3.1. Кредит как особый финансовый инструмент
Понятие «кредит» происходит от латинского слова «creditum», что означает «ссуда, долг». Вместе с тем многие экономисты связывают его с иным, близким по значению термином «credo», т. е. «верю», и соответственно в кредите видят долговое обязательство, напрямую связанное с доверием одного субъекта, передавшего другому определенную ценность. В экономической литературе кредит, как правило, определяется как система экономических отношений, возникающих в процессе предоставления денежных или иных материальных средств кредитором во временное пользование заемщику на условиях возвратности, срочности и платности. Если предоставление средств носит безвозвратный и бессрочный характер, то оно называется финансированием.
С сущностью кредитных отношений тесно связаны формы кредита. В зависимости от ссуженной стоимости различают товарную, денежную и смешанную (товарно-денежную) формы кредита. Товарная форма исторически предшествовала денежной форме. В современной практике товарная форма не является основополагающей, преимущественной формой выступает денежная форма кредита. Товарная форма используется как при продаже товаров в рассрочку платежа, так и при аренде имущества (в том числе лизинге оборудования), прокате вещей.
В зависимости от того, кто является кредитором в сделке, выделяют основные формы кредита: коммерческий (хозяйственный), банковский, потребительский, государственный и международный кредит.
Коммерческий (хозяйственный) кредит – это кредит, предоставляемый предприятиями-поставщиками предприятиям-покупателям посредством отсрочки платежа за реализуемые ценности или покупателями продавцам в виде аванса или предоплаты за поставляемые товары. В результате, хозяйствующий субъект может одновременно выступать кредитором и заемщиком.
Банковский кредит – это кредит, предоставляемый банками своим клиентам в денежной форме. В роли клиентов выступают хозяйственные и финансовые структуры (юридические лица) и граждане (физические лица).
Потребительский кредит – это кредит, предоставляемый населению в товарной и денежной формах для покупки земли, недвижимого имущества, транспортных средств, других товаров личного пользования. В роли кредитора здесь выступают как специализированные финансово-кредитные организации и банки, так и любые юридические лица, осуществляющие реализацию товаров или услуг.
Государственный кредит – это денежные средства, предоставляемые взаймы государству (в лице центральных и местных органов власти) для покрытия его расходов, или кредиты, предоставляемые самим государством как кредитором (второй вариант менее распространен). Возникновение государственных расходов связано с выполнением экономических и социальных программ развития общества и образованием дефицита бюджета. В роли кредиторов государства выступают население, хозяйственные и финансовые структуры. К государственному кредиту относится предоставление государством гарантий по заемным обязательствам юридических и физических лиц.
Международный кредит – это кредит в товарной и денежной формах, предоставляемый друг другу иностранными коммерческими партнерами и государствами. Товарные, или межфирменные, кредиты используются при строительстве крупных народнохозяйственных объектов. Денежные кредиты предоставляются банками, консорциумами банков и международными финансовыми институтами и предназначены для производственных и стабилизационных целей. В современных условиях основной формой кредита выступает банковский кредит.
Роль кредита раскрывается в его функциях. В теории кредита нет единства взглядов относительно количества и содержания функций кредита. Однако в большинстве случаев к ним относят следующие:
● перераспределительная функция. Кредитные операции связаны, прежде всего, с аккумуляцией временно свободных денежных средств общества, перераспределение которых позволяет вкладывать свободный денежный капитал в любую отрасль экономики. Из отраслей с низкой нормой прибыли капиталы высвобождаются в денежной форме, а затем в форме кредита направляются в отрасли с высокой нормой прибыли. Таким образом, кредит выступает механизмом выравнивания нормы прибыли. С возникновением банков процессы перераспределения денежных средств в экономике получили наиболее адекватный механизм;
● функция авансирования воспроизводственного процесса. На основе кредита обеспечивается непрерывность кругооборота капитала в обществе и ускорение кругооборота капитала каждого заемщика, что позволяет ему преодолевать временные разрывы между потребностью в средствах и их избытком без замораживания средств в «резервах ликвидности». Эта функция кредита предполагает активное использование всех форм кредита (коммерческого, банковского, потребительского и т. д.) и их гибкую трансформацию друг в друга;
● функция создания кредитных средств обращения. С момента своего возникновения кредит замещал полноценные деньги кредитными инструментами – векселями, банкнотами и чеками. Их использование в безналичных расчетах, по денежным обязательствам значительно сокращало налично-денежный оборот, а, значит, и издержки обращения, связанные с изготовлением, пересчетом, перевозкой и хранением наличных денег. В настоящее время эмиссия денег центральными банками и банковской системой происходит на кредитной основе. Кредитование банками клиентуры и их рефинансирование центральными банками определяет масштабы выпуска денег в хозяйственный оборот, а возврат кредитов ведет к изъятию денег из оборота.
Яркий представитель капиталотворческой теории кредита Й. Шумпетер ввел положение об инновационной сущности кредитных отношений, которая, по его мнению, является первичной, тогда как кредиты на поддержку текущей деятельности компаний – вторичными, основанными на инновационном базисе кредитных отношений, и явившимися продуктом деятельности крупных банков по управлению спросом на кредитные ресурсы. На его взгляд, с исторической и логической точек зрения кредит необходим именно для инноваций, именно для них его внедрили в свою деятельность компании. Кредит был нужен им для создания бизнеса, и одновременно его механизм, появившись в процессе внедрения нововведений, затронул старые комбинации их работы1. По мнению Й. Шумпетера, именно эта сущность кредита (выдача кредита под проект) является основой современного кредитного рынка.
В целом, сторонников капиталотворческих теорий кредита, развивавших свои взгляды в условиях разных социально-экономических систем, объединяла идея кредита как инструмента стимулирования производства, самостоятельности кредита и его доминирующей роли по отношению к промышленному капиталу. На основе выявленных ими широких возможностей воздействия кредита на производство они утверждали активную роль банков и кредита в стимулировании экономического роста. Они говорили о первичности инновационно-инвестиционной составляющей рынка банковских кредитов (понимая под ней кредитование основного капитала компаний, приводящее к увеличению товарного предложения и не сопровождаемое ростом инфляции) в сравнении с кредитами в оборотный капитал. Кредит здесь призван авансировать будущие капитальные затраты компаний (говоря современным языком – выдается под проект без обеспечения имеющимися у заемщика активами), а для банков значение приобретает оценка будущих перспектив деятельности компании и контроль ее бизнеса на период кредитования. Именно благодаря финансированию основного капитала, банковский кредит стимулирует безинфляционный рост национальной экономики, что имеет важное практическое значение в современных условиях.
Для современной науки более характерно изучение свойств кредита через кредитные продукты участников кредитного рынка, чем его экономического содержания через роль и функции кредита в экономике, допустимые границы его вовлечения в оборот заемщиков, исходя из их отраслевых особенностей1. В западной и отечественной литературе и в МСФО кредитные продукты рассматриваются сегодня как финансовые инструменты, т. е. как отношения, основанные на договоре сторон, в результате которых у одной стороны (кредитора) возникает финансовый актив, а у другой стороны (заемщика) – финансовое обязательство.
При этом кредитные продукты обладают как общими для других финансовых активов характеристиками, так и индивидуальными свойствами. К общим свойствам кредитных продуктов следует относить:
возникновение у кредитора требования к доходам или имуществу должника после выдачи кредита;
продажу кредиторами кредитных продуктов с целью получения экономических выгод, которые могут выражаться в форме увеличения доходов (за счет процентов и комиссий по кредитам, возможности продажи сопутствующих кредитным продуктам иных продуктов), роста доверия клиентов, повышения имиджа кредиторов и т. д.;
предоставление кредиторами ресурсов с намерением удержания у себя в портфеле до наступления срока их погашения или с намерением последующей продажи (уступки) третьим лицам;
возврат заемщиками полученных ресурсов денежными средствами или иными финансовыми активами.
Одновременно кредитные продукты выступают особым видом финансовых активов. Здесь их, прежде всего, отличает от других финансовых активов возвратный характер размещения средств, что позволяет говорить о них как о долговых продуктах. Кредитные продукты характеризуются движением стоимости от кредитора к заемщику и в обратном направлении. Данное требование обусловливает временный характер нахождения средств в обороте заемщиков и необходимость обеспечения и кредиторами, и заемщиками условий для погашения задолженности. Соответственно кредиторы должны оценивать выполнение названных условий и принимать меры по снижению рисков, оценивая вероятность возврата кредитов. Это предполагает определение (с учетом цели кредитования) источников погашения кредита, оценку их надежности и достаточности и, далее, структурирование кредитных продуктов (с учетом цели и источников погашения кредитов и структуры ресурсов самих кредиторов). Важно, что неправильно выбранные условия предоставления кредитных продуктов только увеличивают риски сторон по причине возможного незавершения кредитуемых операций.
Неотъемлемым условием возвратности кредитов является также система доверия между участниками кредитной сделки, которая для кредиторов обеспечивает прозрачность заемщиков, для заемщиков – понимание подходов кредитного менеджмента кредиторов и в результате позволяет им правильно интерпретировать намерения друг друга, вырабатывать оптимальные кредитные решения с учетом финансовых потребностей заемщика, рисков и доходности кредитной сделки для кредиторов.
Долевые продукты (в отличие от долговых) не подразумевают обратный приток вложенной стоимости к инвестору, но дают ему право на долю в доходах (убытках) объекта инвестиций и на долю в его чистых активах. При этом нельзя не отметить, что в случае принятия кредиторами на себя большинства рисков кредитной сделки (характерно для проектного кредитования и проектного финансирования) кредитные продукты приобретают черты долевого (акционерного) финансирования. Здесь кредиторы уже участвуют в распределении прибыли от инвестиционных проектов пропорционально своей доле в их финансировании.
Возвратный характер ссуженной стоимости предполагает определение кредитором четких условий ее погашения, которые, прежде всего, выражаются в установлении сроков возврата промежуточных выплат и основного долга (чего нет по акциям и прочим долевым инструментам) и могут определяться в виде конкретной даты или наступлением определенных событий. В этом выражается принцип срочности кредитования. Здесь мы поддерживаем традиционную классификацию кредитных продуктов, основанную на их разделении на краткосрочные (сроком погашения до одного года), среднесрочные (от года до трех лет) и долгосрочные (более трех лет), поскольку срок кредитования до трех лет, как правило, недостаточен для окупаемости крупных инвестиционных проектов, осуществляемых за счет привлеченных кредитов.
Сроки кредитов выступают ограничителем нахождения заемных средств в обороте заемщиков, стимулирующим их к тщательному обоснованию размера и срока привлечения ресурсов, их эффективному использованию, и одновременно как условие обеспечения ликвидности и платежеспособности кредиторов. Сроки кредитов обусловлены сроками завершения кредитуемых мероприятий, что требует их обоснования заемщиками, и первоначально учитываются кредиторами при структурировании кредитов, а в последующем, после выдачи кредитов, – при их мониторинге с целью выявления проблемных кредитов для своевременного принятия необходимых мер. Так, краткосрочные кредиты могут предоставляться без обеспечения и под более низкую процентную ставку; долгосрочные кредиты (как более рискованные) – под обеспечение и более высокий процент. При этом в плане структурирования инвестиционных кредитов требуется выделение периодов освоения и окупаемости затрат для установления отсрочки в погашении кредита на период освоения затрат с последующим поэтапным, по мере ввода объектов в эксплуатацию, его погашением.
Следующим принципом кредитования выступает платность, реализуемая через механизм процентной ставки и представляющая для кредиторов смысл создания финансовых активов, средство сохранения ссуженной стоимости и компенсации своих рисков, а для заемщиков – стоимостную меру привлечения «чужих» ресурсов, необходимость их продуктивного использования для достижения должной рентабельности вложения средств.
Платность кредитов оказывает важное влияние на финансовый менеджмент заемщиков в плане выбора оптимальных источников финансирования с позиции баланса ценовых и неценовых факторов. К неценовым факторам (с позиции заемщиков – юридических лиц) мы относим:
требования кредиторов к деловой репутации, кредитоспособности заемщика, его бухгалтерской (финансовой) отчетности;
скорость предоставления кредитов;
возможность для заемщиков сохранения сложившейся структуры управления;
возможности отражения кредита за балансом и отнесения затрат по привлечению средств на себестоимость выпускаемой продукции (работ, услуг);
получение от кредиторов дополнительных услуг, особого индивидуального подхода;
формирование кредитной истории компании на рынке.
Принцип платности находит отражение во внутренних регламентах кредиторов (например, в документах о кредитной, процентной политике), в договорах с заемщиками, в которых определяется процентная ставка по кредитам, различные комиссии, а также штрафные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение заемщиками договорных обязательств.
Цена кредитных продуктов отражает общее соотношение спроса и предложения на рынке ссудных капиталов и зависит от целого ряда факторов, в частности: стабильности денежного обращения в стране и инфляционных ожиданий, стоимости ресурсов, предоставляемых кредиторами заемщикам в ссуду, кредитоспособности заемщиков, сроков кредитов и качества их обеспечения. Однако объективно она имеет нижний и верхний пределы: нижней границей выступают затраты кредиторов по привлечению ресурсов, административные затраты и минимальная требуемая для развития бизнеса норма прибыли, а верхним пределом – норма рентабельности по соответствующей отрасли экономики и уровень доходов индивидуальных заемщиков. При этом по кредитам на обслуживание оборотного капитала компаний – это норма рентабельности их текущей хозяйственной деятельности, а по кредитам на реализацию инвестиционных проектов – уровень рентабельности конкретных проектов.
Представленные выше принципы кредитования получают особую интерпретацию применительно к такому сегменту кредитного рынка, как рынок синдицированных кредитов, в силу наличия нескольких кредиторов. Так, принцип возвратности предполагает всестороннюю оценку кредитного риска не одним кредитором, а несколькими кредиторами – участниками синдиката в соответствии с индивидуальной методикой каждого. Это предопределяет высокую надежность синдицированных кредитов. Поэтому обычно они предоставляются без обеспечения имеющимися у заемщиков активами, но при обязательстве последних не привлекать новые кредиты на более выгодных для новых кредиторов условиях (в частности, под обеспечение). Информация о кредитной сделке становится известной широкому кругу лиц, что формирует публичную кредитную историю заемщика и существенно усиливает для него значение своевременного возврата кредита.
Для принципа срочности наряду со сроком предоставления кредита имеет значение период создания синдиката в силу длительности данной процедуры. По этой причине синдицированные кредиты не могут предоставляться оперативно на текущие потребности заемщиков, а выдаются, как правило, на финансирование их средне- и долгосрочных капитальных затрат1, сочетая в себе крупные суммы и длительные сроки размещения средств с гибким графиком погашения кредитов. Специфика следующего принципа – платности – проявляется в установлении процентной ставки по кредиту по соглашению между кредиторами, т. е. на основе диверсификации их ресурсов, распределения между ними кредитных рисков и их публичной репутации как участников синдиката. Таким образом, процентные ставки по ним выступают индикаторами рыночных цен купли-продажи долгосрочных ресурсов. В отношении обычных, несиндицированных, кредитов считается, что они предоставляются на рыночных условиях не связанным с кредиторами заемщикам, и наоборот, на льготных условиях – связанным с ними лицам.
Кроме вышеназванных принципов кредитования для организации синдицированных кредитных продуктов мы выделяем еще два принципа. Это:
партнерство и соблюдение интересов участников синдиката – участники синдиката выступают партнерами, интересы каждого из них не ущемляются другими, они избегают конфликта интересов между собой внутри синдиката (например, когда, будучи платежным агентом синдиката, участник может стать финансовым консультантом заемщика или войти в состав одной финансово-промышленной группы с ним);
публичность кредитной сделки – информация о сделке известна широкому кругу лиц, а не только кредиторам и заемщику. Это определяется тем, что участник – организатор синдиката и заемщик приглашают к участию в сделке большой круг кредиторов, не все из которых в итоге вступят в синдикат, однако получат информацию друг о друге. Кроме того, параметры сделок на рынке синдицированных кредитов находятся в открытом доступе (например, на интернет-сайтах информационно-аналитических агентств). Открытость сделки формирует деловую репутацию всех участников синдиката на рынке.
Исходя из вышеизложенного, кредит по своей экономической сути является особым финансовым инструментом. Кроме того, кредитные сделки должны заключаться на основе формальных норм законодательства РФ, правил ЦБ РФ, ФСФР и традиций делового оборота. Учитывая экономическую суть кредита, отличительными признаками договорных отношений на кредитном рынке должны выступать:
двусторонние отношения «кредитор−заемщик», основанные на экономической заинтересованности сторон, которые должны оформляться в письменной форме;
предоставление средств в ссуду на условиях возвратности, срочности и платности, которые должны отражаться в качестве существенных условий соответствующих договоров (кредитного договора, договора займа, договора купли-продажи долговых ценных бумаг, лизинга, финансирования под уступку денежного требования, РЕПО, новации и т. д.). Это предполагает закрепление в договорах размера и условий предоставления кредитов (цели кредита, сроков его возврата, способов обеспечения исполнения заемщиком своего обязательства), обязанности заемщика по возврату кредита и уплате процентов (размера процентной ставки, порядка начисления и выплаты процентов, способов погашения кредита), прочих прав и обязанностей сторон и порядка разрешения споров. При этом в договорах должно предусматриваться погашение заемщиком кредита и процентов по нему денежными средствами и (или) прочими финансовыми активами, а сроки их возврата должны устанавливаться с учетом сроков получения доходов заемщиком;
оформление прав кредитора на обеспечение исполнения обязательств должника способами, предусмотренными ГК РФ (часть I, глава 23) и приемлемыми в отношении конкретного кредитора, заемщика и конкретной кредитной сделки (залог, поручительство, банковская гарантия, их сочетание друг с другом и пр.);
обязанность заемщика в использовании полученных средств по целевому назначению, определенному в договоре, которое должно обеспечивать кредитору возврат средств;
права сторон отказаться от выдачи/получения кредита при наличии обстоятельств, свидетельствующих о непогашении кредита, его нецелевом использовании, и прочих обстоятельств, предусмотренных договором.
- Оглавление
- Глава 2. Валютные рынки 60
- Глава 3. Кредитный рынок и его сегменты 86
- Глава 4. Рынок ценных бумаг 223
- Глава 5. Рынок страхования 286
- Глава 6. Рынок золота 335
- Предисловие
- Глава 1. Финансовый рынок и его участники
- 1.1. Структура современного финансового рынка
- Финансовый рынок
- 1.2. Эволюция финансового рынка и его функций
- 1.3. Участники финансового рынка. Виды финансовых посредников
- 1.4. Регулирование финансового рынка и деятельности его участников
- Литература
- Глава 2. Валютные рынки
- 2.1. Понятие валютного рынка и его структура
- 2.2. Основные участники валютного рынка и их операции
- 2.3. Валютные операции на национальном валютном рынке
- 2.4. Основные финансовые инструменты валютного рынка и стратегии участников рынка
- 2.5. Регулирование открытых валютных позиций банков Банком России
- Литература
- Глава 3. Кредитный рынок и его сегменты
- 3.1. Кредит как особый финансовый инструмент
- 3.2. Кредитный рынок, его основные характеристики и классификация
- 6. По характеру деятельности кредиторов:
- 3.3. Банковский кредитный рынок: его сегменты, участники, кредитные продукты и кредитные технологии
- 3.3.1. Рынок банковских депозитов (вкладов)
- 3.3.2. Рынок банковского корпоративного кредитования
- 3.3.3. Банковский рынок потребительских и других кредитов
- 3.3.4. Межбанковский кредитный рынок
- 3.3.5. Инфраструктура банковского кредитного рынка и его регулирование
- 3.4. Перспективы развития банковского кредитного рынка
- 3.5. Рынокипотечного кредитования
- 3.5.1. Структура рынка ипотечного кредитования, особенности его функционирования
- 3.5.2. Особенности залога отдельных видов недвижимого имущества в Российской Федерации
- 3.5.3. Инструменты ипотечного кредитования и ипотечные технологии
- 3.5.4. Основные модели привлечения ресурсов на рынок ипотечного кредитования
- 3.5.5. Рынок ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации
- Рынокмикрокредитования (микрофинансирования)
- Литература
- Глава 4. Рынок ценных бумаг
- 4.1. Понятие рынка ценных бумаг и его функции
- 4.2. Виды и классификация ценных бумаг
- 4.3. Ипотечные ценные бумаги
- 4.4. Институциональная структура рынка ценных бумаг
- 4.5. Регулирование рынка ценных бумаг
- 4.6. Современные тенденции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации
- Литература
- Глава 5. Рынок страхования
- 5.1. Сущность страхования, его формы и виды
- 5.2. Рынок страховых услуг, его структура и функции
- 5.3. Участники страхового рынка
- 2009 Год
- 2010 Год
- 5.4. Страховые продукты и технологии работы страховых компаний
- 5.5. Государственное регулирование страховой деятельности вРф
- 5.6. Современное состояние российского страхового рынка и перспективы его развития
- Глава 6. Рынок золота
- 6.1. Рынок золота как особый сегмент финансового рынка
- 6.2. Участники рынка золота и его функции
- 6.3. Основные виды банковских операций с драгоценными металлами и технологии их проведения
- Литература
- 1Инструкция Банка России от 16 января 2004 г. № 110-и «Об обязательных нормативах банков».
- 1 Дэвидсон э., Сандерс э, Вольф л. Л. И др. Секьюритизация ипотеки: мировой опыт, структурирование и анализ: Пер. С англ. М.: Вершина, 2007.