logo
3 курс 2 семестр Страхование

Вопрос 71. Основные потребительские группы на российском страховом рынке

/. Основные сегменты российского страхового рынка юридических лиц.

2. Краткая характеристика особенностей трех основных групп потенциальных и действительных страховщиков современного российского рынка

3. Сегменты страхового рынка физических лиц

1. Среди юридических лиц в РФ можно выделить следующие три основные группы потенциальных и действительных страхователей:

• особо крупные компании и финансово-промышленные группы, которые имеют собственные кэптивные компании, принимающие на страхование все риски своих организаций. К таким организациям можно отнести: "Газпром" (страховая компания "Согаз"), "Лукойл" и "Сургут-нефтегаз" (одноименные страховые компании), "Аэрофлот" (страховая компания "Москва") и др. ;

• крупные и средние предприятия, не имеющие собственных кэптивных страховщиков. Основными видами страховых продуктов для них является страхование грузов, автопарка, недвижимости, оборудования, финансовых обязательств, медицинское страхование персонала и т. д.;

• мелкие предприятия, характерными видами страхования для которых являются страхование грузов, автопарка, недвижимости, оборудования, медицинское страхование персонала. Для них в большей степени, чем для остальных групп, характерно вынужденное обращение к страховщику в связи с требованием лицензирования или контрактными обязательствами.

2. Первая группа страхователей - корпоративные клиенты - практически недоступна для некорпоративных страховщиков.

Для второй и третьей категорий страхователей характерен повышенный интерес к качеству страхового продукта, которое включает в себя следующие основные составляющие:

• надежность страховщика;

• цену страхового продукта;

• полноту покрытия покрываемых рисков;

• качество обслуживания на стадии урегулирования страховых событий -быстроту и полноту покрытия убытков;

• предоставление дополнительных нестраховых услуг (инвестиционных, юридического сопровождения, содействия в ремонте поврежденного оборудования),

3. Среди физических лиц сегментацию лучше проводить по имущественному признаку, так как уровень доходов фактических и потенциальных клиентов во многом определяет их отношение к страховщику и выбор гаммы страхуемых рисков. В России выделяют следующие имущественные потребительские группы:

• лица с высоким и особо высоким доходом (более 3000 долл. в месяц на члена семьи);

• лица с уровнем дохода выше среднего - от 500 до 3000 долл. в месяц на одного члена семьи;

• страхователи с уровнем дохода ниже среднего - от 150 до 500 долл;

• лица, находящиеся ниже уровня бедности, - с доходом меньше 150 долл. в месяц.

Эти цифры приведены на основании стратификации населения, сложившейся до экономического кризиса 17.08.98. Поэтому для определения имущественной категории необходимо пересчитывать текущий уровень потребления исходя из резко упавшего курса рубля по сравнению с его докризисным значением. Порог уровня бедности принят на уровне, подсчитанном на основании мнения экспертов. Считается, что месячный доход в 150 долл. и ниже не позволяет отвлекать средства на покупку страхового покрытия'.

На основании принципа поведения при заключении договора среди физических лиц в качестве самостоятельных потребительских сегментов можно выделить:

• страхователей, покупающих страховку, то есть тех, кто ищет страховщика по собственной инициативе, самостоятельно проводит отбор предложений в соответствии со своими потребностями;

клиентов, покупающих страховку "под нажимом", следуя советам и убеждениям страхового агента.