Принципы построения бюджетной системы
Бюджетным кодексом РФ регламентируются следующие принципы, в соответствии с которыми должна строиться и развиваться бюджетная система РФ:
1. Принцип единства бюджетной системы
Означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса на всей территории Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с данным принципом едиными должны быть санкции за нарушения бюджетного законодательства, порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы
Означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
3. Принцип самостоятельности бюджетов
Он означает право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов у бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации; законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов и полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Регулирующими доходами бюджетов называют федеральные, региональные налоги и другие платежи по которым устанавливаются нормативы отчислений в нижестоящие бюджеты на очередной финансовый год, или на долговременной основе. Право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов (в соответствии с Бюджетным кодексом). Право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов (в соответствии с Бюджетным кодексом). Недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов. Недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.
С нарушением последнего пункта связано возникновение проблемы федеральных мандатов, т.е. обязательств федерального центра перед гражданами, реализуемых за счет региональных и муниципальных бюджетов. Примером необеспеченного федерального мандата является решение федеральной власти о повышении заработной платы работникам бюджетной сферы, нагрузка по реализации которого легла на бюджеты субъектов РФ, в результате чего образовалась значительная задолженность по выплате заработной платы практически во всех субъектах РФ3.
4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и прочие обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.
5. Принцип сбалансированности бюджета
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
8. Принцип гласности
Принцип гласности означает:
1) Обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
2) Обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.
9. Принцип достоверности бюджета
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Наличие точных макроэкономических и бюджетных прогнозов является одним из важнейших условий эффективной государственной экономической политики. Нереалистичные прогнозы вносят значительную неопределенность в процессы бюджетного финансирования и эффективность бюджетных расходов. Оптимистичные проектировки бюджетных доходов могут приводить к кризисам бюджетного финансирования и хаотичному секвестированию расходов. Заниженные прогнозы инфляции приводят к значительному отставанию запланированных в бюджете расходов от реальных потребностей, что в свою очередь порождает цепочку неплатежей и введение в оборот различного рода денежных суррогатов.
10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
- Содержание
- 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 3.Основные разделы по дисциплине «Финансы и кредит»
- Тема 1. Деньги и денежное обращение
- 1.1.Основные функции денег
- 1.3. Эмиссия денег
- 1.4. Виды денег
- 1.5. Денежное обращение
- 1.6. Инфляция: сущность, причины возникновения
- 1.Внутренние факторы
- 2. Внешние факторы
- 1. По степени проявления
- 2. По форме проявления
- Тема 2. Финансовая система, ее функции и звенья
- 2.1. Финансы как социально-экономическая категория
- 2.2. Составляющие финансовой системы
- 2.2.1. Государственные и муниципальные финансы
- Общественные функции бюджета
- Свойства бюджета
- Бюджетный процесс и его основные этапы
- Принципы построения бюджетной системы
- 2.2.2. Государственный кредит
- 2.2.3. Государственные внебюджетные фонды
- Характеристика государственных внебюджетных фондов
- 1.Пенсионный фонд рф
- 2.Фонд социального страхования
- 3.Фонд обязательного медицинского страхования
- 4. Целевые бюджетные фонды
- 2.2.4. Страхование как экономическая категория
- 2.2.5. Финансы предприятий Сущность и функции финансов предприятия
- Функции финансов предприятий
- 4.Обеспечивающая и контрольная
- 5. Контрольная функция
- 2. Краткосрочные источники финансирования
- 2.2.6. Финансы домашних хозяйств
- Тема 3. Кредитная система государства
- 2.1.Развитие кредитной системы России
- 3.2.Функции кредитной системы
- 3.3. Уровни банковской системы
- 1 Уровень банковской системы.
- 2 Уровень банковской системы.
- 3.4. Кредитные инструменты
- Тема 4. Финансовый менеджмент
- 4.1 Система управления финансами предприятия
- 4.2. Функции, задачи и цеди финансового менеджера
- Тема 5. Финансовые риски и контроль
- 5.1. Финансовые риски, сущность и виды
- Классификация рисков
- 5.2. Финансовый контроль, его цели и задачи
- 5.2.1. Формы и методы финансового контроля
- Методы проведения финансового контроля
- Тема 6. Финансовый ранок
- 6.1.Рынок ссудного капитала
- 6.2. Фондовый рынок
- Функции рынка ценных бумаг
- 6.2.1. Ценные бумаги, основные функции и виды
- Виды ценных бумаг
- 5. Депозитные и сберегательные сертификаты коммерческих банков
- 6. Чек и коносамент
- 7. Производные ценные бумаги:
- 6.2.2. Регулирование рынка ценных бумаг
- 6.3. Валютный рынок
- Тема 7. Валютная система
- 7.1. Эволюция мировой валютной системы
- 7.2 . Международный кредит и мировой рынок ссудных капиталов
- В зависимости от срока, на который предоставляется
- 7.3. Международные финансовые организации
- Тема 8 Правовые основы управления финансами в рф
- 4. Словарь используемых терминов по учебной дисциплине (глоссарий)
- Банкнота – это расписка содержащая требование банку-эмитенту выдать ее предъявителю указанное в ней количество монет.
- 5. Вопросы на экзамен (очная форма обучения)
- 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 1. Основная
- 2.Дополнительная
- 3. Электронная библиотека