37. Налоговая нагрузка и пути ее оптимизации.
Налог.политика имеет трех заинтерес. субъектов – юр.лица,физ.лица и гос-во. Задача гос-ва состоит в установлении разумных взаимоотношений, в максимальной степени удовлетворяющих интересы всех сторон. Налог. система призвана обеспечивать максимально возможное сокращение дефицита гос. бюджета, давая возмож. развитию рыночных форм хозяйствования.
Современная финансовая наука для оценки размера налогового давления на экономику оперирует таким показат. как «налоговая нагрузка на экономику», который рассчитывается как отношение суммы уплачиваемых в стране налогов к ее валовому внутреннему продукту (ВВП). С помощью этого показателя определяется граница вмешательства гос-ва в перераспределение ВВП. Здесь же оценивается распределение налог. бремени между группами однородных предприятий, т.е. отраслями производства, и налоговая нагрузка на население страны. Микроуровень включает определение налоговой нагрузки на конкретные предприятия, а также исчисление налоговой нагрузки на работника. Снижение налогового бремени, как подтвердил графически и расчетами американский ученый А.Лаффер в 80-х годах на примере США, ведет к росту численности богатых налогоплательщиков и не снижает массу налоговых платежей при оптимальном расчете ставок и высокой собираемости налогов. Общие принципы, обуславливающие кривую А.Лаффера, в основном сводятся к следующим факторам:
высокие налоги уменьшают возможности накопления инвестиций, что отражается в ближайшей перспективе на снижении налогооблагаемой базы;
капитал перекачивается в страны с более низким налоговым бременем;
капитал уходит в теневую экономику;
капитал уходит из сферы реальной экономики.
Выделяют след. мероприятия направленные на эффективность налоговых отношений: прозрачность движения налог. платежей от сборов до налогопотребителей, последовательное сокращение нерациональных трат, конкретизация адресности государственных дотаций, субсидий, ужесточение контроля представительных органов власти за внутренними и внешними займами и направлениями их использования.
Решение всех вопросов повышения эффективности налоговых отношений заложено в стабилизации экономики и росте ВВП. Налоговая система призвана стимулировать экономический рост.
Индикатор налоговая ставка отражает величину налоговой нагрузки на предприятие и выра-жается в процентах от его коммерческой прибыли. Совокупная налоговая ставка, приходящаяся на среднестатистическую компанию в Беларуси, составляет 63%. Это выше среднего мирового показате-ля – 47,8%. По данному показателю Казахстан находится на 41 месте, размер общей ставки налогоо-бложения – 28.6%, по которой Казахстан входит в тройку первенства по странам СНГ. В Российской Федерации этот показатель равен 47%. По-прежнему центральное место в структуре доходов, контролируемых налоговыми органами, занимает НДС.
Налоговая система РБ требует пересмотра по следующим направлениям.
Необходимо и далее упрощать систему налогового и социального законодательства;
Необходимо добиться стабильности налогового законодательства, то есть незначительное изменение не чаще одного раза в год, является важной предпосылкой для уменьшения времени, затрачиваемого предприятиями на изучение законодательных нововведений и подготовку налоговой отчётности.
Необходимо сокращать налоговую нагрузку.
- 1. Финансы в системе экономических отношений в обществе.
- 2. Финансовые ресурсы и их роль в деятельности гос-ва и субъектов хоз-ния.
- 3. Общее понятие о финансовой системе государства.
- 4. Сферы и звенья финансовой системы и их краткая хар-ка
- 5. Органы управления финансами рб
- 6. Финансовая политика государства ее виды и роль
- 7. Финансовый механизм государства и его составные части.
- 8. Экономическое содержание и функции бюджета.
- 9. Содержание, состав и структура доходов бюджета.
- 10. Сущность налогов как социально-экономической категории
- 11. Исторические аспекты развития науки о налогах
- 12. Функции налогов
- 13. Задачи, функции и права МпНиСрб.
- 14. Элемента налога и налоговая терминалогия
- 15. Классификация налоговых платежей.
- 16. Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь.
- 17. Характеристика таможенных платежей.
- 18. Методика расчета акцизов и ндс при ввозе товаров на там тер-рию рб.
- 19. Налог на добавленную стоимость. Методика расчета
- 20. Характеристика акцизов. Методика расчета.
- 21. Налог за использование природных ресурсов, методика расчета.
- 22. Характеристика и методика расчета платежей за землю.
- 23. Хар-ка и методика расчета обязат страх взносов в фсзн Минтруда рб
- 24. Налог на недвижимость, его характеристика.
- 25.Налог на прибыль и доходы предприятия, его характеристика.
- 26. Целевые сборы, их характеристика.
- 27. Особенности налогообложения прибыли (доходов) иностранных юл.
- 28. Расчет налога на прибыль и доходы предприятия.
- 29. Расчет налога на недвижимость.
- 30. Значение и характеристика упрощенной системы налогообложения (усн).
- 31. Единый налог для производителей с/х продукции. Особенности исчисления.
- 32. Единый налог с ип и иных фл, осущ реализацию товаров. Методика расчета.
- 33. Налог на игорный бизнес, его характеристика.
- 34. Налог на лотерейную деятельность, его характеристика.
- 35. Особенности налогообложения в свободных экономических зонах.
- 36. Оценка практики функционирования налоговой системы рб.
- 37. Налоговая нагрузка и пути ее оптимизации.
- 38. Содержание общей и специальной части Налогового кодекса (нк) рб.
- 39. Расходы бюджета и их классификация.
- 40. Дефицит государственного бюджета: причины и источники финансирования.
- 41. Местные бюджеты, их формирование и использование.
- 42. Устройства бюджетной системы федеративного государства.
- 43. Бюджет Союзного государства рб и Российской Федерации.
- 44. Понятие гос-ных целевых фондов, источники их форм и напр использования.
- 45. Внебюджетные фонды в рб, источники форм и направления использования.
- 46. Экономическое содержание и функции государственного кредита.
- 47. Основные формы внутреннего и внешнего кредита.
- 48. Гос-ный кредит и государственный долг: понятие и методы управления.
- 49. Внешний кредит и тенденции его развития в Республике Беларусь.
- 50. Гос-ные гарантии внутренних и внешних займов. Лимит внутр и внеш кредита.
- 51. Общая хар-ка фин пр-тий как звена фс. Принципы орг ф ком-ких пр-тий.
- 52. Финансовые ресурсы предприятий (организаций).
- 53. Собственные финансовые ресурсы предприятия: источники и роль.
- 54. Государственные фр и их роль в развитии предприятий сферы мате пр-ва.
- 55. Ден доходы пр-тия: понятие, направл возник. Выручка пр-тия и ее роль на п.
- 56. Доходы, расходы, прибыль и рентабельность предприятий (организаций).
- 57. Заемные финансовые ресурсы и их роль в деятельности предприятия.
- 58. Общая хар-ка фин учреждений (организаций) непр-ной сферы как звена фсг.
- 59. Финансовые ресурсы учреждений (орг) непроизводственной сферы.
- 60. Планирование объемов и механизм бюджетного финн-ния непр-ной сферы в рб.
- 61. Направления совершенствования организации финансов непр-ной сферы.
- 62. Возникновение кредитных отноше. Сущ кредита и типы кредитных отнош.
- 63. Натуралистическая и капиталотворческая теория кредита.
- 64. Харка функций и принципов к. Понятие границ к. Кол и кач границы кредита.
- 65. Общая характеристика форм кредита и критерии его классификации.
- 66. Понятие кредитной сист. Банк система и модели ее постр. Типы орг банк дела.
- 67. Парабанк система. Хар-ка спец-ных кредитно-фин учреждений (институтов).
- 68. Особенности построения банковской системы в зарубежных странах.
- 69. Возник и сущность цб. История создания цб в разл гос-вах. Цели и функц цб.
- 70. Правовые основы деятельности и особенности функционирования нбрб.
- 71. Функции и операции Национального банка Республики Беларусь.
- 72. Структура и органы управления Национального банка рб.
- 73. Коммерч. Банк как субъект хозяйствов. Орг. Деят-ти коммерч. Банков.
- 74. Характеристика функций и операций коммерческого банка.
- 75. Баланс коммерческого банка, цели и задачи его анализа
- 76. Теория управл. Ликвидностью. Ликв. И достаточность капитала коммерч. Банка.
- 77. Показатели ликвидности коммерческого банка. Управление ликвидностью.
- 78. Классификация методов денежно-кредитного регулирования.
- 79. Опер. На открытых рынках как осн. Кор-ий метод денежно-кредитной политики
- 80. Учетная политика.
- 81. Нормативные методы денежно-кредитного регулирования.
- 82. Политика минимальных обязательных резервов. Применение их в рб.
- 83. Банковский надзор: понятие, роль и система. Методы банковского надзора.
- 84. Особенности организации денежно-кредитного регул-я в зарубежных странах.
- 85. Социально-экономическая сущность и фун-ии фин. Домашних хозяйств.
- 86. Фин. Ресурсы домашнего хоз-ва. Фин. Решения домашних хоз-в.
- 87. Бюджет дом. Хоз-ва. Состав и показатели доходов дом. Хоз-ва, источн. Их фор-ия.
- 88. Соц. И страх. Выплаты домашним хоз-ам. Гос. Регулир. Оплаты труда.
- 89. Расходы домашних хозяйств, их классификация и структура.
- 90. Денежные сбережения домашних хозяйств.
- 91. Пон. Фин. Рынка и спос. Его орг-ии. Стр-ра фин. Рынка, его звенья и сегменты.
- 92. Виды фин. Рынка. Роль фин. Рынка и его место в фин. Системе государства.
- 93. Понятие рцб как осн. Сегмента финн. Рынка. Виды цб и их инвестиц. Качества.
- 94. Мировой финн. Кризис, причины возникновения и формы проявления.
- 95. Мех. И напр. Влияния мир. Фин. Кризиса на экономику рб.
- 96. Антикр. Меры для миним. Последствий финн. Кризиса на экономику рб