logo
ШПОРЫ ХП ЭКЗАМЕН!!!!

26. Общая характеристика хоз-ой дея-ти ее Sов.

Предприятие самост-но планирует деят-ть, определяет перспективы развития, исходя из спроса на производ. продукцию, из необход-ти обеспеч. производств. и соц. развития. Основу сост. договоры с потребителями и с поставщиками ресурсов. Если планируемые мероприятия могут вызвать неблагоприят. экологич., демографич. и иные последствия, то свобода огранич. => необход. получить согласование с соотв. органом власти.

Отнош-я предприятия с гр-нами, деловыми партнёрами строятся на основе договоров. Предприятия свободны в выработке их условий. Но и ГК, и др. зак-во обязывает предприятия заключ. договоры о поставках товаров для гос. нужд: З-н «О поставках товаров для гос. нужд», Пост. СМ от 13.06.1994 г. «О формир. и размещ. заказов на поставку товаров для республик.(гос.) нужд», Приказ Министерства экономики Республики Беларусь от 17.03.1995 N 7 «Об утверждении формы Типового государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд».

Сущестует Комиссия ООН, утвердившая Типовой З-н «О гос. закупках», в кот. говорится, что закупка за счёт бюджетных средств стоим-тью > 100$ должна осущ. гласно.

Согласно ст. 9 З-на «О поставках товаров для гос. нужд» таким поставщикам могут предоставл. кредиты на льготных усл., льготы по налогам и др. платежам, целевые дотации, приоритетное обеспеч. централизованно распредел. ресурсами и т.п

Предприятие организует матер.-технич. обеспеч. своей деят-ти путём приобретения ресурсов на рынке товаров и услуг => изуч. конъюнктура, возм-ти потенциальных партнёров, инф-ция о ценах. Приобретение ресурсов осущ. по прямым договорам, на ярмарках, аукционах, биржах, у посредников. По общему правилу хоз. договоры – производственные.

Предприятие реализует свою продукцию и услуги по ценам, утв. самостоят. и на договорной основе, однако зак-во предусм. случаи, когда примен. гос. цены и тарифы: З-н «О ценообраз.» от 10.05.1999 г., в кот. определ. сферы применения свободных цен и тарифов - В Республике Беларусь на товары (работы, услуги). В исключ. случаях осуществляется рег-ние цен и тарифов:

● На товары, работы, услуги Sов хоз., заним. доминир. полож. на рынке и внесённых в соотв. гос. реестр;

● На отдельные соц. значимые товары, работы, услуги (перечень устан. През-том);

Административное регулир-е. осущ-ся путём уст. фиксир. цен и тарифов; предельных цен и тарифов; торговых надбавок к ценам; предельных нормативов рентабельности предприятия; декларирование государственных цен и тарифов.

За наруш. устан. ур-ней цен и тарифов, завыш. или занижение цен, примен. свободных цен в отнош. товаров, на кот. распростр. гос. рег-ние примен-ся санкции в виде взыскания в доход соотв. бюджета выручки, получ. в рез-те завышения цен, либо сумм средств, недополуч. в рез-те применения заниж. цен, плюс штраф в таком же р-ре. А если это повторно – в двукратном р-ре.

Для охраны ден. средств и осущ. всех видов расчётов предприятие может открывать различные банк. счета. Счёт м.б. открыт в любом банке РБ. На договорной основе предприятие пользуется банковским кредитом. Все расчёты предприятий осущ.,как правило, в безнал. порядке через учрежд-я. банков. Расчёты налич. деньгами с предприятиями и гр-нами осущ. в соотв. с Правилами ведения кассовых операций.

Если предприятие систематич. не выполняет свои обяз-ва, то оно м.б. объявлено банкротом.

27.ПР рег-ние учёта и отчётности в хоз-ой дея-ти.

Учет – количественное отражение сведений о событиях, действиях и иных фак­­тах в жизни общества, используемые для управления обществом на различных ор­­га­низационных уровнях. Стадиями учета являются: наблюдение, измерение, ре­гист­рация, обобщение.

В зависимости от уровня управления в хозяйственной деятельности учет де­лит­ся на:

1.Статистический учет.

2. Налоговый учет.

3. Бухгалтерский учет.

Основными задачами бухгалтерского учета и отчетности являются:

формирование полной и достоверной информации о деятельности орга­ни­за­ции и ее финансовом положении, полученных доходах и понесенных рас­хо­дах;

обеспечение при совершении организацией хозяйственных операций внут­рен­них и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и дви­же­нии активов и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и фи­нансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление резервов ее финансовой устойчивости.

Виды бухгалтерского учета:

- синтетический учет;

- аналитический учет.

Результат обобщения управленческой и учтенной информации – управленческая отчетность. Делится также как и учет на оперативную, статис­ти­чес­кую и бухгалтерскую.

Бухгалтерская отчетность - система показателей, содержащая информацию о результатах хозяйственной деятельности и финансовом положении организации.

Бухгалтерская отчетность состоит из:

бухгалтерского баланса;

отчета о прибылях и убытках;

отчета об изменении капитала;

отчета о движении денежных средств;

приложений, предусмотренных нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и отчетности;

пояснительной записки.

Предметом бухгалтерского учета являются имущество и обязательства организации.

Бухгалтерская отчетность должна составляться в соответствии с законодательством Республики Беларусь и давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности.

Сис-ма ПРо рег-ния состоит из НПА различной юр.силы, нормы кот. Определяют порядок ведения бухучёта, составления и представления бухотчётности. Данная сис-ма основывается на Конституции и включает:

И т.д

Например: Инструкция «О порядке ведения учёта доходов,расходов и хоз.операций индивид.предприн-ми» ; Инструкц. По применению типового плана счетов бух.учёта; Инстр. О порядке составл-я и представл-я бух.отчётности. и т.д

Государственное рег-ние осуществляется:

в пределах их компетенции и целях достижения единообразия ведения бух.учёта и составления бух.отчётности, повышения достоверности и своевременности учётной и отчётной информации.

МинФин осуществляет общее методологич. руководство и принимает обязательные для исполнения организациями НПА по бух.учёту и отчётности, разработанные и внесённые в установленном порядке гос.организациями,подчинённые СовМину.

Республиканские органы гос.управления осуществляют методологич.руководство бухучётом и отчётностью организаций соответствующих отраслей экономики и принимают НПА по бухучёту и отчётности, не противоречащие НПА МинФина.

В банковской сис-ме методологическ. руководство осуществляет НацБанк, кот. разрабатывает и утверждает методики ведения бухучёта и отчётности для Нацбанка, банков и небанковских кредитно-фин. организаций,принимает обязательные для исполнения банками НПА по бухучёту и отчётности.