8.5 Факторинговые операции
Факторинг – это товарно-комиссионная операция, сочетающаяся с кредитованием оборотного капитала клиента, связанная с переуступкой клиентом-поставщиком факторинговой компании (банку) неоплаченных платежный требований (счетов-фактур) за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги и соответственно права получения платежа по ним, т.е. инкассирования дебиторской задолженности клиента. [28, 29, 30]
Типовая схема факторинга представлена на рисунке 27.
1 – поставка товара (оказание услуг) на условиях отсрочки платежа;
2 – уступка права требования долга по поставке;
3 – выплата досрочного платежа (до 90% от суммы поставленного товара, оказанных услуг);
4 – оплата за поставленный товар (оказанные услуги);
5 – выплата остатка средств (от 10% - после оплаты покупателем) за вычетом комиссионного вознаграждения фактора.
Рисунок 27 – Схема факторингового обслуживания
В момент приобретения дебиторских счетов клиента банк оплачивает их в размере 70-90% стоимости. Оставшиеся 10-30% служат гарантией от возможный убытков в связи с непредвиденными обстоятельствами (недопоставка товаров и т.п.). Процент страхового фонда можно определить по каждой компании индивидуально, в зависимости от существующих условий. Если же имеется опыт факторинговой работы, то страховой процент можно рассчитать как средний по предприятиям со сходными условиями работы.
Страховой фонд необходим фактору для того, чтобы обеспечить свою устойчивость при неоплате приобретенных платежных требований.
Плата, взимаемая по факторингу, состоит из двух элементов:
плата за управление, т.е. комиссия. Комиссионное вознаграждение – это плата банку за проведение расчетных операций самостоятельно, без участия клиента. Размер комиссионного вознаграждения зависит от степени риска, торгового оборота клиента, размера дебиторской задолженности, объема текущей работы, связанной с осуществлением этой операции;
плата за учетные операции, взимаемая с суммы средств, предоставляемых поставщику досрочно (в форме предварительной оплаты переуступаемых долговых требований), за период между досрочными получениями и датой инкассирования требований. Процент за пользование факторинговым кредитом – это сумма вознаграждения банка-посредника за покупку платежных требований.
Основными функциями факторинга являются:
защита интересов поставщика путем финансирования его текущей деятельности;
контроль над предоставленным коммерческим кредитом, включая получение выручки с должника;
ведение соответствующих бухгалтерских операций;
защита от кредитных рисков.
Максимальное удовлетворение интересов фактора и его клиента достигается путем сочетания различных видов факторинга (рисунок 28).
Рисунок 28 – Виды факторингового обслуживания
При открытом факторинге дебитор уведомлен о том, что в сделке участвует фактор, и осуществляет платежи на его счет, выполняя тем самым свои обязательства по договору поставки. В этом случае встречается трехсторонняя форма договора.
В случае закрытого факторинга дебитор не ставится в известность о наличии договора факторингового обслуживания и продолжает осуществлять платежи поставщику, который, в свою очередь, направляет их в пользу фактора.
Продажа дебиторской задолженности может происходить или с правом или без права регресса. Регресс – это право агента, профинансировавшего своего клиента, осуществить обратную переуступку денежного требования ему и востребовать с него сумму авансового платежа при неоплате поставки должником по истечении определенного срока. Величина регресса составляет 1-2%.
При факторинге с правом регресса поставщик несет кредитный риск в отношении дебиторской задолженности, проданной финансовому агенту. В случае неплатежа со стороны покупателя по любой причине, включая неплатежеспособность или банкротство, агент потребует выполнения платежа со стороны поставщика.
При факторинге без права регресса финансовый агент принимает на себя риск неплатежа со стороны покупателей. Принятие на себя таких рисков, естественно, отражается на величине комиссионных, которые берет агент за предоставление данной финансовой услуги.
Коммерческие банки, обладая финансовыми ресурсами для осуществления этого вида финансового обслуживания своих клиентов, реализуют потенциальные возможности по расширению их числа путем предоставления комплексного обслуживания на финансовом рынке. Банки могут привлекать новых клиентов через своих постоянных партнеров, так как многие коммерческие фирмы и компании-производители заинтересованы в том, чтобы их контрагенты и покупатели обслуживались в одном банке. Это упрощает расчеты, позволяет избегать задержки платежей, способствует устойчивости банка, если предприятия-клиенты банка диверсифицированы по широкому спектру отраслей экономики.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1.2 Основные направления деятельности цб рф и инструменты денежно-кредитной политики
- Является эмиссионным центром страны. Цб наделен монопольным правом эмиссии банкнот, посредством которой он осуществляет денежно-кредитное регулирование (регулирование денежного обращения).
- 2 Коммерческие банки как основное звено банковской системы
- 2. По срокам выдаваемых кредитов:
- 2.3 Структура управления коммерческого банка и задача его основных подразделений
- 3.2 Понятие «банковская услуга». Основные характеристики банковской услуги
- 3.3 Структура основных операций коммерческого банка
- 4 Баланс коммерческого банка и принципы его построения
- 4.1 Требования, предъявляемые к банковскому балансу. Принципы и схема построения баланса коммерческого банка
- Система корреспонденции счетов предложена на рисунке 7. Активный счет Пассивный счет
- 4.2 Разделы баланса коммерческого банка
- 1. Капитал.
- 2. Денежные средства и драгоценные металлы.
- 3. Межбанковские операции.
- 4. Операции с клиентами.
- 5. Операции с ценными бумагами.
- 6. Средства и имущество.
- 7. Результаты деятельности.
- 6 Ликвидность и платежеспособность коммерческого банка
- 7 Активные операции коммерческого банка. Организация кредитования
- 2) Коммерческий кредит.
- 3) Потребительский кредит.
- 5) Международный кредит.
- Коммерческий кредит. Это кредит, предоставляемый покупателем продавцу в качестве отсрочки платежа за товар или покупателями продавцам в виде аванса или предоплаты за поставляемые товары.
- 7.3 Классификация банковских ссуд
- 7.4 Виды банковских ссуд
- 7.5 Методы кредитования и формы ссудных счетов
- 7.7 Процесс заключения кредитной сделки
- 8 Другие активные операции коммерческого банка
- 8.1 Валютные операции коммерческого банка
- Виды валютных операций:
- При проведении экспортно-импортных операций каждому клиенту в уполномоченном банке открываются два параллельно функционирующих счета: транзитный и текущий.
- 8.2 Операции коммерческого банка с ценными бумагами
- 8.5 Факторинговые операции
- 8.6 Трастовые операции
- 8.7 Кассовое обслуживание клиентов
- 8.8 Операции банков с драгоценными металлами
- 9 Прибыль коммерческого банка и порядок ее формирования
- 10 Банковские риски и методы управления ими
- Список использованных источников
- Итоговый тест для самопроверки изученного материала
- 22. Высшим органом управления коммерческим банком является:
- 23. В Правление банка не входят:
- 25. По хозяйственному признаку банки можно классифицировать на:
- Теоретические вопросы для выполнения контрольных работ
- 654007 Г. Новокузнецк, ул. Кирова,42