20. Структура расходов федерального бюджета рф и влияние на неё отдельных факторов.
В настоящее время в бюджетной системе Российской Федерации используются три классификации расходов: функциональная, ведомственная и экономическая. В процессе бюджетного реформирования предполагается ввести еще один вид классификации расходов – программную классификацию.
Функциональная классификация группирует расходы по видам деятельности, ведомственная – расходы субъектов этой деятельности, экономическая – расходы по видам затрат, а программная классификация группирует расходы, ориентированные на достижение определенных целей.
Функциональной (предметной) классификацией распределяются расходы по отраслям деятельности и звеньям управления. Данная классификация характеризует основную цель финансируемого мероприятия. Отраслевая группировка расходов бюджета позволяет выявлять пропорции распределения бюджетных средств и, изменяя их, добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре.
Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства.
Новая функциональная классификация предусматривает 11 разделов (против 30 разделов ранее действовавшей функциональной классификации). Существенной особенностью ее структуры является наличие раздела, объединяющего в себе реализацию функций общегосударственного характера.
Разделы этой классификации предусматривают направление финансовых ресурсов на выполнение следующих основных функций государства:
общегосударственные вопросы;
национальная оборона;
правоохранительная деятельность и национальная безопасность;
национальная экономика;
жилищно-коммунальное хозяйство;
охрана окружающей среды;
образование;
культура, кинематография, средства массовой информации и спорт;
здравоохранение;
социальная политика;
межбюджетные трансферты.
Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются подразделы (их 84), конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. Структура подразделов функциональной классификации расходов бюджетов построена по принципу выделения подфункций.
Дальнейшая детализация расходов осуществляется на уровне целевых статей и видов расходов функциональной классификации в процессе формирования соответствующих бюджетов бюджетной системы.
Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ и отражает финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ.
Четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ детализирует направления финансирования расходов бюджета как по целевым статьям, так и по федеральным целевым программам расходов бюджетов.
Ведомственная классификация расходов утверждается для каждого уровня бюджетной системы в разрезе главных распорядителей бюджетных средств соответствующего уровня.
Экономическая классификация определяет направления расходов бюджетов в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления.
При составлении экономической классификации за основу была взята классификация расходов, рекомендуемая Международным валютным фондом (МВФ), поэтому показатели бюджета также можно использовать для сопоставления с другими странами.
Традиционно бюджетные классификации строились вокруг ведомственной и экономической классификаций, поскольку право вести свой учет и расходовать средства предоставлялось именно ведомствам.
Постепенно в международной практике все большее распространение получило использование функциональной классификации. Как правило, такая классификация строится на основе рекомендаций Международного валютного фонда (Статистика государственных финансов МВФ), согласно которым деятельность правительства должна подразделяться на 10 стандартных функциональных групп. Такое деление позволяет отслеживать и анализировать крупные направления государственных расходов, что необходимо для анализа экономического роста и государственной политики, а также для международных сравнений. Принятый в мае 2001 г. Кодекс бюджетной прозрачности Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) требует, чтобы все расходы были представлены в ведомственной разбивке и уточняет: «должны быть также представлены сведения в разбивке по функциональной и экономической классификациям».
При рассмотрении роли налогов в формировании доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы необходимо, прежде всего, классифицировать доходы по видам. В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. Закон Российской Федерации от 7 мая 2002 г. № 51-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации»» внес изменения в БК РФ и предусматривает следующие элементы классификации доходов бюджетов:
1) налоговые доходы;
2) неналоговые доходы;
3) безвозмездные перечисления;
4) доходы целевых бюджетных фондов;
5) доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги, а также пени и штрафы. Налоговые доходы, как правило, составляют более 90 % доходной базы бюджета. К неналоговым доходам относятся:
доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
займы;
доходы от денежной эмиссии;
доходы от приватизации;
иные неналоговые доходы.
Неналоговые доходы, как правило, составляют менее 10 % доходов бюджета. Это вызвано тем, что эти источники, как правило, влекут за собой дополнительные эффекты: денежная эмиссия – инфляцию, приватизация – снижение стоимости предприятий или продажу последних иностранцам, дополнительные займы повышают процент по выплачиваемым кредитам и т. д. Кроме того, неналоговые доходы являются нестабильным и сокращающимся источником – государственный заем может быть принят, а может быть отказано в нем (например, финансовый кризис августа 1998 г. был в основном вызван кризисом на рынке государственных ценных бумаг); приватизированное предприятие снова продать в частные руки можно только предварительно отняв его у прежнего владельца – только вряд ли кто тогда захочет инвестировать в это предприятие. Однако отказаться от неналоговых доходов невозможно, поскольку они выступают дополнительной опорой для бюджета в случае возникновения кризисных явлений в экономике, когда налоговых доходов недостаточно для реализации социальных программ и политических задач государства.
К безвозмездным перечислениям относятся доходы, получаемые безвозмездно от физических и юридических лиц, международных организаций, правительств иностранных государств и зачисляемые в соответствующий бюджет. В доходы бюджетов могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.
Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами различных уровней в случае внесения изменений в налоговое или бюджетное законодательство РФ, происшедших после утверждения закона о бюджете и потому не учтенных в законе, а также при передаче полномочий по финансированию расходов или передаче доходов.
Предварительное ознакомление с подразделением доходов по видам объясняется разными условиями в определении основных параметров источников бюджетных доходов. Например, чтобы изменить такие элементы налога, как ставка налога, налогооблагаемая база, налоговые льготы и т. д., требуется согласие большинства депутатов Государственной думы РФ, Совета Федерации, Администрации Президента РФ, тогда как изменить условия привлечения неналоговых доходов – займов, стоимости приватизируемого имущества, доходов от денежной эмиссии можно руководствуясь лишь доводами Министерства финансов и Правительства РФ. Однако неналоговые источники могут решать тактические, но не стратегические задачи (для решения которых предназначены налоговые виды доходов бюджетов).
- 1. Взаимосвязи и различия между деньгами, кредитом и финансами
- 2. Денежные реформы: понятие, классификация видов и условия проведения
- 3. Инфляция: сущность, виды, методы борьбы, специфика инфляции в рф
- 4. Финансы: историческое появление и развитие как экономической категории. Функции финансов и их реализация в экономиках разного типа
- 5. Финансовая система: понятие, элементы, участники и организация взаимосвязей между ними.
- 6. Сбережения населения: целевые характеристики и формы образования. Проблемы организации сбережений в России
- 7. Персональные финансы: экономическое содержание и их роль в финансовой системе страны.
- 9. Корпоративные финансы и их значение в экономике страны. Основные финансовые потоки компаний
- 10. Оборотные активы: понятие, структура и значение для организации деятельности предприятия. Источники финансирования оборотных активов.
- 11. Классификация затрат на производство и реализацию продукции
- 12. Алгоритм формирования и использования финансовых результатов компании.
- 13. Рентабельность: понятие, основные показатели, их взаимосвязь и использование в процессе управления компанией
- 14. Государственные финансы: понятие, сущность, состав, роль в экономике
- 15. Федеральный бюджет: понятие, структура, роль в экономике
- 16. Классификация доходов бюджета. Особенности структуры доходов федерального бюджета рф
- 17. Налоговая система и ее структура. Тенденции развития налоговой системы России.
- 18. Прямые налоги: преимущества и недостатки.
- 19. Косвенные налоги: преимущества и недостатки.
- 20. Структура расходов федерального бюджета рф и влияние на неё отдельных факторов.
- 21. Региональные финансы: понятие, состав, функции и значение в экономике. Доходы и расходы региональных бюджетов.
- 22.Муниципальные финансы: понятие, состав, роль в экономике. Местные бюджеты: особенности формирования и использования их финансовых ресурсов.
- 23. Резервные фонды в составе федерального бюджета рф: история возникновения, виды, источники формирования и направления использования. Управление средствами фонда.
- 24. Функциональные направления бюджетной политики государства и проблемы её реализации в России.
- 1. Бюджетная политика должна стать более эффективным инструментом реализации гос. Социально-экономической политики.
- 5. Обеспечение макроэкономической стабильности и бюджетной устойчивости.
- 8. Требуется реализация нового этапа развития межбюджетных отношений.
- 10. Необходимо обеспечить прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса для общества.
- 25. Бюджетный федерализм: сущность и принципы реализации. Межбюджетные отношения в рф и проблемы реализации.
- 26. Пенсионный фонд рф: создание, выполняемые функции, формирование и использование средств фонда. Проблемы реформирования пенсионной системы в рф.
- 27.Базовые принципы и концепции финансового менеджмента
- 28. Основные методы рефинансирования дебиторской задолженности
- 29, Система бюджетирования в российских компаниях. Виды бюджетов, составляемых в компании.
- 30. Управление ликвидностью и платежеспособностью компаний.
- 31. Сущность, цели и методы финансового планирования.
- 32. Особенности организации финансов в структурах малого бизнеса.
- 33. Формы и методы государственного регулирования цен.
- 34. Структура цены и характеристика отдельных составляющих.
- 35. Методы ценообразования: понятие, классификация, преимущества и недостатки отдельных методов.
- 36. Стратегии ценообразования в условиях рыночной экономики.
- 37.Инфраструктура финансового рынка: понятие и элементы. Оценка финансового рынка по индикаторам.
- 38. Коммерческий и потребительский виды кредита: общие черты и особенности. Развитие потребительского кредитования в рф.
- 39.Ипотечный и ломбардный кредиты: общие черты и отличия, особенности их развития в рф.
- Характеристика ик и лк(I)/лк(II)
- 40.Государственный кредит: сущность и классификация разновидностей. Влияние государственного кредита на развитие экономики страны.
- Влияние государственного кредита на экономику страны (см регулирующую функцию).
- 41. Международный кредит: сущность и классификация разновидностей. Влияние международного кредита на развитие экономики страны.
- 42.Посреднические сделки: лизинг, факторинг, форфейтинг. Характеристика организации сделок и степень использования в России.
- 43. Кредитный рынок, его сегменты и формирование спроса на них. Оценка состояния современного кр в России. Определения
- 44. Банковская система России, ее современная структура. Особенности небанковских кредитных организаций, входящих в банковскую систему рф.
- 45. Организация процесса регулирования банковской системы России и перспективы её развития.
- 46.Коммерческие банки: виды, выполняемые функции, особенности организации их деятельности на современном этапе.
- 47. Типы денежно-кредитной политики. Особенности денежно-кредитной политики Банка России на современном этапе.
- 48. Банк России как орган государственного надзора за деятельностью коммерческих банков.
- 49. Активные операции банков: понятие, виды и их значение в деятельности банка.
- 50. Страховой рынок России: формирование и тенденции развития.
- 51. Страхование: понятие, участники и отрасли.
- 52. Состав и источники доходов страховщика.
- 53. Имущественное страхование.
- 54. Особенности медицинского страхования.
- 55. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
- 56. Структура и место рынка ценных бумаг на финансовом рынке. Показатели состояния рынка ценных бумаг
- 57.Участники рынка ценных бумаг и их характеристика.
- III. Фондовые посредники
- IV. Органы регулирования и контроля.
- 3.Биржи
- 4.Общество
- V. Организации, обслуживающие рынок.
- VI. Информационные, рейтинговые, консультационные агентства
- 59.Фондовая биржа: задачи, функции и тенденции развития. Фондовые биржи в России.
- 60 Валютный рынок: функции, участники и классификация видов валютного рынка.
- 61. Общая характеристика финансовой политики компании. Взаимосвязь финансовой политики компании с финансовой политикой государства
- 62. Инвестиционная политика компании. Инвестиционный портфель: понятие, типы, принципы формирования, доходность, рискованность
- 63. Кредитная политика компании, обоснование величины скидок
- 64. Проектное финансирование. Методы оценки инвестиционных проектов
- 1. Чистый дисконтированный доход (npv)
- 2.Норма рентабельности инвестиций (внутренняя норма доходности, irr)
- 65. Понятие и принципы налоговой политики компании. Основные направления налоговой политики компании
- 66. Понятие ценовой политики компании. Типы ценовой политики компании и технология ее формирования
- 67. Система финансового риск-менеджмента: ее основные элементы, их функции и взаимосвязь
- 68. Оценка риска, обусловленного структурой капитала. Первая и вторая концепции финансового рычага. Сущность и методы расчета.
- 69. Финансовый риск: сущность, виды, классификация и практика страхования
- 70. Рыночный риск: сущность, классификация, формы, методы оценки и управления
- 71. Процентный риск: сущность, классификация, методы оценки и управления
- 72. Валютный риск: сущность, классификация, методы оценки и управления
- 73. Кредитный риск: сущность, классификация, методы оценки и управления
- 74. Риски ликвидности: сущность и классификация, методы оценки и управления
- 75. Операционный риск: сущность и классификация. Методы оценки операционного риска и их сущность. Методы управления операционным риском
- 76. Валютные операции. Организация регулирования валютного рынка в России. Либерализация валютных рынков на современном этапе
- 77. Валюта: понятие и классификация видов. Положение национальной валюты на международном рынке
- 78. Валютный курс рубля: динамика и факторы формирования. Классификация валютных курсов
- 79. Платежный баланс
- 80.Эмиссионная деятельность компании.
- 81. Международная валютная система: понятие, эволюционное развитие и современное состояние
- 82.Фсс рф: назначение, особенности формирования и использования
- 83. Фонд обязательного медицинского страхования: назначение, особенности формирования и использования
- 84. Организация управления персональными финансами
- 85. Минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум: экономическое значение, способы формирования и соотношение этих показателей.
- 86. Стратегия формирования капитала компании. Современные источники долгосрочного финансирования компании
- 87. Цена капитала компании: понятие, методика определения. Модель цены капитальных активов, расчет средневзвешенной стоимости капитала
- 89. Управление оборотным капиталом компании. Операционный и финансовый циклы.
- 90. Банкротство компании. Методы предупреждения банкротства и оздоровление компании.