logo
Не разобранные / ГОС 1-90

27.Базовые принципы и концепции финансового менеджмента

Финансовый менеджмент(ФМ) представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных средств.

Предметом ФМ являются финансовые отношения, финансовые ресурсы и их потоки.

Эффективное управление финансовой деятельностью ко обеспечивается реализацией ряда принципов (9):

1.Интегрированность с общей системой управления предприя­тием. Управленческое решение, принимаемое в любой сфере деятельности предприятия, прямо или косвенно оказывает влияние на формирование денежных потоков и результаты финансовой дея­тельности. ФМ непосредственно связан с про­изводственным, инновационным менеджментом, менедж­ментом персонала и др видами функционального менеджмента. Это определяет необходимость органической интегри­рованности ФМ с общей системой управления предприятием.

2.Комплексный характер формирования управленческих реше­ний. Все управленческие решения в области формирования и использования финансовых ресурсов и организации денежного оборота предприятия взаимосвязаны и оказывают воздействие на результаты его финансовой деятельности. В ряде случаев это воздействие может носить противоречивый характер. Так, например, осуществление высокодо­ходных финансовых инвестиций может вызвать дефицит в финансиро­вании производственной деятельности и как следствие существен­но уменьшить размер операционной прибыли (т.е. снизить потенциал формирования собственных финансовых ресурсов). Поэтому ФМ должен рассматриваться как комплексная управля­ющая система, обеспечивающая разработку взаимозависимых управ­ленческих решений, каждое из которых вносит свой вклад в общую результативность финансовой деятельности предприятия.

3.Высокий динамизм управления. Даже наиболее эффективные управленческие решения в области формирования и использования финансовых ресурсов и оптимизации денежного оборота, разработан­ные и реализованные на предприятии в предшествующем периоде, невсегда могут быть повторно использованы на последующих этапах его финансовой деятельности. Это связано с высокой динами­кой факторов внешней среды и с изменением конъюнктуры финансового рынка. Кроме того, меняются во времени и внутренние условия функ­ционирования предприятия. Поэтому финансовому менеджмен­ту должен быть присущ высокий динамизм, учитывающий изменение факторов внешней среды, ресурсного потенциала, форм организации производственной и финансовой деятельности, финансового состоя­ния и других параметров функционирования предприятия.

4.Вариативность подходов к разработке отдельных управлен­ческих решений. Подго­товка каждого управленческого решения в сфере формирования и ис­пользования финансовых ресурсов и организации денежного оборота должна учитывать альтернативные возможности действий. При нали­чии альтернативных проектов управленческих решений их выбор для реализации должен быть основан на системе критериев, определяю­щих финансовую философию, финансовую стратегию или конкретную финансовую политику предприятия.

5.Ориентированность на стратегические цели развития предпри­ятия. Какими бы эффективными не казались те или иные проекты уп­равленческих решений в области финансовой деятельности, они должны быть отклонены, если они вступают в противо­речие с главной целью деятельности предприятия, страте­гическими направлениями его развития, подрывают экономическую базу формирования высоких размеров собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников в предстоящем периоде

6.Выделение в финансовом управлении финансовых и инвестиционных решений. Инвестиционные решения отвечают на вопрос, куда и сколько нужно вложить денег. Финансовые решения возникают тогда, когда нужно найти финансовые ресурсы.

7.Финансовая структура предприятия. Данную структуру предприятия формирует его основная деятельность. Поэтому финансы предприятия и его производственно-хозяйственная деятельность тесно связаны между собой.

8.Раздельное управление денежным потоком и прибылью. Прибыль не равна денежному потоку. Прибыль фиксируется в момент отгрузки продукции, а денежный поток - это движение средств в реальном режиме времени.

9.Гармоничное сочетание доходности предприятия и повышения его ликвидности. Можно быть доходным предприятием и неликвидным одновременно. Поэтому следует стремиться к высокой доходности и требуемой ликвидности одновременно.

Другие основные принципы финансового менеджмента:Финансовая самостоятельность предприятия; Самофинансирование предприятия; Материальная заинтересованность предприятия; Материальная ответственность; Обеспечение рисков финансовыми резервами.

Эффективный финансовый менеджмент, организованный с уче­том изложенных принципов, позволяет формировать необходимый ре­сурсный потенциал высоких темпов прироста операционной деятельно­сти предприятия, обеспечивать постоянный рост собственного капитала, существенно повышать его конкурентную позицию на товарном и фи­нансовом рынках, обеспечивать стабильное экономическое развитие в стратегической перспективе.

ФМбазируется на ряде взаимосвязанных фундаментальных концепций (концепция – это определенный способ понимания и трактовки какого-либо явления), развитых в рамках теории финансов.Базовые концепции ФМ (11):

1.Концепция денежного потокаозначает, что с любой финансовой операцией может быть ассоциирован некоторый денежный поток (ДП), т.е. множество распределенных во времени выплат (оттоков) и поступлений (притоков), понимаемых в широком смысле. В качестве элемента ДП могут выступать денежные поступления, доход, расход, прибыль, платеж и др. В большинстве случаев речь идет об ожидаемых ДП. Для таких потоков разработаны формализованные методы и критерии, позволяющие принимать обоснованные решения финансового хар-ра.

2.Концепция временной ценностисостоит в том, что денежная единица, имеющаяся сегодня, и денежная единица, ожидаемая к получению через какое-то время, не равноценны. Это определяется действием трех основных причин: инфляцией, риском неполучения ожидаемой суммы и оборачиваемостью. В силу инфляции происходит обесценение денег (снижение покупательной способности). Поскольку в экономике практически не бывает безрисковых ситуаций, всегда существует ненулевая вероятность того, что по каким-либо причинам ожидаемая сумма не будет получена. По сравнению с денежной суммой, которая, возможно, будет получена в будущем, та же самая сумма, имеющаяся в наличии в данный момент, может быть пущена в оборот, обеспечив дополнительный доход.

3.Концепция компромисса между риском и доходностьюсостоит в том, что получение любого дохода в бизнесе чаще всего сопряжено с риском, причем связь между этими характеристиками прямо пропорциональная: чем выше ожидаемая доходность (отдача на вложенный капитал), тем выше и степень риска, связанного с возможным неполучением этой доходности; верно и обратное.

4.Концепция операционного и финансового рисков. Любой фирме всегда свойственны 2 основных риска - операционный (предпринимательский или производственный) и финансовый (неполучения запланированной ст-ти). Финансовый риск всегда связан со структурой капитала.

5.Концепция стоимости капиталасостоит в том, что практически не существует бесплатных источников финансирования, причем мобилизация и обслуживание того или иного источника обходится компании не одинаково. Иными словами, 1. каждый источник финансирования имеет свою стоимость в виде относительных расходов, которые компания вынуждена нести за пользование им, 2. значения стоимости различных источников в принципе не являются независимыми. Это необходимо учитывать, анализируя целесообразность принятия того или иного решения.

6.Концепция эффективности рынкаоснована на том, что в условиях эффективного рынка любая новая информация по мере ее поступления немедленно отражается на ценах на акции и другие ценные бумаги. Под концепцией эффективности рынка понимается уровень его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка. Выделяют три формы эффективности рынка: слабую, умеренную и сильную. В условиях слабой формы эффективности текущие цены на акции полностью отражают лишь динамику цен предшествующих периодов. В условиях умеренной формы эффективности текущие цены отражают не только имевшиеся в прошлом изменения цен, но и всю равнодоступную участникам информацию. Сильная форма эффективности означает, что текущие цены отражают не только общедоступную информацию, но и сведения, доступ к которым ограничен.

7.Концепция асимметричности информациисвязана с концепцией эффективности рынка капитала. Смысл ее состоит в том, что отдельные категории лиц могут владеть информацией, недоступной всем участникам рынка в равной мере. Именно эта концепция отчасти объясняет существование рынка, ибо каждый его участник надеется, что та информация, которой он располагает, возможно, не известна его конкурентам, а следовательно, он может принять эффективное решение. В тех случаях, когда некоторое лицо или группа лиц нанимает другое лицо или группу лиц для выполнения некоторых работ и наделяет нанятых определенными полномочиями, с неизбежностью возникают так называемые агентские отношения.

8.Концепция агентских отношенийозначает, что в условиях присущего рыночной экономике разрыва между функцией распоряжения и функцией текущего управления и контроля за активами и обязательствами предприятия могут появляться определенные противоречия между интересами владельцев компании и ее управленческого персонала. Для преодоления этих противоречий владельцы компании вынуждены нести агентские издержки. Существование подобных издержек является объективным фактором, а их величина должна учитываться при принятии решений финансового характера.

9.Смыслконцепции альтернативных затрат,затрат упущенных возможностей, состоит в том, что принятие любого решения финансового характера в подавляющем большинстве случаев связано с отказом от какого-то альтернативного варианта, который мог бы принести определенный доход. Этот упущенный доход по возможности необходимо учитывать при принятии решений.

10.Концепция временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта.Смысл ее состоит в том, что компания, однажды возникнув, будет существовать вечно. И для бухгалтера, и для финансового менеджера эта концепция чрезвычайно важна, поскольку дает основание применять учетные оценки в прогнозно-аналитической работе. Она служит основой стабильности и определенной предсказуемости динамики цен на рынке ценных бумаг, дает возможность использовать фундаментальный подход для оценки финансовых активов.

11.Смыслконцепции имущественной и правовой обособленности субъекта хозяйствованиясостоит в том, что после своего создания этот субъект представляет собой имущественно-правовой комплекс, обособленный от его собственников и других предприятий. Эта концепция, тесно связанная с концепцией агентских отношений, имеет большое значение для формирования у собственников и контрагентов предприятия реального представления в отношении, во-первых, правомочности своих требований к данному предприятию и, во-вторых, оценки его имущественного и финансового положения. В частности, одной из ключевых категорий во взаимоотношениях между предприятием, с одной стороны, и его кредиторами, инвесторами и собственниками, с другой стороны, является право собственности. Это право означает абсолютное господство собственника над вещью и выражается в совокупном наличии прав владения, пользования и распоряжения данной вещью. В соответствии с данной концепцией любой актив, внесенный в качестве взноса в уставный капитал, поступает в собственность предприятия и, как правило, не может быть востребован собственником, например, в случае его выхода из состава учредителей (собственников).

С учетом содержания и принципов финансового менеджмента формулируются его цели и задачи.

Главной целью финансового менеджмента является максимиза­ция благосостояния собственников предприятия в текущем и перспек­тивном периоде, обеспечиваемая путем максимизации его рыночной стоимости.

Основные задачи ФМ:

  1. Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде.

  2. Обеспечение наиболее эффективного распреде­ления и использования сформированного объема финансовых ресурсов в разрезе основных на­правлений деятельности предприятия.

  3. Оптимизация денежного оборота.

  4. Обеспечение максимизации прибыли предприя­тия при предусматриваемом уровне финансового риска.

  5. Обеспечение минимизации уровня финансового риска при предусматриваемом уровне прибыли.

  6. Обеспечение постоянного финансового равнове­сия предприятия в процессе его развития.

  7. Обеспечение возможностей быстрого реинвести­рования капитала при изменении внешних и внут­ренних условий осуществления хозяйственной деятельности.

Цели и задачи реализуются путем осуществления функций:

Функции фин мен-а как управляющей системы (разработка фин стратегии, анализ аспектов фин деят-ти и др); функции фин мен-а как специальной области управления предприятием: управление активами, капиталом, инвестициями, денежными потоками, финансовыми рисками и антикризисное фин управление