logo
Организация деятельности КБ

40 Сущность и особенности банковского маркетинга

Под банковским маркетингом понимается такая система управления, которая направлена на изучение, учет и формирование спроса и потребностей клиентуры для обоснованной ориентации деятельности банка на предоставление конкурентоспособного набора операций и услуг, с тем, чтобы обеспечить получение намеченного уровня рентабельности. В современных условиях банкам, для того чтобы выжить и обеспечить свои коммерческие интересы, необходимо осваивать новые виды услуг, бороться за каждого клиента. Важнейшая неотъемлемая черта банковского маркетинга - определенный образ мышления, подход к принятию решений с позиции наиболее полного удовлетворения требований клиента.

Новое мышление банковского служащего основано на следующих принципах: терпимость, способность слушать, простота и доступность для понимания клиента принимаемых решений и рекомендаций, творческий подход к делу и основание единой методологии изучения рынка. Эти принципы ориентированы на клиента. Именно задача сохранения старых клиентов и расширение клиентуры ставится перед банковскими сотрудниками.

На реализацию этой задачи ориентированы цели банковского маркетинга, а именно:

- наиболее полный и тщательный учет требований рыночного спроса и запросов клиента;

- определение оптимального набора услуг и операций, предоставленных коммерческим банком;

- принятие обоснованных решений, эффективность которых определяется по конечному результату деятельности;

- разработка рекламной компании, системы стимулирования сбыта услуг и формирования потребностей потребителей.

Поскольку коммерческий банк всегда рискует в процессе своей работы, то чем точнее используемые им методы изучения потребностей клиентуры, т. е. чем полнее и эффективнее поставлена маркетинговая деятельность, тем прочнее и стабильнее его положение на рынке. Изучение спроса - это не просто достаточное выявление спроса на конкретные услуги, удовлетворяющие определенные потребности, но и формирование этого спроса, предвидение, в каком направлении он будет изменяться.

Банковский маркетинг коммерческого банка как управленческая деятельность включает:

- изучение спроса на конкретные услуги на определенном рынке или его сегменте, требований клиентуры к качеству, новизне, уровню цен на банковские операции;

- составление, исходя из комплексного учета клиентурного спроса, программы маркетинга по услугам;

- установление верхнего предела цены услуги и рентабельности ее предоставления;

- разработку на основе программ маркетинга ассортиментной и инвестиционной политики банка;

- определение конечного результата хозяйственной деятельность банка, валовых доходов и чистой прибыли.

Главное назначение банковского маркетинга изучение тенденций развития потребностей клиентуры и оказание определяющей роли на формировании этих потребностей, конкретного рыночного спроса.