logo
ШПОРЫ ХП ЭКЗАМЕН!!!!

21) Особенности правового регулирования деятельности государственных предприятий.

Государственное регулирование хозяйственной деятельности – это целенаправленная деятельность государства в лице его органов (должностных лиц), направленная на формирование определенных (несвободных) экономических решений субъектов хозяйствования для реализации экономической, научно-технической, социальной политики.

На наш взгляд, государственное регулирование хозяйственной деятельности включает следующие виды (формы): регулирование условий хозяйственной деятельности; прямое управление хозяйственной деятельностью; контроль за хозяйственной деятельностью. 1. Бюджетно-финансовая политика.

2. Денежно-кредитная политика.

3. Система налогов.

4. Проведение амортизационной политики.

5. Инвестиционная политика.

6. Предоставление финансовой помощи.

7. Недопущение (запрещение) определенных видов хозяйственной деятельности или установление определенных ограничений на ее осуществление.

Установление исключительного права (монополии) государства на осуществление отдельных видов деятельности.

Лицензирование соответствующих видов хозяйственной деятельности.

. Установление государственных норм и стандартов.

Антимонопольные меры и развитие конкуренции.

Приватизация государственной собственности.

Политика ценообразования.

Содействие развитию рынка ценных бумаг

Проведение внешнеэкономической и валютной политики.

Установление условий пользования землей и другими природными ресурсами. Направлением государственного регулирования выступает государственная поддержка предпринимательства. С целью создания благоприятных организационных и экономических условий для развития предпринимательства органы власти в соответствии с законом:

предоставляют предпринимателям земельные участки, передают государственное имущество, необходимое для осуществления предпринимательской деятельности;

содействуют предпринимателям в организации материально-технического обеспечения и информационного обслуживания, подготовке кадров;

осуществляют первоначальное обустройство неосвоенных территорий объектами производственной и социальной инфраструктуры с ее передачей предпринимателям;

стимулируют модернизацию технологии, освоение предпринимателями новых видов продукции и услуг.

22 - Прекращение дея-ти Sов хозяйствования.

Предпринимательская деятельность может быть прекращена в порядке, предусмотренном Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом N 1.

ГК РБ предусматривает реорганизацию и ликвидацию коммерческих организаций.

Сущность реорганизации ком.орг. состоит в том, что ее последствием является не прекращение его дея-ти, а общее (генеральное) или частное (сингулярное) правопреемство.

В отличие от реорганизации ком.орг. его ликвидация влечет прекращение его дея-ти без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено закон-ными актами (п.1 ст.57 ГК).

Ликвидация ком.орг. может быть добровольной и принудительной. Добровольно ликвидация производится по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В ст.57 ГК дан примерный перечень оснований, при наличии одного из которых принимается решение о добровольной ликвидации: истечение срока, на который создана ком.орг.; достижение цели, ради которой она создана; признание судом недействительной регистрации ком.орг. в связи с допущенными при ее создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер. Учредители (участники) ком.орг. при прекращении ее дея-ти обязаны провести ликвидацию этой организации в срок, согласованный с регистрирующим органом.

Принудительная- по решению хоз.суда и регистрирующего органа.

В соотв.с Декретом №1 «О гос.регистрации и ликвидации(прекращении дея-ти) Sов хозяйствования» по решению суда в случаях: 1)неоднократного грубого нарушения законодательства;2)признание предпринимателя банкротом;3)осуществления предприн. дея-ти,занятие которой запрещено.4)осуществление предприн. дея-ти,требующей получения спец.разрешения(лицензии), без наличия такого разрешения и в иных случаях (например, ГК ст.57 - уменьшения стоимости чистых активов ком.орг. по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда; признание судом недействительной регистрации ком.орг. в связи с допущенными при его создании нарушениями зак-ва) и в иных случаях.

В соотв.с Декретом №1 – по решению регистрирующего органа : 1)неосуществление предприн. дея-ти в теч.12 мес. Подряд и ненаправления коммерч.организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой дея-ти; 2)внесения налоговым органом представления(предложения) о ликвидации коммерч.организации в связи с признанием задол-сти безднадёжным долгом и её списанием.;

Регистрирующий орган принимает решение о ликвидации ком.орг. на основании представлений КГК;Прокуратуры;КГБ;Министерства по налогам и сборам и др.уполномоченных органов.В отношении организации с иностранными инвестициями рег. орган подаёт соответствующее заявление в хоз.суд.

ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ: 1) Выявление кредиторов. Ликвидацион.комиссия публикует сообщение о ликвидации, принимает претензии крудиторов, которые удовлетворяются из имущества должника в определённый срок (срок не может быть менее 2 мес. Со дня публикации). 2) После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидацион.комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого ЮЛ, перечень предъявленных кредиторами требований,а также о результатах их рассмотрения. 3) Продажа имущества ликвидируемого ЮЛ если имеющиеся денежные средства недостаточны для удовлетворений требований кредиторов. 4) Выплата денежных сумм кредиторам производится в следующей очередности: 1 очередь- удовлетворяются требования граждан по возмещению вреда,причинённого жизни или здоровью; 2 очередь – по выплате выходных пособий, оплате труда лиц,работающих по трудовому договору и вознаграждения по авторскому договору; в 3 очередь – по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды; в 4 очередь – по обязательствам, обеспеченным залогом имущества; в 5 очередь-всех остальных кредиторов. 5) Составление ликвидационного баланса.

Ликвидация ЮЛ считается завершённой, а организация прекратившей существование после внесения об этом записи ЕГР ЮЛ и ИП.

ГК предусматривает 5 форм реорганизации ЮЛ: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Реорганизация осуществляется по решению его учредителей,либо органа ЮЛ,уполномоченного на то учредительными документами. в случаях предусм зак-вом, может по решению уполномоченных гос.органов,в том числе и суда. При реоганизации в форме разделения и выделения составляется разделительный баланс, а в форме слияния, присоединения или реоганизации- передаточный акт.

ЮЛ считается реорганизованным (кроме реорганизации в форме присоединения) с момента гос.регистрации вновь возникших ЮЛ. А в случае реорганизации в форме присоединения к нему другого ЮЛ первое считается реорганизованным с момента внесения в Единый гос.реестр записи о прекращении дея-ти присоединённого ЮЛ.