Тема 5. Организационная структура управления банком
В теме 5 рассматриваются основные задачи и типы организационной структуры управления банком, звенья организационной структуры, их качественные и количественные характеристики, критерии рационализации организационной структуры управления банком. Следует усвоить, что на структуру управления банком решающее влияние оказывают правовая форма мобилизации собственного капитала банка (акционерная, паевая) и организационное построение банка: степень развития его сети, его самостоятельность. Организационную структуру банка формируют подразделения (управления) и службы (отделы). Выбор оптимальной организационной структуры банка - важное условие эффективности организации труда в банке и его успешной коммерческой деятельности.
Управление организационной структурой банка представляет довольно сложную схему. Структура банка, количество отделов, специализация служб, состав руководства, распределение полномочий зависят от многих факторов и определяются экономической целесообразностью. В общей организационной структуре банка следует выделить два типа отделов:
- отделы, выполняющие штабные функции;
- линейные отделы, непосредственно занятые выполнением операционной работы.
Следует учесть, что нет двух банков одинаковой структурой. Известно несколько принципиальных схем построения банка, каждая из которых адекватна определенному типу финансового рынка. В условиях ограниченного контингента клиентов, отсутствия активного соперничество конкурирующих учреждений, неразвитости или полного отсутствия филиальной сети наиболее распространена пирамидальная схема , для которой характерна предельная простота вертикальных связей и непосредственное подчинение отделов высшему руководству банка.
По мере расширения банковской деятельности организационная структура банка неизбежно меняется: все больше полномочий переходит от центральных органов управления к руководителям более низкого ранга, возникают промежуточные звенья между высшим руководством банка и низовыми структурами.
Одна из таких схем, обеспечивающих рассредоточение функций, носит название географической структуры. Возможна организация банка на большей территории по функциональной схеме.
Дальнейшее расширение деятельности банка, усложнения и специализации отдельных e го оперативных звеньев приводит к созданию внутри банка специализированных профит-центров, предоставляющих клиентам набор определенных финансовых услуг и операций /например, трастовый отдел банка/.
Еще большей степенью специализации обладают банковские холдинг-компании, дочерние филиалы которых обладают большой самостоятельностью.
Банковский холдинг может контролировать небанковские учреждения : финансовые, лизинговые, факторинговые компании, трастовые и инвестиционные фирмы, аудиторские фирмы, вычислительные центры по обработке информации и т.д.
Требуется, учесть, чтовозможна еще одна форма связи - сетевая, которая во многом аналогична холдингу, но взаимоотношения между централь ной координирующей организацией и другими участниками регулируются в этом, случае с помощью контрактных соглашений.
- Банковский менеджмент и маркетинг. Обзорная лекция
- Вводная часть
- Тема 1. Банковский менеджмент
- Тема 2. Цели и задачи банковского менеджмента
- Тема 3. Банковский маркетинг
- Тема 4. Банковский маркетинг и сегментация рынка
- Тема 5. Организационная структура управления банком
- Тема 6. Управление пассивными операциями банка
- Тема 7. Управление активными операциями банка
- Тема 8. Управление ликвидностью банка
- Тема 9. Управление персоналом банка
- Тема 10. Управление материально-технической базой банка
- Тема 11. Маркетинг специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов