Вводная часть
Уважаемые студенты!
Вашему вниманию представляется обзорная (установочная) лекция по дисциплине «Банковский менеджмент и маркетинг» для студентов VI курса специальности 06.04.00 «Финансы и кредит», специализации «Банковское дело.
В лекции рассматриваются задачи изучения указанной дисциплины в экономическом вузе, место и роль этой дисциплины в системе подготовки специалиста в области банковского дела, рассматривается организация самостоятельной работы студентов с использованием компьютерной обучающей программы (КОПР) и традиционных учебников, содержится обзор основных положений менеджмента и маркетинга в банках, даются методические рекомендации по изучению этой дисциплины.
Менеджмент и маркетинг, как показывает мировой опыт, играет важную роль во всех сферах экономики, в том числе в банковской деятельности. В современных условиях, когда на рынке капиталов существует конкуренция за привлечение денежных ресурсов и сферу их вложений, проблема управления банком, т.е. выбор и осуществление методов банковского менеджмента и маркетинга чрезвычайно актуальны. От этого также зависит ликвидность и платежеспособность банка, его устойчивости и конкурентоспособность. Изучение данной дисциплины преследует следующие цели:
1. Освоение студентами понятия банковского менеджмента, его принципов, целей, функций и реализации в банковской сфере.
2. Освоение понятия, содержания, целей и методов банковского маркетинга, его роли в осуществлении эффективной деятельности банков.
3. Повышение уровня экономического мышления, умения самостоятельно изучить зарубежный и российский опыт использования менеджмента и маркетинга и применять его в практической деятельности.
Эта дисциплина изучается в ВЗФЭИ лишь один семестр, поэтому студентам необходимо уделить большое внимание самостоятельному изучению материала.
Каждый студент должен получить следующий набор (кейс) учебно-методических материалов по дисциплине «Банковский менеджмент и маркетинг»:
1. Обзорную (установочную) лекцию по данной дисциплине.
2. Учебник Е.Ф. Жукова «Менеджмент и маркетинг в банках». М.: ЮНИТИ1997.
3. Программу изучения курса «Банковский менеджмент и маркетинг».
4. Компьютерную обучающую программу по дисциплине «Банковский менеджмент и маркетинг».
В учебнике изложены основные положения учебного материала дисциплины и кроме теоретических основ показана практика использования менеджмента и маркетинга в деятельности банков за рубежом и в России.
Компьютерная обучающая программа призвана оказать максимальную помощь в усвоении курса в режиме диалога программы со студентами.
Важное значение имеет организация самостоятельной работы.
Приступая к изучению настоящей дисциплины необходимо ознакомиться с данной обзорной лекцией, что позволит получить общее представление об основных понятиях, методах и содержании банковского менеджмента и маркетинга, а также требованиях, предъявляемых к уровню подготовки студентов ВЗФЭИ.
Перед изучением каждой темы ознакомьтесь с программой курса, в которой имеются перечень вопросов данной темы, а также уясните, какие понятия, задачи и цели являются важными и первостепенными для изучения.
Затем следует перейти к изучению основного материала по учебнику в соответствии с программой. Советуем конспектировать основные определения, понятия, формулировки, что позволит лучше усвоить и запомнить изучаемый материал.
Лишь после проработки основного учебного материала каждой темы можно перейти к изучению этой темы с помощью компьютерной обучающей программы.
Обратите внимание на структуру построения компьютерной обучающей программы по каждой теме. В ней после названия темы приводится перечень основных вопросов темы по учебнику с указанием номеров параграфов и страниц, которые необходимо усвоить. По каждой теме представлен блок заданий для самоконтроля. В завершении работы с КОПР вам необходимо ответить на контрольные тесты.
Теперь перейдем к рассмотрению учебного материала по дисциплине «Банковский менеджмент и маркетинг».
Банковский менеджмент - это самостоятельный вид деятельности, направленный на движение определенных конкретных целей путем рационального использования банковских и трудовых ресурсов.
Менеджмент (от англ. management – управление, руководство, правление) означает управление в социально-экономических системах.
Управление в рыночной экономике характеризуется постоянной корректировкой целей организации в связи с меняющейся внешней средой.
Деятельность любого банка всегда находится в тесной зависимости от этой экономической среды, в рамках которой банк существует.
Следует усвоить, что при всём многообразии факторов, воздействующих на банк, их можно условно разбить на пять основных групп: политические, юридические, экономические, социальные и технологические.
Как международная, так и внутренняя политика непосредственно влияют на результаты деятельности банка. В связи с этим становится очевидной необходимость учёта факторов, которые влияют на управленческую деятельность.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Банковский менеджмент и маркетинг. Обзорная лекция
- Вводная часть
- Тема 1. Банковский менеджмент
- Тема 2. Цели и задачи банковского менеджмента
- Тема 3. Банковский маркетинг
- Тема 4. Банковский маркетинг и сегментация рынка
- Тема 5. Организационная структура управления банком
- Тема 6. Управление пассивными операциями банка
- Тема 7. Управление активными операциями банка
- Тема 8. Управление ликвидностью банка
- Тема 9. Управление персоналом банка
- Тема 10. Управление материально-технической базой банка
- Тема 11. Маркетинг специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов