logo
Организация деятельности КБ

12. Оценка кредитоспособности потенциального заемщика.

1.   Характер, репутация заемщика ( character ). Под характером клиента понимается его ответственность, готов ность и желание погасить долг, что предполагает выяснение психологи ческого портрета клиента. При оценке репутации большое значение имеет отношение заемщика к своим обязательствам в прошлом, были ли у него задержки в погашении займов, каков его статус в деловом мире (кредитная история). Работа с новым для банка заемщиком предполагает выяснение его юридического статуса, а для физических лиц правомочности получения кредита.

2.   Финансовые возможности ( capacity ). Анализ финансовых возможностей предполагает оценку платеже способности заемщика по документам финансовой отчетности. Основное внимание уделяется анализу денежного потока клиента. Кредитор обязан выяснить из каких источников и какими суммами он сможет погашать ссудную задолженность. Кредиты могут погашаться за счет четырех источников: доходы, продажа активов, продажа акций и получение ссуды у другого кредитора. Банки предпочитают, чтобы ссуда возмещалась за счет дохода, т.к. все другие методы могут быть дорогостоящими и вредить репутации банка.

3.   Капитал ( capital ). Размер и структура капитала – важнейший источник информации о деятельности заемщика. При анализе структуры капитала, особое вни мание следует обратить на показатель финансового рычага ( leverage ). Это показатель финансовой устойчивости, отражающий соотношение собственного и заемного капитала фирмы.

4.   Обеспечение ( collateral ). Предприятию не будет предоставлен кредит, если оно не располагает имуществом для обеспечения ссуды. Некоторые активы могут слу жить в качестве обеспечения, поэтому очень важно оценить их размеры и качество. При потребительском кредите обеспечением могут служить автомобили, дома, мебель и т.д.

5.   Общие экономические условия ( conditions ) включают макроэкономическая и рыночная конъюнктура, перспективы работы клиента.

При анализе кредитоспособности заемщика многое зависит от на личия информац ии о е го прошлом и настоящем. Если банк уже предоставлял ему кредит, то у него имеется кредитная история заемщика, если он обращается за ссудой впервые, зарубежные банки могут обратиться в специализированные информационные агентства типа американской фирмы Дан энд Брэдстрит и получить необходимую информацию даже по зарубежным клиентам.

Для отечественных банков получение такой информации затруднено, поэтому они рассчитывают, как правило, на личное знакомство с клиентом или на информацию, полученную службой безопасности банка.

В оценке кредитоспособности заемщика в любом случае принци пиальное значение имеет финансовый анализ.

Система финансовых коэффициентов оценки кредитоспособ ности включает 45 (в зависимости от подхода автора к классификации коэффициентов) групп и 23 десятка показателей (Приложение №5):

•         коэффициенты ликвидности;

•         коэффициенты оборачиваемости капитала;

•         коэффициенты финансового левереджа ( leverage ) (соотношения собственных и заемных средств);

•         коэффициенты прибыльности (рентабельности);

•         коэффициенты обеспечения долга.