных капиталов
- В зависимости от срока, на который предоставляется
- 7.3. Международные финансовые организации
- Тема 8 Правовые основы управления финансами в рф
- 4. Словарь используемых терминов по учебной дисциплине (глоссарий)
- Банкнота – это расписка содержащая требование банку-эмитенту выдать ее предъявителю указанное в ней количество монет.
- 5. Вопросы на экзамен (очная форма обучения)
- 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 1. Основная
- 2.Дополнительная
- 3. Электронная библиотека