12. Оценка кредитоспособности потенциального заемщика.
1. Характер, репутация заемщика ( character ). Под характером клиента понимается его ответственность, готов ность и желание погасить долг, что предполагает выяснение психологи ческого портрета клиента. При оценке репутации большое значение имеет отношение заемщика к своим обязательствам в прошлом, были ли у него задержки в погашении займов, каков его статус в деловом мире (кредитная история). Работа с новым для банка заемщиком предполагает выяснение его юридического статуса, а для физических лиц правомочности получения кредита.
2. Финансовые возможности ( capacity ). Анализ финансовых возможностей предполагает оценку платеже способности заемщика по документам финансовой отчетности. Основное внимание уделяется анализу денежного потока клиента. Кредитор обязан выяснить из каких источников и какими суммами он сможет погашать ссудную задолженность. Кредиты могут погашаться за счет четырех источников: доходы, продажа активов, продажа акций и получение ссуды у другого кредитора. Банки предпочитают, чтобы ссуда возмещалась за счет дохода, т.к. все другие методы могут быть дорогостоящими и вредить репутации банка.
3. Капитал ( capital ). Размер и структура капитала – важнейший источник информации о деятельности заемщика. При анализе структуры капитала, особое вни мание следует обратить на показатель финансового рычага ( leverage ). Это показатель финансовой устойчивости, отражающий соотношение собственного и заемного капитала фирмы.
4. Обеспечение ( collateral ). Предприятию не будет предоставлен кредит, если оно не располагает имуществом для обеспечения ссуды. Некоторые активы могут слу жить в качестве обеспечения, поэтому очень важно оценить их размеры и качество. При потребительском кредите обеспечением могут служить автомобили, дома, мебель и т.д.
5. Общие экономические условия ( conditions ) включают макроэкономическая и рыночная конъюнктура, перспективы работы клиента.
При анализе кредитоспособности заемщика многое зависит от на личия информац ии о е го прошлом и настоящем. Если банк уже предоставлял ему кредит, то у него имеется кредитная история заемщика, если он обращается за ссудой впервые, зарубежные банки могут обратиться в специализированные информационные агентства типа американской фирмы Дан энд Брэдстрит и получить необходимую информацию даже по зарубежным клиентам.
Для отечественных банков получение такой информации затруднено, поэтому они рассчитывают, как правило, на личное знакомство с клиентом или на информацию, полученную службой безопасности банка.
В оценке кредитоспособности заемщика в любом случае принци пиальное значение имеет финансовый анализ.
Система финансовых коэффициентов оценки кредитоспособ ности включает 45 (в зависимости от подхода автора к классификации коэффициентов) групп и 23 десятка показателей (Приложение №5):
• коэффициенты ликвидности;
• коэффициенты оборачиваемости капитала;
• коэффициенты финансового левереджа ( leverage ) (соотношения собственных и заемных средств);
• коэффициенты прибыльности (рентабельности);
• коэффициенты обеспечения долга.
- 1. Сущность деятельности коммерческого банка
- 3. Основные принципы банковской деятельности
- 4. Порядок ликвидации коммерческого банка
- 5. Организационная структура коммерческого банка
- 6 Значение расчетно-кассовых операций
- 7. Порядок открытия и ведения счетов в банках
- 8 Организация межбанковских расчетов
- 10. Сущность и функции кредита
- 11. Виды кредита
- 12. Оценка кредитоспособности потенциального заемщика.
- 13. Залог и его виды
- 14. Поручительство, гарантия, страхование, цессия
- 15. Оформление кредитного договора
- 16. Порядок выдачи и использования кредита
- 18. Депозиты и их виды
- 19. Процентная политика банка по привлечению средств.
- 20. Виды вкладов физ. Лиц
- 21. Депозитные и сберегательные сертификаты
- 22. Векселя банка
- 23. Облигации банка
- 24 Формирование фонда обязательных резервов
- 25 Основы функционирования рынка межбанковских кредитов
- 26 Особенности организации долгосрочного кредитования
- 27 Кредитование с овердрафтом
- 28 Функционирование контокоррентного счета
- 29. Виды кредитов, выдаваемых физическим лицам
- 30 Порядок выдачи потребительского кредита
- 31 Операции банков с ценными бумагами
- 33 Лизинговые операции
- 34 Факторинговые операции
- 35 Трастовые операции
- 36 Основные принципы проведения валютных операций
- 37 Валютные операции со средствами физических лиц
- 38 Валютные операции по поручению юридических лиц
- 39 Рискованный характер кредитования. Нормативное ограничение риска
- 40 Сущность и особенности банковского маркетинга
- 41 Сегментация как прием банковского маркетинга
- 42 Реклама банковского бизнеса