14. Поручительство, гарантия, страхование, цессия
Поручительство, как форма обеспечения кредита, состоит в том, что третье лицо - поручитель обязуется перед кредитором отвечать за исполнение заемщиком его обязательства полностью или частично. Поручителем может выступать юридическое лицо, которое оценивается как платежеспособное и кредитоспособное, или физическое лицо, имеющее постоянный источник дохода, который не должен быть меньше, дохода заемщика. Объем ответственности поручителя равен объему ответственности заемщика.
Гарантия предполагает, что третье лицо - гарант - обязуется перед КБ отвечать по обязательствам заемщика. При этом гарант дает письменное обязательство (гарантийное письмо) о выплате обозначенной денежной суммы по предоставлению коммерческим банком письменного требования об ее уплате. За гарантию должник должен уплатить гаранту вознаграждение в процентах от гарантийной суммы. Особенности гарантии состоят в том, что гарантами могут быть, в том числе, коммерческие банки и страховые компании, гарантия имеет безотзывный характер и сохраняет силу в случае недействительности основного обязательства.
Страхование предполагает заключение в договора страхования между заемщиком и страховой организацией, которая берет на себя ответственность за погашение суммы невозвращенного кредита и процента по нему в размере, как правило, 50 – 90% от общей суммы невозвращенного кредита и процента по нему, поэтому в данном случае требуется дополнительная форма обеспечения.
Цессия рассматривается как уступка права на получение оплаты за реализованные товары (работы, услуги) другому лицу. Хотя предметом цессии могут быть и другого рода долги. Притом передаваться они могут как в порядке добровольной уступки, так и в порядке, предусмотренном законом. Обычно цессия, как добровольная уступка, проводится небезвозмездно, то есть лицо — приобретатель прав требования оплачивает уступку.
Если договор цессии не содержит никаких ограничений, права первоначального кредитора переходят к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые были обозначены к моменту перехода прав. Так, к новому кредитору вместе с правами на основную сумму долга переходят и права на суммы, сопровождающие этот долг, например, проценты за кредит (отсрочку). Однако, вместе с тем, новый кредитор в такой сделке приобретает все риски, связанные с неисполнением должником своих обязательств. Участниками цессии выступают три стороны — должник, цедент и цессионарий.
Должник — лицо, на которое направлено право требования.
Цедент — кредитор, уступающий право требования.
Цессионарий — лицо, приобретающее право требования, новый кредитор должника.
- 1. Сущность деятельности коммерческого банка
- 3. Основные принципы банковской деятельности
- 4. Порядок ликвидации коммерческого банка
- 5. Организационная структура коммерческого банка
- 6 Значение расчетно-кассовых операций
- 7. Порядок открытия и ведения счетов в банках
- 8 Организация межбанковских расчетов
- 10. Сущность и функции кредита
- 11. Виды кредита
- 12. Оценка кредитоспособности потенциального заемщика.
- 13. Залог и его виды
- 14. Поручительство, гарантия, страхование, цессия
- 15. Оформление кредитного договора
- 16. Порядок выдачи и использования кредита
- 18. Депозиты и их виды
- 19. Процентная политика банка по привлечению средств.
- 20. Виды вкладов физ. Лиц
- 21. Депозитные и сберегательные сертификаты
- 22. Векселя банка
- 23. Облигации банка
- 24 Формирование фонда обязательных резервов
- 25 Основы функционирования рынка межбанковских кредитов
- 26 Особенности организации долгосрочного кредитования
- 27 Кредитование с овердрафтом
- 28 Функционирование контокоррентного счета
- 29. Виды кредитов, выдаваемых физическим лицам
- 30 Порядок выдачи потребительского кредита
- 31 Операции банков с ценными бумагами
- 33 Лизинговые операции
- 34 Факторинговые операции
- 35 Трастовые операции
- 36 Основные принципы проведения валютных операций
- 37 Валютные операции со средствами физических лиц
- 38 Валютные операции по поручению юридических лиц
- 39 Рискованный характер кредитования. Нормативное ограничение риска
- 40 Сущность и особенности банковского маркетинга
- 41 Сегментация как прием банковского маркетинга
- 42 Реклама банковского бизнеса