logo
ШПОРЫ ХП ЭКЗАМЕН!!!!

2. Антимонопольное регулирование хозяйственной деятельности

Антимонопольное регулирование направлено не против монополий, а против монополистической деятельности, основными видами которой являются:

- злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке;

- соглашения и действия, ведущие к ограничению конкуренции;

- соглашения и акты государственных органов, ограничивающие конкуренцию.

Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке.

Доминирующее положение на товарном рынке (доминирующее положение) - исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров (далее - рынок определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17.10.2002 N 229 утверждена Инструкция по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь.

Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 29.04.2003 N 98 "Об утверждении Положения о Государственном реестре субъектов естественных монополий и внесении изменений в постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 7 июля 2000 г. N 13" утверждено Положение о Государственном реестре субъектов естественных монополий. Целью формирования и ведения указанного реестра являются определение перечня хозяйствующих субъектов, в отношении которых осуществляется государственный контроль за их деятельностью со стороны антимонопольных органов, а также выработка и осуществление мер по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности.

Согласно ст. 5 Закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" запрещается и признается в установленном порядке неправомерной деятельность (действия или бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, в том числе совместно с другими хозяйствующими субъектами, если эта деятельность имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам других хозяйствующих субъектов или потребителей, посредством:

создания препятствий для доступа на товарный рынок (ухода с товарного рынка) другим хозяйствующим субъектам или ограничений свободы их конкуренции;

изъятия товаров из обращения, ограничения производства, имеющих целью создание или поддержание дефицита на товарном рынке, необоснованного и преднамеренного повышения (снижения) цен, а также принятия иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение; установления (поддержания) цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов; заключения и (или) исполнения договора при условии принятия контрагентом обязательств, не относящихся к предмету договора или невыгодных для данного контрагента при добросовестном исполнении договора, а также любого иного навязывания таких условий или отказа от заключения договора по причине отказа их принятия возможным контрагентом.