5.3. Международная воздушная перевозка
Международной перевозкой в соответствии с Варшавской конвенцией 1929 г. об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Гамбургские правила), признается всякая перевозка, при которой место отправления и место назначения вне зависимости от того, имеются или нет перерыв в перевозке или перегрузка, расположены либо на территории двух государств - участников Конвенции, либо на территории одного такого государства, если остановка предусмотрена на территории, находящейся под суверенитетом другого государства, независимо от участия последнего в Конвенции. Перевозка без подобной остановки между территориями, находящимися под суверенитетом одного из государств - участников Конвенции, не рассматривается как международная.
Перевозка, подлежащая осуществлению посредством нескольких последовательных воздушных перевозчиков, признается образующей единую перевозку, если она рассматривалась сторонами как одна операция вне зависимости от того, была ли она заключена в виде одного договора или ряда договоров, и не теряет своего международного характера в силу того, что один или ряд договоров должны быть выполнены на территории, находящейся под суверенитетом одного государства.
Каждый перевозчик товаров на основании ст. 5 Конвенции имеет право требовать от отправителя составления и вручения ему документа, именуемого в Конвенции "воздушно-перевозочный документ". Отправитель при этом имеет право требовать от перевозчика принятия этого документа. (В соответствии с п. 1 ст. 105 Воздушного кодекса РФ таким документом является грузовая накладная.)
Воздушно-перевозочный документ составляется отправителем в трех подлинных экземплярах и вручается вместе с товаром. Первый экземпляр должен быть подписан отправителем и содержать пометку "для перевозчика". Второй экземпляр с пометкой "для получателя" подписывается отправителем и перевозчиком и должен следовать с товаром. Третий экземпляр подписывается перевозчиком и возвращается им отправителю по принятии товара.
Перевозчик товаров имеет право требовать от отправителя составления отдельных воздушно-перевозочных документов, если имеется несколько мест.
Воздушно-перевозочный документ должен содержать следующие указания:
- место, где документ был составлен, и день его составления;
- места отправления и назначения;
- предусмотренные остановки с сохранением возможности для перевозчика обусловливать свое право изменять в случае необходимости и без того, чтобы это изменение могло лишить перевозку ее международного характера;
- название и адрес отправителя;
- название и адрес получателя, если он указан;
- род товара;
- количество, род упаковки, маркировку или номера мест;
- вес, количество, объем или размеры товара;
- внешнее состояние товара и его упаковки;
- стоимость перевозки, если таковая обусловлена, время и место платежа и лицо, которое должно уплатить;
- если отправка производится наложенным платежом, стоимость товара и в соответствующих случаях размер расходов;
- размер объявленной стоимости;
- количество экземпляров воздушно-перевозочного документа;
- документы, переданные перевозчику вместе с воздушно-перевозочным документом;
- срок перевозки и общие указания о пути следования (via), если таковые обусловлены;
- указание, что перевозка подпадает под действие правил об ответственности, установленных Конвенцией.
Если перевозчик примет товары без составления воздушно-перевозочного документа или если последний не содержит всех необходимых сведений, перевозчик не будет иметь права ссылаться на положения Конвенции, освобождающие его от ответственности или ограничивающие таковую.
Отправитель отвечает за правильность сведений и объявлений, касающихся товара, которые он заносит в воздушно-перевозочный документ. Также он несет ответственность за всякий вред, понесенный перевозчиком или всяким другим лицом по причине неправильности, неточности или неполноты данных им сведений и объявлений.
Отправитель в соответствии со ст. 12 Конвенции имеет право при условии выполнения всех обязательств, вытекающих из договора перевозки, распоряжаться товаром, либо забирая его обратно с аэродрома отправления или назначения, либо оставляя его в пути следования при посадке, либо давая указание о выдаче его на месте назначения или в пути следования иному лицу, чем получатель, указанный в воздушно-перевозочном документе, либо требуя его (товара) возвращения на аэродром отправления, поскольку осуществление этого права не наносит ущерба ни перевозчику, ни другим отправителям, с обязательством возмещения вытекающих из этого расходов.
Отправитель обязан дать сведения и присоединить к воздушно-перевозочному документу документы, которые до передачи товара получателю необходимы для выполнения таможенных формальностей. Отправитель отвечает перед перевозчиком за все убытки, которые могли бы проистечь от отсутствия, недостаточности или неправильности этих сведений и бумаг, за исключением случаев вины со стороны перевозчика или поставленных им лиц. Перевозчик при этом не обязан проверять данные сведения и документы в отношении их точности или достаточности.
- Правовые основы внешнеторговой деятельности в.А.Ершов
- Глава 1. Основы государственного регулирования
- Внешнеторговой деятельности
- Глава 2. Источники регулирования отношений в области международной купли-продажи (применимое право)
- Глава 3. Договор международной купли-продажи
- 3.1. Заключение договора международной купли-продажи.
- 3.2. Форма договора
- 3.3. Общие положения об обязательствах сторон
- 3.4. Обязанности сторон внешнеторгового договора
- 3.5. Ответственность по договору международной
- 3.6. Последствия расторжения договора
- 3.7. Исковая давность по договору международной
- Глава 4. Некоторые виды гарантий исполнения обязательств по договору международной купли-продажи
- 4.1. Унифицированные правила по договорным гарантиям
- 4.2. Независимая гарантия и резервный аккредитив
- Глава 5. Международные перевозки
- 5.1. Международная автомобильная (дорожная) перевозка
- 5.1.1. Участники перевозки
- 5.1.2. Договор международной дорожной перевозки
- 5.1.3. Международная перевозка грузов с применением
- 5.2. Договор морской перевозки
- 5.2.1. Коносамент
- 5.2.2. Исполнение договора
- 5.2.3. Ответственность сторон
- 5.2.4. Прекращение обязательств по договору морской
- 5.2.5. Отдельные виды договора морской перевозки
- 5.3. Международная воздушная перевозка
- Глава 6. Расчеты по договору международной купли-продажи
- 6.1. Платежи и расчеты по Принципам унидруа
- 6.2. Международный кредитовый перевод
- 6.3. Инкассо
- 6.4. Документарный аккредитив
- 6.5. Вексель
- 6.5.1. Основные вексельные системы
- 6.5.2. Переводной вексель
- 6.5.3. Простой вексель
- Глава 7. Некоторые процессуальные особенности разрешения споров и защиты интересов сторон договора международной купли-продажи
- 7.1. Арбитражный порядок разрешения споров
- 7.2. Международный коммерческий арбитражный суд
- 7.3. Признание и исполнение иностранных арбитражных решений
- 7.4. Особенности легализации официальных иностранных