logo
3 курс 2 семестр Страхование

Вопрос 69, Исследование страхового рынка в системе маркетинга

1. Для чего нужно исследовать страховой рынок?

2. Использование внешних источников маркетинговой информации

3. Использование внутренних источников маркетинговой информации.

4. Основные направления стратегического маркетинга российских страховых компаний

1. Исследование страхового рынка - это центральный пункт маркетинга. Без исследования потребностей клиентов просто невозможно построить грамотную маркетинговую стратегию. Как только потребности и предпочтения выявлены, можно начинать разработку страхового продукта и создавать систему продвижения страхового продукта на рынок. Рынок в целом состоит из действительных и потенциальных потребителей (тех, кто способен принять участие в потреблении страхового продукта). Задача информационного исследования - очертить круг действительных потребителей и выявить категории потенциальных клиентов. При этом страховая компания может пользоваться различными источниками информации - внешними и внутренними.

2. К внешним источникам относится информация:

• официальных государственных органов (Госкомстат, Министерство по налогам и сборам, Департамент страхового надзора Минфина России, ГИБДД и др.). Они дают картину состояния страхового рынка, а также демографических, социальных и экономических изменений на региональном и национальном уровнях;

• общественных и профессиональных организаций (Всероссийский союз страховщиков и иные страховые объединения, организации защиты прав потребителей, профсоюзы);

• частных консультационных и исследовательских фирм;

• правоохранительных органов (милиции, арбитражных судов);

• частных и государственных баз данных, содержащих сведения о конкретных предприятиях;

• справочников, открытой печатной информации;

У рекламных фирм и отчетов для акционеров, появляющихся в прессе и в Интернете.

Следует также добавить, что важную составную часть внешней информации страховые компании могут получить с помощью специальных маркетинговых исследований, таких как опросы, анкеты, наблюдение, математическое моделирование и т. д. Однако на организацию подобных мероприятий требуются значительные затраты.

Если страховая компания не имеет собственной маркетинговой службы, то ей придется привлекать специалистов со стороны. Поэтому прежде; чем приступать к подобным исследованиям, следует оценить их необходимость и эффективность, проверить, насколько использованы другие, более дешевые источники информации.

3. Кроме внешних источников, существуют также и внутренние:

• отчеты и иная информация о состоянии рынков сбыта, исходящая от сетей продажи страховой продукции;

• аналитическая бухгалтерия;

• базы данных по клиентам компании, которые позволяют прослеживать закономерности по рентабельности страховых продуктов, тарификации;

• базы данных по физическим и юридическим лицам, не являющимся клиентами компании, но представляющим интерес в плане их привлечения в качестве страхователей;

• наблюдения за конкурентами, помогающие выявить тенденции развития рынка;

• оценка эффективности рекламы и общественных связей.

4. Внутренние и внешние источники рыночной информации, их обработка и обобщение позволяют управлять деятельностью страховой компании, определяют ее действия и стратегию по ряду направлений:

• цены и качество страхового продукта;

• цели развития компании;

• реклама, связи с общественностью;

• способы продажи страховой продукции.

Работа по этим направлениям позволяет страховщикам получать максимально положительный результат. Залогом рыночного успеха российских страховых компаний является создание единой системы рыночной маркетинговой информации для правильной ориентации компании на рынке.