Свойства бюджета
Для того, чтобы бюджетная система могла эффективно выполнять возложенные на нее функции, необходимо выполнение ряда обязательных требований, важнейшим из которых является прозрачность бюджета. Оно означает информационную открытость бюджетной системы не только для государственных органов, но и для общества в целом; полноту отражения доходов и расходов бюджета, открытость методики расчета отдельных его статей; точность, достоверность и оперативность отчетов об исполнении бюджета; четкое определение процедур его составления, утверждения и исполнения; наличие эффективных механизмов контроля на всех этапах бюджетного процесса.
Для повышения прозрачности бюджетного процесса необходима четкая регламентация всех его этапов и полномочий его участников. Законодательство определяет функции отдельных органов государственной власти, участвующих в разработке и исполнении бюджета, порядок их взаимодействия на различных этапах бюджетного процесса и ряд других моментов.
Открытость бюджетных материалов позволяет гражданам и организациям получить представление о направлениях социально-экономической политики государства не только на очередной год, но и на более длительную перспективу. Поэтому важнейшие документы, сопровождающие бюджетный процесс, должны обязательно публиковаться в средствах массовой информации. Это касается не только утвержденного текста закона о бюджете на очередной год, но и других материалов: оценок текущего состояния экономики страны и прогнозов ее развития, концепции государственной политики, отчетов об исполнении бюджета и т.д.
С прозрачностью бюджета тесно связано требование его полноты. Бюджет должен охватывать все финансовые потоки государственных учреждений. Различный виды доходов должны зачисляться на единый бюджетный счет, с которого финансируются все предусмотренные расходы. Если это требование не соблюдается, бюджет не может в полной мере выполнять свои функции, в первую очередь информирования и контроля.
Инструментом обеспечения прозрачности и полноты бюджета является бюджетная классификация. Под бюджетной классификацией понимается законодательно установленная группировка доходов и расходов бюджета, источников покрытия его дефицита, видов внутреннего и внешнего долга, используемая для составления и исполнения бюджетов всех уровней и обеспечивающая сопоставимость их показателей. Это своего рода универсальный язык описания бюджета. Бюджетная классификация позволяет систематизировать информации о состоянии бюджетной системы, она утверждается федеральным законом и является единой для всех уровней бюджетной системы. По мере появления новых видов доходов или направлений расходов государственных средств классификация должна пересматриваться.
В различных странах масштабы и границы бюджетного сектора существенно отличаются. Более того, они могут меняться с течением времени, например при проведении политики национализации или приватизации отдельных секторов экономики. Но для каждого периода они должны быть известны и законодательно закреплены. Государственная политики должна рассматриваться налогоплательщиками как легитимная, а это предполагает четкое понимание того, на какие цели и в каком объеме расходуются средства бюджета.
Форма государственного устройства той или иной страны накладывает отпечаток на структуру бюджетной системы. В странах федеративного типа выделяются три уровня государственной власти - федеральный, региональный и местный, которые наделяются самостоятельностью в пределах закрепленных за ними полномочий. Поскольку реализация этих полномочий предполагает осуществление расходов, каждый уровень власти имеет собственный бюджет. Отношения органов государственной власти разного уровня, касающиеся распределения доходов и финансируемых за их счет расходов, формируют систему бюджетного федерализма.
В основе бюджетного федерализма лежит следующий принцип: федеральные органы власти формируют и исполняют федеральный бюджет, за счет которого обеспечивается финансирование общегосударственных программ; при этом каждый регион (субъект федерации) также формирует собственный бюджет, который используется для финансового обеспечения программ в пределах данного региона. Разработку проекта бюджета осуществляют органы исполнительной власти соответствующего уровня, после чего он утверждается соответственно парламентом страны или законодательным органом субъекта федерации. Хотя бюджеты различного уровня самостоятельны, они не изолированы друг от друга. Между ними существуют финансовые потоки - межбюджетные трансферты, - целью которых является выравнивание доходов бюджетов в различных регионах страны, компенсация дополнительных расходов, связанных с принятием решений на вышестоящем уровне и др.
Система межбюджетных отношений отражает баланс властных полномочий, сложившийся между федеральными и региональными органами власти. Если федерация является централизованной, роль федерального бюджета в ней велика; с его помощью могут финансироваться не только общегосударственные, но и региональные программы. Напротив, если баланс складывается в пользу региональных властей, растет значимость субфедеральных бюджетов. Это может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Например, перенесение расходов на нижестоящий уровень позволяет более гибко учесть особенности социально-экономической ситуации в том или ином регионе. Однако, оно может привести к несоответствию доходных и расходных полномочий субъектов федерации, усилению дифференциации уровня их развития и, как следствие, возникновению сепаратистских тенденций.
Помимо федерального, региональных и местных бюджетов, в бюджетной практике также используется понятие «консолидированный бюджет». Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. В отличие от федерального и региональных бюджетов, которые принимаются законодательно, консолидированный бюджет законом не является. Основная его функция – информационная. Показатели доходов и расходов консолидированного бюджета используются при анализе экономической политики, они позволяют рассчитать совокупную налоговую нагрузку и ряд других сводных показателей, характеризующих уровень государственного вмешательства в экономику.
- Содержание
- 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 3.Основные разделы по дисциплине «Финансы и кредит»
- Тема 1. Деньги и денежное обращение
- 1.1.Основные функции денег
- 1.3. Эмиссия денег
- 1.4. Виды денег
- 1.5. Денежное обращение
- 1.6. Инфляция: сущность, причины возникновения
- 1.Внутренние факторы
- 2. Внешние факторы
- 1. По степени проявления
- 2. По форме проявления
- Тема 2. Финансовая система, ее функции и звенья
- 2.1. Финансы как социально-экономическая категория
- 2.2. Составляющие финансовой системы
- 2.2.1. Государственные и муниципальные финансы
- Общественные функции бюджета
- Свойства бюджета
- Бюджетный процесс и его основные этапы
- Принципы построения бюджетной системы
- 2.2.2. Государственный кредит
- 2.2.3. Государственные внебюджетные фонды
- Характеристика государственных внебюджетных фондов
- 1.Пенсионный фонд рф
- 2.Фонд социального страхования
- 3.Фонд обязательного медицинского страхования
- 4. Целевые бюджетные фонды
- 2.2.4. Страхование как экономическая категория
- 2.2.5. Финансы предприятий Сущность и функции финансов предприятия
- Функции финансов предприятий
- 4.Обеспечивающая и контрольная
- 5. Контрольная функция
- 2. Краткосрочные источники финансирования
- 2.2.6. Финансы домашних хозяйств
- Тема 3. Кредитная система государства
- 2.1.Развитие кредитной системы России
- 3.2.Функции кредитной системы
- 3.3. Уровни банковской системы
- 1 Уровень банковской системы.
- 2 Уровень банковской системы.
- 3.4. Кредитные инструменты
- Тема 4. Финансовый менеджмент
- 4.1 Система управления финансами предприятия
- 4.2. Функции, задачи и цеди финансового менеджера
- Тема 5. Финансовые риски и контроль
- 5.1. Финансовые риски, сущность и виды
- Классификация рисков
- 5.2. Финансовый контроль, его цели и задачи
- 5.2.1. Формы и методы финансового контроля
- Методы проведения финансового контроля
- Тема 6. Финансовый ранок
- 6.1.Рынок ссудного капитала
- 6.2. Фондовый рынок
- Функции рынка ценных бумаг
- 6.2.1. Ценные бумаги, основные функции и виды
- Виды ценных бумаг
- 5. Депозитные и сберегательные сертификаты коммерческих банков
- 6. Чек и коносамент
- 7. Производные ценные бумаги:
- 6.2.2. Регулирование рынка ценных бумаг
- 6.3. Валютный рынок
- Тема 7. Валютная система
- 7.1. Эволюция мировой валютной системы
- 7.2 . Международный кредит и мировой рынок ссудных капиталов
- В зависимости от срока, на который предоставляется
- 7.3. Международные финансовые организации
- Тема 8 Правовые основы управления финансами в рф
- 4. Словарь используемых терминов по учебной дисциплине (глоссарий)
- Банкнота – это расписка содержащая требование банку-эмитенту выдать ее предъявителю указанное в ней количество монет.
- 5. Вопросы на экзамен (очная форма обучения)
- 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 1. Основная
- 2.Дополнительная
- 3. Электронная библиотека