logo
+Шпоры по ФСГ (96 вопросов)

16. Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь.

В 1992г была введена в действие новая, ориентированная на рынок система налогообложения. Ее основу составил Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет РБ», а также спец-ые акты налогового законодательства. Налоговая система РБ включает общереспубликанские и местные налоги и сборы. Из всей совокупности налогов и сборов, образующих налоговую систему РБ, в качестве основных, зависящих от экономической деятельности налогоплательщиков, должны рассматриваться налоги на прибыль и доходы, подоходный налог, налог на недвижимость (имущество). Налоговая система неоднократно корректировалась. В 2006-2011 были отменены ряд налогов (чрезвычайнsq налог, налог с пользователей автомобильных дорог и др).

Налоговый кодекс –это основной документ, регламентирующий в комплексе все направления налоговых отношений в государстве. С 1 января 2010 г. Особенная часть Налогового кодекса вступила в силу. Т.о, налоговая система РБ включает 30 стандартных платежей. При этом обычный налогоплательщик уплачивает только пять из них: НДС, налог на прибыль, налог на недвижимость, земельный и экологический налоги (белорусская налоговая система практически не отличается от таковой в европейских странах). Доходы физических лиц облагаются подоходным налогом, ставка которого составляет 12%. По каждому налоговому платежу устанавливается состав плательщиков, объект налогообложения, налоговая база, размеры ставок, перечни льгот, а также порядок исчисления налогов, сроки их уплаты и предоставления деклараций. Упрощение налоговой системы и снижение налоговой нагрузки являются основными направлениями налоговой политики РБ на современном этапе. Все другие налоги, сборы (пошлины), предусмотренные Особенной частью Налогового кодекса, уплачиваются плательщиками только в разовых случаях либо при осуществлении ими отдельных видов деятельности. К ним относятся: сбор с заготовителей, акцизы, налог на добычу природных ресурсов, налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, оффшорный сбор, гербовый сбор, консульский сбор, государственная пошлина. Одними из основополагающих принципов в работе белорусской системы налогообложения в настоящее время являются построение максимально простой и понятной системы налогообложения, создание условий, необходимых для эффективного развития деловой среды.

В ходе выполнения своих основных функций налоговая система призвана обеспечивать максимально возможное сокращение дефицита государственного бюджета, давая широкий простор развитию рыночных форм хозяйствования.

Современная финансовая наука и практика для оценки размера налогового давления на экономику оперирует главным образом показателем «налоговая нагрузка на экономику», который рассчитывается как отношение суммы уплачиваемых в стране налогов к ее валовому внутреннему продукту (ВВП). С помощью этого показателя определяется граница вмешательства государства в перераспределение ВВП. О размерах налогового бремени нет единых мнений среди финансистов, экономистов, политиков. Одни называют 35–40%, другие – 55–60%, третьи – 75–80%.

Индикатор налоговая ставка отражает величину налоговой нагрузки на предприятие и выра-жается в процентах от его коммерческой прибыли. Совокупная налоговая ставка, приходящаяся на среднестатистическую компанию в Беларуси, составляет 63%.